А «ВАЗ» и ныне там
В честь 50-летнего юбилея «АвтоВАЗ» опубликовал несколько десятков фотографий из своего архива. «Мотор» отобрал самые интересные из них и вспомнил главные факты и цифры из жизни отечественного автогиганта.
Днем рождения Волжского автозавода – «ВАЗ» – считается 20 июля 1966 года, когда вышло постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти предприятия с проектной мощностью 660 тысяч машин в год.
В августе того же года в Москве было подписано соглашение с итальянской фирмой Fiat, предусматривающее сотрудничество в области совместной разработки легковых машин и создания технического проекта для соответствующего предприятия.
На стройку предприятия отправились тысячи людей со всех уголков Советского союза, в основном молодежи, большинство из которых затем остались работать на заводе.
В создании предприятия принимали участие не только итальянские и советские специалисты, но и представители фирм-поставщиков из многих стран мира, включая США, Японию, Великобританию, Францию и Швейцарию.
Первые серийные автомобили ВАЗ-2101 сошли с конвейера завода в Тольятти весной 1970 года, а спустя всего год предприятие выпустило 100-тысячный автомобиль.
Изначально на автомобили предполагалось устанавливать эмблему с надписью «ВАЗ», стилизованную под фирменный логотип «Фиата», однако на серийных машинах использовали шильдик с изображением ладьи. Первая партия таких табличек, изготовленных в Турине, оказалась бракованной – итальянцы перепутали буквы и выпустили логотип с надписью «ТОЛЬRТТИ».
«Донором» для первой модели «АвтоВАЗа» стал Fiat 124, который в 1967 году удостоился титула «Европейский автомобиль года». Однако испытания итальянского седана, проведенные советскими инженерами, показали непригодность итальянской машины для езды по отечественным дорогам.
В итоге, нижневальный фиатовский мотор был заменен на верхневальный, дорожный просвет был увеличен, сцепление усилено, а задние дисковые тормоза было решено заменить на более долговечные барабанные. Всего в конструкцию машины внесли более 800 изменений.
Поговаривают, что один из руководителей итальянского концерна, узнав о таком количестве модернизаций, заявил, что «русским было бы проще научиться строить нормальные дороги».
Всего с 1970 по 1988 год в Тольятти было собрано 4,85 миллиона экземпляров ВАЗ-2101. В начале своего жизненного цикла модель уважительно называли «единичкой», а более привычное прозвище «копейка» закрепилось за седаном уже в середине 80-х, когда ВАЗ-2101 начал безнадежно устаревать и перестал считаться роскошью.
Второй серийной моделью «АвтоВАЗа» стал универсал ВАЗ-2102, первый экземпляр которого сошел с конвейера в 1971 году. Внешне «двойка» практически полностью копировала дизайн Fiat 124 Familiare, а в роли технического «донора» выступила уже адаптированная «копейка». При этом на универсале использовали модернизированную заднюю подвеску с усиленными пружинами и амортизаторами.
Миллионный автомобиль, собранный в Тольятти – это был седан ВАЗ-2103, сошел с конвейера в конце 1973-го.
Модель оснащалась модернизированным 1,5-литровым двигателем, развивавшим 77 лошадиных сил.
«Тройка», способная разгоняться с места до «сотни» примерно за 15 секунд, в те времена считалась самым динамичным советским автомобилем.
Эта модель экспортировалась в другие страны, где продавалась под названием Lada 1500S. В некоторых странах седан предлагался даже с трехступенчатой автоматической коробкой передач General Motors.
В 1973 году завод в Тольятти вышел на проектную мощность. Новые автомобили сходили с производственных линий каждые 22 секунды. Таким образом, предприятие выпускало по 2,2 тысячи автомобилей каждые сутки.
В 1976 году началось серийное производство седана ВАЗ-2106, представлявшего собой модернизированную «трешку». Модель продержалась на конвейере почти 30 лет – до 2005 года. За это время было собрано более 4,3 миллиона «шестерок».
Весной 1977 года Волжский автозавод приступил к производству революционной модели – ВАЗ-2121 «Нива». Достаточно комфортный внедорожник с несущим кузовом, постоянным полным приводом и блокировкой межосевого дифференциала был разработан специально для жителей сельской местности, а также любителей охоты и рыбалки.
«Нива», альтернативой которой в те времена считался лишь значительно более дорогой Range Rover, быстро стала популярной во многих странах мира. На экспорт было отправлено около полумиллиона внедорожников. Праворульная модификация модели поставлялась в Великобританию и даже в Японию.
В разное время «Нива» участвовала в ралли «Париж-Дакар», поднималась в базовый лагерь под Эверестом на высоту более пяти тысяч метров, добиралась до Северного полюса и служила на советской арктической станции в Антарктиде. «Нива» считается одной из самых долгоживущих моделей в истории мирового автопрома и по-прежнему выпускается на «АвтоВАЗе» под названием Lada 4x4.
В конце 1984 года «АвтоВАЗ» начал выпуск еще одной принципиально новой модели – ВАЗ-2108. «Восьмерка» стала первым автомобилем «АвтоВАЗа», который не был никак технически связан с Fiat 124. Кроме того, модель считается первым в СССР переднеприводным хэтчбеком.
К разработке «восьмерки» хотели привлечь специалистов компании Fiat, однако итальянцы наотрез отказались сотрудничать с российским заводом, увидев в доступном переднеприводном хэтчбеке потенциально опасного конкурента.
В качестве технического консультанта согласилась выступить фирма Porsche, которая производила автомобили совершенно другой ценовой категории и не боялась потерять покупателей.
Семейство Lada Samara выпускалось вплоть до конца 2013 года, когда с конвейера сошел последний экземпляр пятидверного хэтчбека ВАЗ-2114. Всего было произведено более 5,2 миллиона «Самар», большинство из которых пришлось на пятидверную модификацию ВАЗ-2109 (всего было выпущено более 1,6 миллиона «девяток»).
В 1986 году Волжский автозавод посетил СССР Михаил Горбачев, который в своем выступлении сказал знаменитую фразу: «АвтоВАЗ должен стать законодателем мод в мировом автомобилестроении». На этом же выступлении советский лидер впервые произнес слово «перестройка».
В 1995 году с конвейера сошли первые серийные экземпляры седана ВАЗ-2110, разработка которого стартовала еще в начале 80-х годов.
В разработке модели, как и в случае с «восьмеркой», принимали участие специалисты Porsche.
«Десятка» была снята с конвейера в Тольятти в 2007 году, когда ей на смену пришла модель Priora, однако ее производство продолжалось вплоть 2014 года на Украине, где модель выпускалась под маркой «Богдан».
Всего за всю историю Волжского автозавода было выпущено свыше 28,5 миллиона машин.
Источник: motor.ru
Днем рождения Волжского автозавода – «ВАЗ» – считается 20 июля 1966 года, когда вышло постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти предприятия с проектной мощностью 660 тысяч машин в год.
В августе того же года в Москве было подписано соглашение с итальянской фирмой Fiat, предусматривающее сотрудничество в области совместной разработки легковых машин и создания технического проекта для соответствующего предприятия.
На стройку предприятия отправились тысячи людей со всех уголков Советского союза, в основном молодежи, большинство из которых затем остались работать на заводе.
В создании предприятия принимали участие не только итальянские и советские специалисты, но и представители фирм-поставщиков из многих стран мира, включая США, Японию, Великобританию, Францию и Швейцарию.
Первые серийные автомобили ВАЗ-2101 сошли с конвейера завода в Тольятти весной 1970 года, а спустя всего год предприятие выпустило 100-тысячный автомобиль.
Изначально на автомобили предполагалось устанавливать эмблему с надписью «ВАЗ», стилизованную под фирменный логотип «Фиата», однако на серийных машинах использовали шильдик с изображением ладьи. Первая партия таких табличек, изготовленных в Турине, оказалась бракованной – итальянцы перепутали буквы и выпустили логотип с надписью «ТОЛЬRТТИ».
«Донором» для первой модели «АвтоВАЗа» стал Fiat 124, который в 1967 году удостоился титула «Европейский автомобиль года». Однако испытания итальянского седана, проведенные советскими инженерами, показали непригодность итальянской машины для езды по отечественным дорогам.
В итоге, нижневальный фиатовский мотор был заменен на верхневальный, дорожный просвет был увеличен, сцепление усилено, а задние дисковые тормоза было решено заменить на более долговечные барабанные. Всего в конструкцию машины внесли более 800 изменений.
Поговаривают, что один из руководителей итальянского концерна, узнав о таком количестве модернизаций, заявил, что «русским было бы проще научиться строить нормальные дороги».
Всего с 1970 по 1988 год в Тольятти было собрано 4,85 миллиона экземпляров ВАЗ-2101. В начале своего жизненного цикла модель уважительно называли «единичкой», а более привычное прозвище «копейка» закрепилось за седаном уже в середине 80-х, когда ВАЗ-2101 начал безнадежно устаревать и перестал считаться роскошью.
Второй серийной моделью «АвтоВАЗа» стал универсал ВАЗ-2102, первый экземпляр которого сошел с конвейера в 1971 году. Внешне «двойка» практически полностью копировала дизайн Fiat 124 Familiare, а в роли технического «донора» выступила уже адаптированная «копейка». При этом на универсале использовали модернизированную заднюю подвеску с усиленными пружинами и амортизаторами.
Миллионный автомобиль, собранный в Тольятти – это был седан ВАЗ-2103, сошел с конвейера в конце 1973-го.
Модель оснащалась модернизированным 1,5-литровым двигателем, развивавшим 77 лошадиных сил.
«Тройка», способная разгоняться с места до «сотни» примерно за 15 секунд, в те времена считалась самым динамичным советским автомобилем.
Эта модель экспортировалась в другие страны, где продавалась под названием Lada 1500S. В некоторых странах седан предлагался даже с трехступенчатой автоматической коробкой передач General Motors.
В 1973 году завод в Тольятти вышел на проектную мощность. Новые автомобили сходили с производственных линий каждые 22 секунды. Таким образом, предприятие выпускало по 2,2 тысячи автомобилей каждые сутки.
В 1976 году началось серийное производство седана ВАЗ-2106, представлявшего собой модернизированную «трешку». Модель продержалась на конвейере почти 30 лет – до 2005 года. За это время было собрано более 4,3 миллиона «шестерок».
Весной 1977 года Волжский автозавод приступил к производству революционной модели – ВАЗ-2121 «Нива». Достаточно комфортный внедорожник с несущим кузовом, постоянным полным приводом и блокировкой межосевого дифференциала был разработан специально для жителей сельской местности, а также любителей охоты и рыбалки.
«Нива», альтернативой которой в те времена считался лишь значительно более дорогой Range Rover, быстро стала популярной во многих странах мира. На экспорт было отправлено около полумиллиона внедорожников. Праворульная модификация модели поставлялась в Великобританию и даже в Японию.
В разное время «Нива» участвовала в ралли «Париж-Дакар», поднималась в базовый лагерь под Эверестом на высоту более пяти тысяч метров, добиралась до Северного полюса и служила на советской арктической станции в Антарктиде. «Нива» считается одной из самых долгоживущих моделей в истории мирового автопрома и по-прежнему выпускается на «АвтоВАЗе» под названием Lada 4x4.
В конце 1984 года «АвтоВАЗ» начал выпуск еще одной принципиально новой модели – ВАЗ-2108. «Восьмерка» стала первым автомобилем «АвтоВАЗа», который не был никак технически связан с Fiat 124. Кроме того, модель считается первым в СССР переднеприводным хэтчбеком.
К разработке «восьмерки» хотели привлечь специалистов компании Fiat, однако итальянцы наотрез отказались сотрудничать с российским заводом, увидев в доступном переднеприводном хэтчбеке потенциально опасного конкурента.
В качестве технического консультанта согласилась выступить фирма Porsche, которая производила автомобили совершенно другой ценовой категории и не боялась потерять покупателей.
Семейство Lada Samara выпускалось вплоть до конца 2013 года, когда с конвейера сошел последний экземпляр пятидверного хэтчбека ВАЗ-2114. Всего было произведено более 5,2 миллиона «Самар», большинство из которых пришлось на пятидверную модификацию ВАЗ-2109 (всего было выпущено более 1,6 миллиона «девяток»).
В 1986 году Волжский автозавод посетил СССР Михаил Горбачев, который в своем выступлении сказал знаменитую фразу: «АвтоВАЗ должен стать законодателем мод в мировом автомобилестроении». На этом же выступлении советский лидер впервые произнес слово «перестройка».
В 1995 году с конвейера сошли первые серийные экземпляры седана ВАЗ-2110, разработка которого стартовала еще в начале 80-х годов.
В разработке модели, как и в случае с «восьмеркой», принимали участие специалисты Porsche.
«Десятка» была снята с конвейера в Тольятти в 2007 году, когда ей на смену пришла модель Priora, однако ее производство продолжалось вплоть 2014 года на Украине, где модель выпускалась под маркой «Богдан».
Всего за всю историю Волжского автозавода было выпущено свыше 28,5 миллиона машин.
Источник: motor.ru
6
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (3)
Написать комментарий: