Дружба народов: самые интересные фильмы совместного производства
Говорят, что самые талантливые дети – те, в которых намешана куча кровей. Мы собрали самых ярких киношных “детишек”, у которых “мама – наша, а папа – иностранец” (или наоборот?) Мир, дружба, жвачка, синема!
“Нормандия-Неман” (СССР, Франция, 1960)
Первая советско-французская картина – военная драма Жана Древиля по сценарию Константина Симонова о знаменитом истребительном авиационном полке, “воевавшем за наших”, как мы в детстве говорили. Неопытность и храбрость, трагические ошибки и трогательные моменты – в советско-французском кино о второй мировой грело примерно то же, что и в просто-советском… плюс очаровательные собственно французы. Вот не надо нам после этого второй “Нормандии-Неман” с Депардье, а?
“Красная палатка” (СССР, Италия, 1969)
Последний фильм Калатозова, где громкие имена на постерах – сам Шон Коннери! сама Клаудиа Кардинале! – играют на самом деле вовсе не первостепенную роль. Больше цепляет сама история, в которой через сорок лет после катастрофы дирижабля “Италия” в Арктике ее руководитель Умберто Нобиле продолжает “суд над собой”… И добавки художественного вымысла ее не портят. Западный зритель увидел “Красную палатку” под музыку Морриконе вместо Зацепина (“Его музыка лучше, но моя дороже”), западный критик раскритиковал Калатозова – ну и сами себе бакланы.
“Невероятные приключения итальянцев в России” (СССР, Италия, 1973)
Мафия бессмертна! А комедии Рязанова еще бессмертнее. Привкус итальянской искрометности, взбалмошности и дольче-виты им очень даже идет. Малоизвестные итальянцы в роли итальянцев же хороши и колоритны, а Миронов – просто бог. Мало того, как обаятелен, чертяка, так еще и половину трюков сам выполнил (итальянские коллеги обзывали его сумасшедшим). В итоге получилась легкая, жизнерадостная, ни на какие глубины не претендующая настроенчески-поднимательная штука с вкраплением экшена и цитат из неожиданных мест, вплоть до “Забриски Пойнта”.
“Дерсу Узала” (СССР, Япония, 1975)
Товарищ Акира Куросава в качестве певца красот уссурийской тайги – и мужественный Соломин-сан в роли ученого Арсеньева, ее исследующего. Оказывается, будущий классик японского кино впечатлился работами Арсеньева и подумывал об их киноадаптации давно, а тут – приглашение от “Мосфильма” и сценарий Нагибина. И эта работа не только принесла ему “Оскара”, но и можно сказать, спасла от самоубийственной депрессии. Может, еще кого спасет. Красоты там и правда неземные – “Аватар” нервно курит в сторонке.
“Тегеран-43” (СССР, Франция, Швейцария, Испания, 1980)
Исторический-политический детектив, а по тем временам – супер-кассовый мега-боевик. С любовной линией героев Костолевского и Белохвостиковой, украшенный Джигарханянами и Аленами Делонами – и розочкой на всем этом торте бессмертный Азнавур с этой “Вечной любовью”. По-советски драматично, по-французски романтично, местами по-голливудски зрелищно.
“Мария, Мирабела” (Румыния, СССР, 1981)
Легкомысленная детская киношка-мультяшка как бы выпадает из всего этого в основном серьезного ряда, но не включить ее мы не могли. Ведь она расцветила наше детство самыми разноцветными красками (мы тогда еще не знали слова “психоделический”, но выросли-пересмотрели – и оно как-то само напросилось). Все эти чудные лягушки-гусеницы-бабочки, запоминающиеся песенки – и минимум скучных моралей. К тому же, редкий случай сотрудничества советских кинематографистов с Румынией. Спасибо тебе, Ион Попеску-Гопо, за наше счастливое детство! Надо детям показать, оно не особо устарело.
“Ностальгия” (Италия, СССР, 1983)
Италия Тарковского, ностальгия Тарковского, задумчивость Тарковского, ребусы Тарковского и другие явления из мира Тарковского – в исполнении Янковского. Весь этот фирменный коктейль заставляет зрителей разделиться на два лагеря: над первым развевается флаг с надписью “да, вот так оно все и есть в нашей жизни, каждый кадр – шедевр”, над другим – “полтора часа втыкал, ну и к чему все это?” И если вас спросят про загадочную русскую душу – ничего не говорите, только в глаза посмотрите со значением и поставьте им “Ностальгию”.
“Дежа вю” (СССР, Польша, 1989)
Юлиуш Махульский, родитель блестящего “Ва-Банка”, и в компании с советскими “старшими братьями” снял не менее веселую и прикольную киношку, комедию-пародию на гангстерское кино и заодно на советскую действительность. Ежи Штур, который якобы “американский ученый-энтомолог, следую на Суматру ловить бабочек”, смотрит на Одессу двадцатых с убедительной брезгливостью: в Союзе польскому актеру и правда не понравилось. Караченцов тоже красавец.
“Паспорт” (СССР, Франция, Австрия, 1990)
Союз разваливается, люди разлетаются. И на чужбине часто чувствуют себя не очень в своей тарелке. Даже если улетели добровольно. А если – по ошибке? Перепутаница – один из любимых данелиевских мотивов – получилась трагикомическая. А роль Янковского как бы несколько иронизирует над его романтичным образом в “Ностальгии”. А главного грузина, как ни противился Данелия, изображать поставили французского актера Жерара Дармона. И ведь не мешает убедительности!
“Такси-блюз” (СССР, Франция, 1990)
Народ в брутальном лице Петра Зайченко vs. интеллигенция в нервном лице Петра Мамонова. Живой и страстный дуэт. На фоне нескучной поздне-перестроечной реальности – сделанной из водки, коммуналок, склок и свалок… И безумного пронзительного голоса саксофона. В кино герою помогает заграница в лице американского коллеги, самому кино помогла заграница в лице французского продюсера Марина Кармица.
“Утомленные солнцем” (Россия, Франция, 1994)
Двадцать лет назад Никита барин Сергеич Михалков заработал золотого дядюшку и золотую веточку за пронзительное кино о преддверии великого террора. Веселое солнце, уютная дача, равно блестящие молодой Меньшиков и милая Надя Михалкова – и вот-вот с головами накроет бессмысленная и беспощадная черная волна, всех сметет и никого не пощадит. В этом месте хочется вывести какую-то мораль и провести какую-то параллель. Или просто поплакать.
“Страна глухих” (Россия, Франция, 1998)
Причудливый сценарий при участии соответствующей Ренаты нашей Литвиновой. Мафия (собственно, даже две мафии) с разборками и фантастические мечты об утопической прекрасной стране. Прекрасные Дина Корзун и Чулпан Хаматова. Волшебная музыка Алексея Айги. Такая вот высокохудожественная версия бурных девяностых.
“Восток-Запад” (Франция, Россия, Украина, Болгария, Испания, 1999)
Теперь об “унесенных ветром” времени палачей рассказывает француз Режис Варнье. И тут все так же прекрасен Олег Меньшиков, и отдельно прекрасен каждый из ансамбля: Сандрин Боннэр, Сергей Бодров, Богдан Ступка, Катрин Денев… Слоган фильма можно было бы сформулировать примерно как-то так: “Добро пожаловать в ад: это наша родина, сынок”.
“Молох” (Россия, Германия, Италия, Франция, Япония, 1999)
Сокуров вводит нас как бы в спальню Гитлера и Евы Браун. По-своему впечатляющая в своей мрачности и депрессивности атмосфера резиденции фюрера, превращение великого диктатора в маленького и слабого человечка. Даже меньше, чем человечка: когда перед ним нет восхищенной аудитории, он “превращается в труп”. Конечно, все это субъективные режиссерские трактовки, но если вдруг кому неодолимо захотелось кого-нибудь обожествить – “Молох” может оказаться полезным противоядием.
“Сады осенью” (Франция, Италия, Россия, 2006)
Из вещей, которые можно наблюдать вечно, кроме течения воды, есть в этом мире еще и фильмы Иоселиани. Он узнается по нескольким кадрам, и на восьмом десятке он все тот же – ироничный, фантасмагоричный, жизнелюбивый, смешивающий клошаров и министров, проституток и дипломатов, щедро льющий вино и разбрасывающий экзотические детали. Оставляющий смешанные чувства – и какое-то неуловимо приятное послевкусие.
Текст: Юля Шекет
Источник
“Нормандия-Неман” (СССР, Франция, 1960)
Первая советско-французская картина – военная драма Жана Древиля по сценарию Константина Симонова о знаменитом истребительном авиационном полке, “воевавшем за наших”, как мы в детстве говорили. Неопытность и храбрость, трагические ошибки и трогательные моменты – в советско-французском кино о второй мировой грело примерно то же, что и в просто-советском… плюс очаровательные собственно французы. Вот не надо нам после этого второй “Нормандии-Неман” с Депардье, а?
“Красная палатка” (СССР, Италия, 1969)
Последний фильм Калатозова, где громкие имена на постерах – сам Шон Коннери! сама Клаудиа Кардинале! – играют на самом деле вовсе не первостепенную роль. Больше цепляет сама история, в которой через сорок лет после катастрофы дирижабля “Италия” в Арктике ее руководитель Умберто Нобиле продолжает “суд над собой”… И добавки художественного вымысла ее не портят. Западный зритель увидел “Красную палатку” под музыку Морриконе вместо Зацепина (“Его музыка лучше, но моя дороже”), западный критик раскритиковал Калатозова – ну и сами себе бакланы.
“Невероятные приключения итальянцев в России” (СССР, Италия, 1973)
Мафия бессмертна! А комедии Рязанова еще бессмертнее. Привкус итальянской искрометности, взбалмошности и дольче-виты им очень даже идет. Малоизвестные итальянцы в роли итальянцев же хороши и колоритны, а Миронов – просто бог. Мало того, как обаятелен, чертяка, так еще и половину трюков сам выполнил (итальянские коллеги обзывали его сумасшедшим). В итоге получилась легкая, жизнерадостная, ни на какие глубины не претендующая настроенчески-поднимательная штука с вкраплением экшена и цитат из неожиданных мест, вплоть до “Забриски Пойнта”.
“Дерсу Узала” (СССР, Япония, 1975)
Товарищ Акира Куросава в качестве певца красот уссурийской тайги – и мужественный Соломин-сан в роли ученого Арсеньева, ее исследующего. Оказывается, будущий классик японского кино впечатлился работами Арсеньева и подумывал об их киноадаптации давно, а тут – приглашение от “Мосфильма” и сценарий Нагибина. И эта работа не только принесла ему “Оскара”, но и можно сказать, спасла от самоубийственной депрессии. Может, еще кого спасет. Красоты там и правда неземные – “Аватар” нервно курит в сторонке.
“Тегеран-43” (СССР, Франция, Швейцария, Испания, 1980)
Исторический-политический детектив, а по тем временам – супер-кассовый мега-боевик. С любовной линией героев Костолевского и Белохвостиковой, украшенный Джигарханянами и Аленами Делонами – и розочкой на всем этом торте бессмертный Азнавур с этой “Вечной любовью”. По-советски драматично, по-французски романтично, местами по-голливудски зрелищно.
“Мария, Мирабела” (Румыния, СССР, 1981)
Легкомысленная детская киношка-мультяшка как бы выпадает из всего этого в основном серьезного ряда, но не включить ее мы не могли. Ведь она расцветила наше детство самыми разноцветными красками (мы тогда еще не знали слова “психоделический”, но выросли-пересмотрели – и оно как-то само напросилось). Все эти чудные лягушки-гусеницы-бабочки, запоминающиеся песенки – и минимум скучных моралей. К тому же, редкий случай сотрудничества советских кинематографистов с Румынией. Спасибо тебе, Ион Попеску-Гопо, за наше счастливое детство! Надо детям показать, оно не особо устарело.
“Ностальгия” (Италия, СССР, 1983)
Италия Тарковского, ностальгия Тарковского, задумчивость Тарковского, ребусы Тарковского и другие явления из мира Тарковского – в исполнении Янковского. Весь этот фирменный коктейль заставляет зрителей разделиться на два лагеря: над первым развевается флаг с надписью “да, вот так оно все и есть в нашей жизни, каждый кадр – шедевр”, над другим – “полтора часа втыкал, ну и к чему все это?” И если вас спросят про загадочную русскую душу – ничего не говорите, только в глаза посмотрите со значением и поставьте им “Ностальгию”.
“Дежа вю” (СССР, Польша, 1989)
Юлиуш Махульский, родитель блестящего “Ва-Банка”, и в компании с советскими “старшими братьями” снял не менее веселую и прикольную киношку, комедию-пародию на гангстерское кино и заодно на советскую действительность. Ежи Штур, который якобы “американский ученый-энтомолог, следую на Суматру ловить бабочек”, смотрит на Одессу двадцатых с убедительной брезгливостью: в Союзе польскому актеру и правда не понравилось. Караченцов тоже красавец.
“Паспорт” (СССР, Франция, Австрия, 1990)
Союз разваливается, люди разлетаются. И на чужбине часто чувствуют себя не очень в своей тарелке. Даже если улетели добровольно. А если – по ошибке? Перепутаница – один из любимых данелиевских мотивов – получилась трагикомическая. А роль Янковского как бы несколько иронизирует над его романтичным образом в “Ностальгии”. А главного грузина, как ни противился Данелия, изображать поставили французского актера Жерара Дармона. И ведь не мешает убедительности!
“Такси-блюз” (СССР, Франция, 1990)
Народ в брутальном лице Петра Зайченко vs. интеллигенция в нервном лице Петра Мамонова. Живой и страстный дуэт. На фоне нескучной поздне-перестроечной реальности – сделанной из водки, коммуналок, склок и свалок… И безумного пронзительного голоса саксофона. В кино герою помогает заграница в лице американского коллеги, самому кино помогла заграница в лице французского продюсера Марина Кармица.
“Утомленные солнцем” (Россия, Франция, 1994)
Двадцать лет назад Никита барин Сергеич Михалков заработал золотого дядюшку и золотую веточку за пронзительное кино о преддверии великого террора. Веселое солнце, уютная дача, равно блестящие молодой Меньшиков и милая Надя Михалкова – и вот-вот с головами накроет бессмысленная и беспощадная черная волна, всех сметет и никого не пощадит. В этом месте хочется вывести какую-то мораль и провести какую-то параллель. Или просто поплакать.
“Страна глухих” (Россия, Франция, 1998)
Причудливый сценарий при участии соответствующей Ренаты нашей Литвиновой. Мафия (собственно, даже две мафии) с разборками и фантастические мечты об утопической прекрасной стране. Прекрасные Дина Корзун и Чулпан Хаматова. Волшебная музыка Алексея Айги. Такая вот высокохудожественная версия бурных девяностых.
“Восток-Запад” (Франция, Россия, Украина, Болгария, Испания, 1999)
Теперь об “унесенных ветром” времени палачей рассказывает француз Режис Варнье. И тут все так же прекрасен Олег Меньшиков, и отдельно прекрасен каждый из ансамбля: Сандрин Боннэр, Сергей Бодров, Богдан Ступка, Катрин Денев… Слоган фильма можно было бы сформулировать примерно как-то так: “Добро пожаловать в ад: это наша родина, сынок”.
“Молох” (Россия, Германия, Италия, Франция, Япония, 1999)
Сокуров вводит нас как бы в спальню Гитлера и Евы Браун. По-своему впечатляющая в своей мрачности и депрессивности атмосфера резиденции фюрера, превращение великого диктатора в маленького и слабого человечка. Даже меньше, чем человечка: когда перед ним нет восхищенной аудитории, он “превращается в труп”. Конечно, все это субъективные режиссерские трактовки, но если вдруг кому неодолимо захотелось кого-нибудь обожествить – “Молох” может оказаться полезным противоядием.
“Сады осенью” (Франция, Италия, Россия, 2006)
Из вещей, которые можно наблюдать вечно, кроме течения воды, есть в этом мире еще и фильмы Иоселиани. Он узнается по нескольким кадрам, и на восьмом десятке он все тот же – ироничный, фантасмагоричный, жизнелюбивый, смешивающий клошаров и министров, проституток и дипломатов, щедро льющий вино и разбрасывающий экзотические детали. Оставляющий смешанные чувства – и какое-то неуловимо приятное послевкусие.
Текст: Юля Шекет
Источник
9
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (7)
Написать комментарий: