Лёгкость ткани балетных пачек
Видишь балерину – говори Дега, видишь полотно Дега – ищи балерину. Именно такую характеристику картинам этого художника дает краткая инструкция по искусству для чайников. Стоит сказать, замечание более чем справедливое. Больше 150 картин руки французского импрессиониста действительно изображают балерин и танцовщиц. В прошлом году поклонники его мастерства отпразновали 180 лет со дня рождения художника. Но обо всем по порядку.
Мальчишка со сложным именем Илер-Жермен-Эдгар де Га появился на свет 19 июля 1834 года в Париже. Как и большинство детей, Эдгар проявлял интерес к рисованию. Да и кто из нас в детстве не любил поводить разноцветным карандашом по чистым листам, а если повезет – книгам или папиным документам. Вопреки мечтам отца о юридической карьера сына, Эдгар избрал кисти и холст навсегда. Повзрослев он поступил на обучение в мастерскую популярного в те времена художника Луи Ламота, а со временем – в парижскую Академию изящных искусств.
Не испытывая острой нужды в деньгах, явно подверженный максимализму юноша мог бесконечно работать над каждым полотном. Позже, его коллеги по цеху будут шутить, что единственный способ заставить Дега прекратить работу над картиной – купить её и унести.
Не оставался он в стороне и от политических процессов. Столица Франции жила в ритме активных перемен, навеянных Великой французской революцией. Именно благодаря этому, фамилия художника сростается, теряя прямой указатель на аристократическое происхождение «де». Впрочем, Эдгар не только сохранил свою далеко не пролетарскую профессию, но и отправился, как и большинство его предшественников, за вдохновением в Италию.
По возвращению на родину, в конце 50-х годов Дега открывает собственную мастерскую. По оценкам критиков, первые его картины нескладные: линии слишком грубые, сюжеты посредственные, а фигуры лишены грации. Возможно, художник никогда и не открыл бы свой талант миру, если бы не случай. В 1861 году состоялось роковое знакомство с одним из основателей импрессионизма Эдуардом Мане. Вследствие, Эдгар Дега направил свое творчество в новое русло.
На первый план выходит любовь художника к динамике. Чаще всего он изображает скачки и танцы. Дега отдает предпочтение не премьерным выступлениям, а репетициям. Из-под его кисти одно за другим выходят полотна, изображающие борьбу красоты и боли, труда и таланта, настоящей жизни и сценической фальши. Сам же художник шутил, что всем только кажется, что он изображает балерин – на самом деле, ему просто нравится лёгкость ткани балетных пачек.
В 1870 году художник сменяет кисть на оружие. Вместе с Мане он добровольно уходит на франко-прусскую войну, записавшись в пехотный полк. Со временем Дега переводят в артиллерийские войска. Причина – плохое зрение. Оказалось, что Дега плохо видит правым глазом. К концу жизни живописец станет практическим незрячим.
Вернувшись с войны невредимым, художник предается новой страсти — восковым фигурам. Ослабнувшее зрение не дает ему доводить картины до совершенства, в то время как работа с мелкими деталями фигурок, тренирует глаза. Приняв участие в нескольких громких выставка и заработав себе имя, Дега скрывает свои картины от публики, продавая их по баснословным ценам через агентов. Ему приходится выплачивать долги отца и бороться с завистью и неодобрением других живописцев. Друзей и знакомых становится все меньше, а общение — профессионально-деловым.
Старость талантливого художника, имя которого числится в авангарде импрессионизма, была далеко не такой теплой и мягкой как краски его картин. Большинство талантливых людей достаточно сложные и неоднозначные личности, Дега же был совершенно неуживчивым. Страдающий частыми приступами гнева и находивший умиротворение исключительно в работе, художник не обзавелся ни семьей, ни любовницей. Он не любил распространяться о своей личной жизни. Одинокий, лишенный единственной его радости и страсти – живописи – почти ослепший творец коротал свои дни в небольшой захламленной квартирке захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Разбавляли его уныние лишь редкие визиты старых знакомых.
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать, и лишь немного рисовал углем. Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Абсент, 1876
Мальчишка со сложным именем Илер-Жермен-Эдгар де Га появился на свет 19 июля 1834 года в Париже. Как и большинство детей, Эдгар проявлял интерес к рисованию. Да и кто из нас в детстве не любил поводить разноцветным карандашом по чистым листам, а если повезет – книгам или папиным документам. Вопреки мечтам отца о юридической карьера сына, Эдгар избрал кисти и холст навсегда. Повзрослев он поступил на обучение в мастерскую популярного в те времена художника Луи Ламота, а со временем – в парижскую Академию изящных искусств.
На скачках, 1870
Не испытывая острой нужды в деньгах, явно подверженный максимализму юноша мог бесконечно работать над каждым полотном. Позже, его коллеги по цеху будут шутить, что единственный способ заставить Дега прекратить работу над картиной – купить её и унести.
Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане, 1873
Не оставался он в стороне и от политических процессов. Столица Франции жила в ритме активных перемен, навеянных Великой французской революцией. Именно благодаря этому, фамилия художника сростается, теряя прямой указатель на аристократическое происхождение «де». Впрочем, Эдгар не только сохранил свою далеко не пролетарскую профессию, но и отправился, как и большинство его предшественников, за вдохновением в Италию.
Танцевальный класс, 1874
По возвращению на родину, в конце 50-х годов Дега открывает собственную мастерскую. По оценкам критиков, первые его картины нескладные: линии слишком грубые, сюжеты посредственные, а фигуры лишены грации. Возможно, художник никогда и не открыл бы свой талант миру, если бы не случай. В 1861 году состоялось роковое знакомство с одним из основателей импрессионизма Эдуардом Мане. Вследствие, Эдгар Дега направил свое творчество в новое русло.
Класс, 1876
На первый план выходит любовь художника к динамике. Чаще всего он изображает скачки и танцы. Дега отдает предпочтение не премьерным выступлениям, а репетициям. Из-под его кисти одно за другим выходят полотна, изображающие борьбу красоты и боли, труда и таланта, настоящей жизни и сценической фальши. Сам же художник шутил, что всем только кажется, что он изображает балерин – на самом деле, ему просто нравится лёгкость ткани балетных пачек.
Три танцовщицы репетиционном зале, 1873
В 1870 году художник сменяет кисть на оружие. Вместе с Мане он добровольно уходит на франко-прусскую войну, записавшись в пехотный полк. Со временем Дега переводят в артиллерийские войска. Причина – плохое зрение. Оказалось, что Дега плохо видит правым глазом. К концу жизни живописец станет практическим незрячим.
Жокеи под дождем, 1886
Вернувшись с войны невредимым, художник предается новой страсти — восковым фигурам. Ослабнувшее зрение не дает ему доводить картины до совершенства, в то время как работа с мелкими деталями фигурок, тренирует глаза. Приняв участие в нескольких громких выставка и заработав себе имя, Дега скрывает свои картины от публики, продавая их по баснословным ценам через агентов. Ему приходится выплачивать долги отца и бороться с завистью и неодобрением других живописцев. Друзей и знакомых становится все меньше, а общение — профессионально-деловым.
Три танцовщицы, 1899
Старость талантливого художника, имя которого числится в авангарде импрессионизма, была далеко не такой теплой и мягкой как краски его картин. Большинство талантливых людей достаточно сложные и неоднозначные личности, Дега же был совершенно неуживчивым. Страдающий частыми приступами гнева и находивший умиротворение исключительно в работе, художник не обзавелся ни семьей, ни любовницей. Он не любил распространяться о своей личной жизни. Одинокий, лишенный единственной его радости и страсти – живописи – почти ослепший творец коротал свои дни в небольшой захламленной квартирке захламлённой хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Разбавляли его уныние лишь редкие визиты старых знакомых.
Голубые танцовщицы, 1897
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать, и лишь немного рисовал углем. Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
1
Другие новости










Написать комментарий: