Как добывают первую арктическую нефть

Платформа "Приразломная" функицонирует в экстремальных условиях посреди дрейфующих льдов Печорского моря. Это единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти начата и продолжается уже полтора года. В 2014 году на Приразломном было добыто около 300 тысяч тонн нефти и по мере бурения новых скважин эта цифра будет расти. Планируется, что после 2020 года она достигнет уровня порядка 5 млн. тонн.



Каким образом поднимают на поверхность углеводороды спрятанные глубоко под землей, водой и полярными льдами, я расскажу в этом посте...

Сверху "Приразломная" выглядит очень загадочно:





Чтобы понять устройство платформы, давайте посмотрим на её схему.

"Приразломная" состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (сокращенно КУПОН).

От волн и льда "Приразломную" защищает специальная конструкция - дефлектор из высокопрочной стали. Это стена высотой 16 м, наклонённая верхняя часть которой предотвращает переливание набегающих волн и наползание льда. Буровая вышка надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой - 547 тонн, она выдерживает силу ветра до 51 м/с:





На платформе в вахтовом режиме каждый день работает около 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 суток:





Центральный пункт управления - это "мозг платформы", где происходит сбор и анализ информации о большинстве производственных процессов, а также управление ими:





Во многих помещениях, где рядом находится нефть, запрещено фотографировать. Это на тот случай, чтобы не допустить воспламенения газа в случае искры в камере. Хотя я не припомню, когда последний раз искрил мой Nikon.
Все ходят с газоанализатором. Если кому-то надо что-то сфотографировать, используют специальный герметичный фотоаппарат, установленный внутри штуковины, напоминающей подводный бокс:





Главный бурильщик платформы "Приразломная":





Бурение происходит на глубине около двух с половиной километров. Сейчас на платформе работают две добывающие скважины, по ним и качается нефть. При работе платформы используется принцип "нулевого сброса". Проще говоря, все отходы - буровой раствор, шлам, загрязненные дождевая вода и снег, - вывозятся на материк и утилизируются:





Добытую нефть отгружают на один из двух челночных танкеров - "Михаил Ульянов" или "Кирилл Лавров", а затем отвозят в Европу.

Система КУПОН закачивает нефть насосом по большому прочному шлангу. К самой платформе корабли не подходят, крановая система позволяет отгружать нефть на расстоянии 80 ±6 м от борта. Для безопасности танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать их на месте.





Скорость передачи может доходить до 10 тысяч м3/час (полностью загрузить танкер нефтью можно за 8-9 часов). Во время работы рядом с платформой дежурят спецсуда. Они оборудованы системой аварийного сбора нефти в случае ЧП:





Швартовный канат, который удерживает танкер при отгрузке нефти:





Наполнение танкера:





Хоть "хобот" выглядит небольшим, его не обхватить и втроем:






Сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, называется ARCO (сокращение от ARctic OIl. Сорт отличается высокой плотностью (порядка 906 кг на кубический метр), повышенным содержанием серы и низким содержанием парафина. ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из этой нефти производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космонавтике и фармацевтике:






Наполнение танкеров может проходить и днём, и ночью:





Чтобы посмотреть на "Приразломную" со стороны, нас пересадили с одного корабля на другой с помощью "лягушки":





Кабина с людьми переносится с одного борта на другой огромным краном:





Вид из "лягушки" на платформу:





Так "Приразломная" выглядит с борта соседнего корабля:










Вертолётная площадка:





На "Приразломной" мы провели сутки. И вот, я и Саша Чебан готовы к отлёту:





Когда улетали, погода совсем испортилась и платформа скрылась за пеленой снега:





Благодарю компанию "Газпром нефть шельф" за возможность этой поездки.


Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

35
Другие новости

Оставить комментарий

Irkut73
Irkut73 Добавил(а) :
11 ноября 2015 12:22 #
ПивоРыбка
Реверсные поставки газа на украину
Реверсные поставки газа на украину
Димычсан
Димычсан Добавил(а) :
11 ноября 2015 12:26 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
народу то толку, бабки по карманом - нефть в загранку
народу то толку, бабки по карманом - нефть в загранку

показать все комментарии (38)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!