Резьба по кости
Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.
В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась "Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой". Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - "Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой" (учреждена в 1893 году). Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта.
Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В 1897 году при музее была создана комиссия но изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении видную роль сыграл тобольский художник М. С. Знаменский (1833-1892), научившийся резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам. Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной точностью социальных характеристик и бытовых реалий.
В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель "Коопэкспорт", обеспечивавшая поставку изделий за границу.
Определяющей композиционной схемой в 1950-1970-е гг. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.
В конце XX века в тобольской резьбе по кости происходит перелом, выражающийся в поиске новых тем и сюжетов, нестандартных видов изделий, равно как и новых форм организации производства в системе "художник - рынок".
Продолжает успешно работать и "патриарх" тобольской резьбы, заслуженный художник РФ Г. А. Хазов, уже более полувека создающий прекрасные образцы резьбы пo кости.
За полуторавековой период деятельности на косторезной фабрике накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений.
В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки.
В конце 50-60-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, в связи с этим необходимо, было переориентироваться на простую поделочную цевку (кость крупного рогатого скота). Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
В 70-е и 80-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же, главное место занимает скульптура.
В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов, женских украшений.
В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон художественных сувенирных изделий: от дорогостоящих (из элитных материалов, например, кости мамонта) до относительно дешевых (из простой цевки и рога лося). Тобольская резная кость - прекрасный сувенир, подарок к празднику и юбилею, предприятие работает по коллективным и индивидуальным заказам.
Как мне объяснил один из мастеров, по совместительству гид на тот момент, работают они с самым разными материалами, на материалах заказчика и не только. Не работают с материалом добытым незаконным способом - например, бивнями слонов, носорогов и прочим.
Бивень мамонта различается, в зависимости от того, где он добыт. В зоне вечной мерзлоты он имеет более-менее однородную структуру и белоснежный цвет, правда при расстаивании он трескается и задача при подготовке его - уменьшить это явление
Добытый в других условиях бивень темный и имеет слоистую структуру. Работники иногда выполняют работы по подготовки костей древних животных, чтобы при длительном хранении они не разрушались.
Со слов гида, Тобольская фабрика ныне единственная в России - все остальные просто мастерские. Фабрика имела и госзаказы, например перед Олимпиадой.
В музее также были представлены изделия мастеров из других регионов, а также копии изделий, сделанных с найденных в захоронениях финно-угорских народов - национальная резьба по кости была у них. Но их изделия носили больше бытовой характер - например, детали упряжи оленей: кость меньше натирала его, чем дерево.
В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась "Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой". Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - "Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой" (учреждена в 1893 году). Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта.
Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В 1897 году при музее была создана комиссия но изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении видную роль сыграл тобольский художник М. С. Знаменский (1833-1892), научившийся резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам. Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной точностью социальных характеристик и бытовых реалий.
«У чума», рог лося, 20*17*14,5 см.
В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель "Коопэкспорт", обеспечивавшая поставку изделий за границу.
Определяющей композиционной схемой в 1950-1970-е гг. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.
В конце XX века в тобольской резьбе по кости происходит перелом, выражающийся в поиске новых тем и сюжетов, нестандартных видов изделий, равно как и новых форм организации производства в системе "художник - рынок".
Продолжает успешно работать и "патриарх" тобольской резьбы, заслуженный художник РФ Г. А. Хазов, уже более полувека создающий прекрасные образцы резьбы пo кости.
За полуторавековой период деятельности на косторезной фабрике накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений.
В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки.
В конце 50-60-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, в связи с этим необходимо, было переориентироваться на простую поделочную цевку (кость крупного рогатого скота). Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
В 70-е и 80-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же, главное место занимает скульптура.
«Восход», цевка, 11*16,5*4,5 см.
В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов, женских украшений.
В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон художественных сувенирных изделий: от дорогостоящих (из элитных материалов, например, кости мамонта) до относительно дешевых (из простой цевки и рога лося). Тобольская резная кость - прекрасный сувенир, подарок к празднику и юбилею, предприятие работает по коллективным и индивидуальным заказам.
«Семья мамонтов б.м», бивень мамонта, 17*16*20 см.
Как мне объяснил один из мастеров, по совместительству гид на тот момент, работают они с самым разными материалами, на материалах заказчика и не только. Не работают с материалом добытым незаконным способом - например, бивнями слонов, носорогов и прочим.
Бивень мамонта различается, в зависимости от того, где он добыт. В зоне вечной мерзлоты он имеет более-менее однородную структуру и белоснежный цвет, правда при расстаивании он трескается и задача при подготовке его - уменьшить это явление
Добытый в других условиях бивень темный и имеет слоистую структуру. Работники иногда выполняют работы по подготовки костей древних животных, чтобы при длительном хранении они не разрушались.
Со слов гида, Тобольская фабрика ныне единственная в России - все остальные просто мастерские. Фабрика имела и госзаказы, например перед Олимпиадой.
В музее также были представлены изделия мастеров из других регионов, а также копии изделий, сделанных с найденных в захоронениях финно-угорских народов - национальная резьба по кости была у них. Но их изделия носили больше бытовой характер - например, детали упряжи оленей: кость меньше натирала его, чем дерево.
19
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (76)
Написать комментарий: