Страницы истории. Женщины и ХХ век, или Судьба Анки-пулеметчицы.
Удивляет и огорчает, что русскоязычная общественность никак не готовится к приближающемуся 130-му юбилею Василия Ивановича Чапаева. Ведь его фигура обогатила русский фольклор больше, чем былины об Илье Муромце плюс анекдоты про Пушкина и Ленина.
Недавно я сказал своему товарищу, что обнаружил в интернете интересные сведения о Чапаеве.
– Неужели и он? – вскричал товарищ.
– Нет, его отец был эрзя, а мать – чувашка. Но вот Анка-пулемётчица…
– Не может быть! Анка-пулемётчица не могла быть еврейкой, – запротестовал товарищ.
– Могла! – заявил я.
Начало истории об Анке следует отнести к житию ее матери – Менделевой Юлии Ароновны (1883-1959).
Будь МЮА христианкой – вполне заслуживала бы чести быть приобщённой к лику православных святых, а то и великомучениц. В восьмилетнем возрасте она пережила в Стародубе устроенный старообрядцами еврейский погром – оказывается, были и такие. В свои 16, оказавшись на территории Кубанского казачьего войска, родила от одного из казаков по имени Никита дочь Анну Стешенко.
Совсем молодой МЮА примкнула к РСДРП, и к 1917 году имела уже солидный стаж у большевиков. Благодаря этому она вскоре возглавила созданный в Ленинграде Институт матери и ребёнка (Матреб на новоязе). Пользуясь своим положением в партии, МЮА собрала в институте лучших старорежимных учёных и смогла защитить их от репрессий в грядущие годы. Почти всех… В ленинградскую блокаду МЮА сумела организовать питание детей выдуманной едой: приготовленной из сои, восстановленного растительного масла из олифы, хвои; дрожжевым супом.
Всё же нельзя сказать, что в педиатрическом мединституте (так Матреб стал называться с 1935-го года) не посадили никого. В 1949 году арестовали за космополитизм саму МЮА. Проведя в ГУЛАГе 7 лет, она была реабилитирована, выпущена на волю и вскоре умерла.
Но история, коснувшаяся Чапаева, не о МЮА, а о её дочери Анне. В Первую мировую в санитарном поезде молоденькая медсестра Анна познакомилась с медбратом Дмитрием Фурмановым – тем самым, что позже создаст былинный образ комдива Чапаева, и вышла за него замуж.
Позже они расстались «на почве ревности», как скупо объясняет интернет. Однако в апреле 1919 года Анна нежданно нагрянула к мужу, в ту пору комиссару чапаевской дивизии.
Сегодня представляется невероятным, что женщина по доброй воле могла отправиться из безопасного дома в тылу на войну, на которой убивают. Это же недоумение было у меня полвека назад, когда я читал главный роман соцреализма – трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам». Там две сестры – Катя и Даша – отправляются искать своих возлюбленных Рощина и Телегина на фронты Гражданской войны. Поначалу один возлюбленный воевал за белых, второй – за красных, в конце – оба за красных.
Читатель – я – волновался – не умыкнут ли, не изнасилуют ли молодых привлекательных женщин изголодавшиеся по женской ласке грубые вояки. Можно себе представить – как выглядели бы приключения двух сестёр на войне, будь роман написан не в жанре соцреализма, а, скажем, французского натурализма. Или на четверть века раньше тем же Толстым, когда автор бессмертного Буратино ещё сочинял порнографию. Но тут всё обошлось – сёстры нетронутыми соединились со своими красными офицерами.
Особенно мне запала в душу заключительная сцена толстющей книги Толстого. «В пятиярусном зале Большого театра» с галёрки для зрителей четвёрка героев трилогии наблюдает принятие плана ГОЭЛРО.
– Где Ленин? – спросила Катя, вглядываясь с высоты пятого яруса. Рощин, державший, не отпуская, ее худенькую руку, ответил также шепотом:
– Тот, в черном пальто, видишь – он быстро пишет, поднял голову, бросает через стол записку… Это он… А с краю – худощавый, с черными усами – Сталин, тот, кто разгромил Деникина…
Сталин не громил Деникина? Так ведь это же соцреализм.
Война продолжалась долгих 7 лет – с 1914 по 1920 год. Проходила молодость – время любви. Мужчины остервенело убивали друг друга. Что было делать женщинам? Анна Стешенко отправилась к мужу.
Узнав о приезде жены комиссара, Чапаев отправился познакомиться, и застал супругов в постели. Ну как тут было не влюбиться? Чапаев сразу и влюбился.
Анна Стешенко описывается историками красивой женщиной, хотя старые фотографии не доносят этого. В архиве Фурманова сохранился обмен письмами начдива и комиссара о возникшем любовном конфликте. Чапаев: «…я вам однажды сказал, что на жену своего товарища никогда не посягну. Мало ли что у меня в душе, любить никто не может мне воспретить… Так ведь я что, если бы Анна Никитична сама не хотела, так я ведь и не стал бы».
Фурманов отвечал: «Вы …пытались всё объяснить какой-то нелепой ревностью из-за Анны Никитичны. Но подумайте сами, ведь это очень смешно и глупо, если бы я на самом деле вздумал ревновать её к вам. Такие соперники не опасны, она мне показывала ваше последнее письмо, где написано „любящий вас Чапаев“. Она действительно возмущалась вашей низостью и наглостью, и в своей записке, кажется, достаточно ярко выразила вам своё презрение. Эти все документы у меня в руках и при случае я покажу их кому следует, чтобы раскрыть вашу гнусную игру. К низкому человеку ревновать нельзя, и я, разумеется, её не ревновал, а был глубоко возмущён тем наглым ухаживанием и постоянным приставанием, которое было очевидно и о котором Анна Никитична неоднократно мне говорила. Значит, была не ревность, а возмущение вашим поведением и презрение к вам за подлые и низкие приёмы».
Очевидно, Фурманов написал жалобу на Чапаева. Командование разрешило конфликт просто – комиссара отозвали. Анна уехала с ним. Вскоре отчаянным рейдом отряда полковника Бородина штаб Чапаева был разгромлен, а он почти наверняка погиб. Лёгкие сомнения вызывает лишь множество версий его гибели – один человек не может погибнуть разными путями – и отсутствие трупа. А Фурманов удивлялся, что приезд на фронт жены и её отношения с Чапаевым спасли его. Задержись Фурманов ненадолго в дивизии Чапаева – разделил бы печальную судьбу комдива.
Как совместить «презрение за подлые и низкие приёмы» к «низкому человеку» с воспеванием Чапаева в самой знаменитой книге о Гражданской войне?
Ответ тот же – соцреализм.
В целом романтическая жизнь Чапаева была несчастной. Когда в 1914 году он отправился на фронт, его жена Пелагея ушла из дома родителей Чапаева вместе с их тремя детьми к соседу-кондуктору. Следующая дама Чапаева, тоже Пелагея, вдова его фронтового друга, изменила ему с начальником артиллерийского склада. Дочь Чапаева Клавдия описывает, что в разрешении того конфликта были задействованы разные виды стрелкового оружия – наган, пулемёт. Обычное дело.
Клавдия считает, что эта вторая Пелагея и погубила Чапаева. После того, как комдив отказался с ней мириться и отослал из Лбищенска, в котором находился его штаб, Пелагея заехала в штаб к белым и сообщила тем о малочисленности войск, охранявших Чапаева. Клавдия слышала, как Пелагея хвастала своим предательством.
Вскоре овдовела Анна. В 1926 году от ерундовой простуды в возрасте 35 лет умер Фурманов. (У него развился менингит.) Анна Стешенко на основании романа и дневников умершего мужа, других документов написала сценарий, по которому братья Васильевы в 1934 году сняли знаменитый фильм «Чапаев». Этот кинематографический Чапаев и стал народным героем, о котором складывали анекдоты. Считается, в образе пулемётчицы Анки изображена сама автор сценария.
Вторым браком Анна вышла замуж на геройского комбрига Лайоша Гавро – «венгерского Чапаева», как того называли. Одновременно с выходом фильма, в 1934 году, у них родились мальчик и девочка. А в 1938-м «венгерского Чапаева» расстреляли...
Анна пережила Гавро на три года и умерла в возрасте 42-х лет.
Дочь Анны Кира Менделева, унаследовавшая, миновав фамилии деда и двух мужей матери, еврейскую фамилию бабки, стала первой женой самого яркого писателя «оттепели» Василия Аксёнова. Их сын Алексей – кинематографист. «Как причудливо тасуется колода!» – говорил булгаковский Воланд. Единственный известный потомок знаменитого писателя – еврей по галахе, ещё каким-то боком имеющий отношение к романтическому конфликту Чапаева с Фурмановым.
Бабушке Алексея Аксёнова Евгении Гинзбург и Юлии Менделевой, выдающимся женщинам своего времени, познакомиться в ГУЛАГе, видимо, не пришлось. Первая отсидела свои 10 лет с 1937-го по 1947-й год, и в 1949-м, когда посадили вторую, была уже на «вечном поселении» в Магадане.
Грустная тема – российские женщины и ХХ век. Пока мужчины с 1914-го по 1920-й годы бессмысленно уничтожали сначала чужаков, потом свой народ и свою страну, уходили лучшие годы жизни целого поколения женщин. За мифологизированными фигурами Чапаева, Фурманова, Анки-пулемётчицы таится трагедия завершения естественной жизни России и начала кровавого времени предательств и злодейств. Трагедии Евгении Гинзбург и Юлии Менделевой ярко иллюстрируют это.
Не так уж многие люди вспомнят о юбилее Чапаева. Но для меня эта дата дорога. Ведь я родился ровно на 60 лет позже легендарного комдива. 60 – это, как известно, мистическое число шумеров, основание шестидесятеричной системы, сохранившейся в измерении времени. Не зря в молодости, когда я был побойчей, я хвастал перед приятелями: «Такие люди рождаются раз в 60 лет!»
Судьбы Чапаева, погибшего в 32 года, персонажей книги о нём – трагичны. Не сильно скрашивают истории о них бесконечные анекдоты про Чапаева и его окружение – в большинстве своём однообразные и не смешные.
Источник
==================================================
Должен отметить, что в последнее время, появилось мнение, что роль Чапаева в истории Гражданской войны очень мала, и его не стоило бы упоминать среди прочих известных фигур того времени, таких, как Н. А. Щорс, С. Г. Лазо, Г. И. Котовский, если бы не миф, созданный из него...(см. Веллер М., Буровский А. Гражданская история безумной войны. — Москва, 2007. — С. 542—543.)
Не знаю... Фильм смотрел десятки раз. Читал Фурманова. Не хочу впадать в патетику, но я воспитывался на примере Чапаева-героя. Для меня он таким и останется.
Недавно я сказал своему товарищу, что обнаружил в интернете интересные сведения о Чапаеве.
– Неужели и он? – вскричал товарищ.
– Нет, его отец был эрзя, а мать – чувашка. Но вот Анка-пулемётчица…
– Не может быть! Анка-пулемётчица не могла быть еврейкой, – запротестовал товарищ.
– Могла! – заявил я.
Начало истории об Анке следует отнести к житию ее матери – Менделевой Юлии Ароновны (1883-1959).
Будь МЮА христианкой – вполне заслуживала бы чести быть приобщённой к лику православных святых, а то и великомучениц. В восьмилетнем возрасте она пережила в Стародубе устроенный старообрядцами еврейский погром – оказывается, были и такие. В свои 16, оказавшись на территории Кубанского казачьего войска, родила от одного из казаков по имени Никита дочь Анну Стешенко.
Совсем молодой МЮА примкнула к РСДРП, и к 1917 году имела уже солидный стаж у большевиков. Благодаря этому она вскоре возглавила созданный в Ленинграде Институт матери и ребёнка (Матреб на новоязе). Пользуясь своим положением в партии, МЮА собрала в институте лучших старорежимных учёных и смогла защитить их от репрессий в грядущие годы. Почти всех… В ленинградскую блокаду МЮА сумела организовать питание детей выдуманной едой: приготовленной из сои, восстановленного растительного масла из олифы, хвои; дрожжевым супом.
Всё же нельзя сказать, что в педиатрическом мединституте (так Матреб стал называться с 1935-го года) не посадили никого. В 1949 году арестовали за космополитизм саму МЮА. Проведя в ГУЛАГе 7 лет, она была реабилитирована, выпущена на волю и вскоре умерла.
Но история, коснувшаяся Чапаева, не о МЮА, а о её дочери Анне. В Первую мировую в санитарном поезде молоденькая медсестра Анна познакомилась с медбратом Дмитрием Фурмановым – тем самым, что позже создаст былинный образ комдива Чапаева, и вышла за него замуж.
Позже они расстались «на почве ревности», как скупо объясняет интернет. Однако в апреле 1919 года Анна нежданно нагрянула к мужу, в ту пору комиссару чапаевской дивизии.
Сегодня представляется невероятным, что женщина по доброй воле могла отправиться из безопасного дома в тылу на войну, на которой убивают. Это же недоумение было у меня полвека назад, когда я читал главный роман соцреализма – трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам». Там две сестры – Катя и Даша – отправляются искать своих возлюбленных Рощина и Телегина на фронты Гражданской войны. Поначалу один возлюбленный воевал за белых, второй – за красных, в конце – оба за красных.
Читатель – я – волновался – не умыкнут ли, не изнасилуют ли молодых привлекательных женщин изголодавшиеся по женской ласке грубые вояки. Можно себе представить – как выглядели бы приключения двух сестёр на войне, будь роман написан не в жанре соцреализма, а, скажем, французского натурализма. Или на четверть века раньше тем же Толстым, когда автор бессмертного Буратино ещё сочинял порнографию. Но тут всё обошлось – сёстры нетронутыми соединились со своими красными офицерами.
Особенно мне запала в душу заключительная сцена толстющей книги Толстого. «В пятиярусном зале Большого театра» с галёрки для зрителей четвёрка героев трилогии наблюдает принятие плана ГОЭЛРО.
– Где Ленин? – спросила Катя, вглядываясь с высоты пятого яруса. Рощин, державший, не отпуская, ее худенькую руку, ответил также шепотом:
– Тот, в черном пальто, видишь – он быстро пишет, поднял голову, бросает через стол записку… Это он… А с краю – худощавый, с черными усами – Сталин, тот, кто разгромил Деникина…
Сталин не громил Деникина? Так ведь это же соцреализм.
Война продолжалась долгих 7 лет – с 1914 по 1920 год. Проходила молодость – время любви. Мужчины остервенело убивали друг друга. Что было делать женщинам? Анна Стешенко отправилась к мужу.
Узнав о приезде жены комиссара, Чапаев отправился познакомиться, и застал супругов в постели. Ну как тут было не влюбиться? Чапаев сразу и влюбился.
Анна Стешенко описывается историками красивой женщиной, хотя старые фотографии не доносят этого. В архиве Фурманова сохранился обмен письмами начдива и комиссара о возникшем любовном конфликте. Чапаев: «…я вам однажды сказал, что на жену своего товарища никогда не посягну. Мало ли что у меня в душе, любить никто не может мне воспретить… Так ведь я что, если бы Анна Никитична сама не хотела, так я ведь и не стал бы».
Фурманов отвечал: «Вы …пытались всё объяснить какой-то нелепой ревностью из-за Анны Никитичны. Но подумайте сами, ведь это очень смешно и глупо, если бы я на самом деле вздумал ревновать её к вам. Такие соперники не опасны, она мне показывала ваше последнее письмо, где написано „любящий вас Чапаев“. Она действительно возмущалась вашей низостью и наглостью, и в своей записке, кажется, достаточно ярко выразила вам своё презрение. Эти все документы у меня в руках и при случае я покажу их кому следует, чтобы раскрыть вашу гнусную игру. К низкому человеку ревновать нельзя, и я, разумеется, её не ревновал, а был глубоко возмущён тем наглым ухаживанием и постоянным приставанием, которое было очевидно и о котором Анна Никитична неоднократно мне говорила. Значит, была не ревность, а возмущение вашим поведением и презрение к вам за подлые и низкие приёмы».
Очевидно, Фурманов написал жалобу на Чапаева. Командование разрешило конфликт просто – комиссара отозвали. Анна уехала с ним. Вскоре отчаянным рейдом отряда полковника Бородина штаб Чапаева был разгромлен, а он почти наверняка погиб. Лёгкие сомнения вызывает лишь множество версий его гибели – один человек не может погибнуть разными путями – и отсутствие трупа. А Фурманов удивлялся, что приезд на фронт жены и её отношения с Чапаевым спасли его. Задержись Фурманов ненадолго в дивизии Чапаева – разделил бы печальную судьбу комдива.
Как совместить «презрение за подлые и низкие приёмы» к «низкому человеку» с воспеванием Чапаева в самой знаменитой книге о Гражданской войне?
Ответ тот же – соцреализм.
В целом романтическая жизнь Чапаева была несчастной. Когда в 1914 году он отправился на фронт, его жена Пелагея ушла из дома родителей Чапаева вместе с их тремя детьми к соседу-кондуктору. Следующая дама Чапаева, тоже Пелагея, вдова его фронтового друга, изменила ему с начальником артиллерийского склада. Дочь Чапаева Клавдия описывает, что в разрешении того конфликта были задействованы разные виды стрелкового оружия – наган, пулемёт. Обычное дело.
Клавдия считает, что эта вторая Пелагея и погубила Чапаева. После того, как комдив отказался с ней мириться и отослал из Лбищенска, в котором находился его штаб, Пелагея заехала в штаб к белым и сообщила тем о малочисленности войск, охранявших Чапаева. Клавдия слышала, как Пелагея хвастала своим предательством.
Вскоре овдовела Анна. В 1926 году от ерундовой простуды в возрасте 35 лет умер Фурманов. (У него развился менингит.) Анна Стешенко на основании романа и дневников умершего мужа, других документов написала сценарий, по которому братья Васильевы в 1934 году сняли знаменитый фильм «Чапаев». Этот кинематографический Чапаев и стал народным героем, о котором складывали анекдоты. Считается, в образе пулемётчицы Анки изображена сама автор сценария.
Вторым браком Анна вышла замуж на геройского комбрига Лайоша Гавро – «венгерского Чапаева», как того называли. Одновременно с выходом фильма, в 1934 году, у них родились мальчик и девочка. А в 1938-м «венгерского Чапаева» расстреляли...
Анна пережила Гавро на три года и умерла в возрасте 42-х лет.
Дочь Анны Кира Менделева, унаследовавшая, миновав фамилии деда и двух мужей матери, еврейскую фамилию бабки, стала первой женой самого яркого писателя «оттепели» Василия Аксёнова. Их сын Алексей – кинематографист. «Как причудливо тасуется колода!» – говорил булгаковский Воланд. Единственный известный потомок знаменитого писателя – еврей по галахе, ещё каким-то боком имеющий отношение к романтическому конфликту Чапаева с Фурмановым.
Бабушке Алексея Аксёнова Евгении Гинзбург и Юлии Менделевой, выдающимся женщинам своего времени, познакомиться в ГУЛАГе, видимо, не пришлось. Первая отсидела свои 10 лет с 1937-го по 1947-й год, и в 1949-м, когда посадили вторую, была уже на «вечном поселении» в Магадане.
Грустная тема – российские женщины и ХХ век. Пока мужчины с 1914-го по 1920-й годы бессмысленно уничтожали сначала чужаков, потом свой народ и свою страну, уходили лучшие годы жизни целого поколения женщин. За мифологизированными фигурами Чапаева, Фурманова, Анки-пулемётчицы таится трагедия завершения естественной жизни России и начала кровавого времени предательств и злодейств. Трагедии Евгении Гинзбург и Юлии Менделевой ярко иллюстрируют это.
Не так уж многие люди вспомнят о юбилее Чапаева. Но для меня эта дата дорога. Ведь я родился ровно на 60 лет позже легендарного комдива. 60 – это, как известно, мистическое число шумеров, основание шестидесятеричной системы, сохранившейся в измерении времени. Не зря в молодости, когда я был побойчей, я хвастал перед приятелями: «Такие люди рождаются раз в 60 лет!»
Судьбы Чапаева, погибшего в 32 года, персонажей книги о нём – трагичны. Не сильно скрашивают истории о них бесконечные анекдоты про Чапаева и его окружение – в большинстве своём однообразные и не смешные.
Источник
==================================================
Должен отметить, что в последнее время, появилось мнение, что роль Чапаева в истории Гражданской войны очень мала, и его не стоило бы упоминать среди прочих известных фигур того времени, таких, как Н. А. Щорс, С. Г. Лазо, Г. И. Котовский, если бы не миф, созданный из него...(см. Веллер М., Буровский А. Гражданская история безумной войны. — Москва, 2007. — С. 542—543.)
Не знаю... Фильм смотрел десятки раз. Читал Фурманова. Не хочу впадать в патетику, но я воспитывался на примере Чапаева-героя. Для меня он таким и останется.
0
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (41)
Написать комментарий: