Гарнийское ущелье: пещера разбойника, соляной грот, святой источник
Рассказ батюшки Александра, моего духовного наставника о загадочном месте, где живая роза может превратиться в каменную и остаться в вечности, где сочащуюся из скал воду можно собирать по каплям в пригоршни и пить без опаски, где можно лежать в природной ванне и, наслаждаясь, излечиваться от болезней, когда врачи на тебя махнули рукой, где со всех сторон тебя обступают красные, похожие на марсианские, горы, а по ночам над ними загораются огни инопланетных эскадрилий, где горная речка на клавишах-камнях исполняет для тебя мелодию, созвучную душе, будоражил воображение. В этом диком, похожем на рай месте, затерявшемся в Гарнийском ущелье (Армения), сохранились руины дома дедушки и бабушки моего духовного наставника, здесь прошло его детство, поэтому каждая тропинка хожена-перехожена им…
Mы спускаемся в Гарнийское ущелье по крутой, скалистой тропинке, виляющей меж каменных глыб. Нас окружают причудливые красные горы, покрытые кустарниками и карликовыми деревцами. «Конопатые горы!» – мелькает образ у меня в голове, а про себя сетую, что каким бы ни был хорошим фотоаппарат, все равно всю красоту окружающей природы не передать.
Батюшка давно «ускакал» вперёд, будто не старше а моложе меня на двадцать лет. Вот те на! И тут я впервые за несколько лет активной походной жизни и горных восхождений почувствовала себя «чайником»: нарядилась в шорты, блузку, кроссовки для бега, которые предательски скользят не только на осыпи, но и на вполне устойчивых камнях; кто же мог подумать, что с отцом Александром, настоятелем церкви, можно отправиться в самый настоящий горный поход, а не так – подъехать к источнику, окунуться, прогуляться по тропинке туда-сюда и вернуться в город.
В некоторых наиболее скалистых местах проставлены старые, но крепкие деревянные лестницы. Отец Александр помнит, как его дедушка мастерил их на своём подворье.
Первое место нашей остановки – пещера разбойника Артуша-гасаба, который лютовствовал в округе не так давно – в начале двадцатого века. В то время у разбойников был кодекс чести, и родину они любили не меньше, чем более благочестивый люд. Никто не помнит о злодеяниях Артуша, вполне возможно, что был он простым отшельником, но в легендах остался героем, который обезвредил две турецких дивизии, застрявшее в ущелье, во время Геноцида армян. Большая, сухая пещера, с узким и низким входом, хорошее место для ночёвки, для тех, кто не успел выбраться из ущелья засветло. По другую сторону реки Азат, тоже на склоне горы, находится вторая пещера Артуша. Менее уютная, каменисто-земляная. Но цели заночевать здесь мы не ставили, засим отправились дальше.
Впереди нас ждали руины одинокого дома, где некогда жили дедушка и бабушка отца Александра, а впереди него – Витин камень – камень сына моего проводника по местам своего детства. Так странно бывать в домах, давно оставшихся без своих хозяев – нет, они не покинули место своего обитания, весь свой земной век они прожили здесь, ‒ и чувствовать запахи хлеба, молока, в аккуратненьких плетнях летнего шалаша, в стенах из тяжёлых грубых камней зимнего дома чувствовать созидательную силу любви. Здесь, вдали от массовых поселений, жили два человека, мужчина и женщина, построили дом, посадили сад, родили детей, потом нянчили внуков. Отец Александр рассказывает, как за четыре дня до смерти его дедушка прошёл всю округу, будто бы прощаясь, а потом заснул. «Есть люди умершие, а есть усопшие», ‒ объясняет мне разницу батюшка. Вот те, кто ведёт праведную, правильную жизнь, не отступая от природы и совести, никогда не умирает.
Мы перебираемся через клокочущую реку Азат (на обратном пути устроим здесь «джакузи»!) по шаткому подвесному мосту из прутьев, скреплённых проволокой, и направляемся к тому волшебному месту, где можно положить живую розу, а через месяца два она превратится в каменную. Небольшой соляной грот, с которого каплями стекает вода, отдалённо напоминает самые смелые архитектурные воплощения Антонио Гауди. Но нет, это живая природа, это её великое и неповторимое творение. И вода здесь такая – пить и не напиться! На память беру окаменевший перистый листик.
Через три километра от этого места, на возвышающемся над Азатским водохранилищем красно-жёлто-белом холме, находится целебный источник, рядом с которым некогда стояла часовенька. Именно здесь можно окунуться и забыть о своих болезнях. Конечно, случится это не за один раз, поэтому лучше поселиться в райском Гарнийском ущелье на несколько дней. Азатское водохранилище, окружённое мягким песком, питаемое одноимённой рекой, приветствует тебя гоготанием чаек.
…Весёлые и бодрые, будто бы не прошли добрый десяток километров, возвращались мы обратно. По дороге батюшка кормил меня дикими фруктами, ягодами и цветком, который армяне называют топузом, его красивая воздушная шапочка таит в себе крепкие и острые иголки, но… разрезаешь цветок, а внутри – орешек… В общем, с голоду не умрёшь. Верно говорят, есть молодильное яблочко, живая вода, и все это можно найти в Гарнийском ущелье, на тропинках детства отца Александра.
1
Другие новости









Написать комментарий: