10 фактов о Корнее Чуковском

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (наст. имя — Никола́й Васильевич Корнейчуко́в, 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург, — 28 октября 1969, Москва) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

В. В. Маяковский с К. И. Чуковским
10 фактов о Корнее Чуковском



1) Корней Чуковский — это псевдоним. Настоящее имя (по имеющимся документам) самого издаваемого в России детского писателя — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в 1882 году в Одессе вне брака, был записан под фамилией матери и первую же статью в 1901 году напечатал под псевдонимом Корней Чуковский.



2) Корней Иванович, незаконорожденный сын прачки, «вырос» из мещанского сословия и стал известным писателем исключительно благодаря своему усердию, огромной работоспособности и любви к учебе: его официальное образование — неоконченная гимназия.



3) Оксфордский почетный доктор литературы, Чуковский учил английский по самоучителю. Во время первой же его поездки в Англию в 1903-м оказалось, что ни он не понимает обращенной к нему устной речи, ни его не понимают. Проведя некоторое время в Лондоне, он начал говорить сам и воспринимать сказанное, однако до конца жизни сохранял сильный акцент.



К.И. Чуковский в мантии доктора Оксфордского университета. Переделкино. Около 1965 года.

4) Главной страстью Корнея Ивановича всю жизнь была литература. Он ее любил и изучал, он хлопотал за литераторов, помогал им, анализировал все, что писалось современниками, то есть служил литературе в самом высоком смысле этого слова. Приехав из Одессы в Москву, он именно этой своей страстностью, восторгом и преданностью делу расположил к себе московских литераторов того времени — Тэффи, Сологуба, Леонида Андреева.



5) Корней Иванович начинал как журналист и рецензент. В первые десятилетия ХХ века он был одним из самых влиятельных литературных критиков России и общался со многими писателями: Маяковским, А. Толстым, Куприным, Сергеевым-Ценским, Блоком, Замятиным, Сашей Черным, Мережковским и Гиппиус, Ходасевичем, Розановым, Гумилевым, Ахматовой, Горьким, Зощенко, Тыняновым, позднее — со Шварцем, Пастернаком, Кассилем, Катаевым, Пантелеевым, Маршаком. Одна из самых пронзительных его дневниковых записей — о смерти Блока, о которой он узнал в деревне под Порховом, где хлопотал об устройстве летнего дома для писателей: «Каждый дом, кривой, серый, говорил: “А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок”. И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его, — т. е. не как фраза чувствовалась, а на самом деле сожрали: я увидел светлого, загорелого, прекрасного, а его давят домишки, где вши, клопы, огурцы, самогонка — и порховская самогонная скука. Когда я выехал в поле, я не плакал о Блоке, но просто — все вокруг плакало о нем. И даже не о нем, а обо мне. “Вот едет старик, мертвый, задушенный — без ничего”. Я думал о детях — и они показались мне скукой. Думал о литературе — и понял, что в литературе я ничто, фальшивый фигляр — не умеющий по-настоящему и слова сказать. Как будто с Блоком ушло какое-то очарование, какая-то подслащенная ложь — и все скелеты наружу».



К.И. Чуковский среди членов коллегии издательства ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Стоят (слева направо): А.А. Смирнов, В.М. Алексеев, Н.О. Лернер, Б.Я. Владимирцев. Сидят (слева направо): М.Л. Лозинский, А.Н. Тихонов (Серебров), А.Л. Волынский, И.Ю. Крачковский, С.Ф. Ольденбург, К.И. Чуковский. Рядом с Чуковским – секретарь коллегии В.А. Сутугина-Кюнер. Фото предоставлено М. Золотаревым



К.И. Чуковский с женой и сыном Николаем.
6) Корней Иванович пережил троих из четверых своих детей. Сын Николай умер за четыре года до смерти отца, Борис погиб на фронте, а младшая дочь Мурочка, героиня и адресат многих произведений отца для детей, умерла в 11 лет. В короткий период ее жизни, с 1921 по 1931 год, написаны почти все детские сказки Чуковского: «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце». В 1929 году, когда Мурочка была уже безнадежно больна костным туберкулезом, Чуковский написал книгу о чудесном докторе Айболите, который непременно прилетит и всех спасет. В 20-е годы детские поэмы Чуковского, притом что их обожали дети и их родители, преследовались и запрещались, с подачи Крупской велась целая кампания против «чуковщины» — легких и идеологически не нагруженных сказок, которые не ведут детей к классовой борьбе. Последняя болезнь Муры началась после того, как измученный борьбой за свои сказки Чуковский согласился написать покаянное письмо в «Литературную газету» с признанием своих ошибок, обещая написать идеологически безупречную книгу «Веселая колхозия». Болезнь и смерть Муры он воспринял как кару за свое отречение. Николай Корнеевич Чуковский, его старший сын, и Лидия Корнеевна, старшая дочь Корнея Ивановича, стали писателями и мемуаристами.



К.И. Чуковский читает Мурочке свою сказку. Ленинград. 1926 год. Фото предоставлено М. Золотаревым

7) Корней Иванович всю жизнь помогал тем, кто просил у него помощи, пользуясь для этого своей известностью, обаянием и артистизмом. Он боролся за тех, кто был арестован, участвовал в судьбе осиротевших семей, выбивал пенсии, квартиры, места в больницах, посылал деньги, помогал пробиться талантливым молодым литераторам и напечататься тем, кто этого заслуживал. В голодном, холодном, тифозном Петрограде 1920 года Чуковский организовывал чтение лекций, затевал издание журнала, участвовал в создании издательства «Всемирная литература», хлопотал об организации «Дома искусств», где писатели могли бы жить коммуной, добывал пайки и деньги... Чуковский пытался спасти от травли Зощенко, впоследствии принимал участие в деле спасения осужденного Бродского, приглашал к себе в Переделкино опального Солженицына.



Лев Кассиль и японская переводчица Ясуя Миякава в гостях у К.И. Чуковского. Переделкино. 1969 год.

8) Корней Иванович был не только одним из лучших детских писателей, но и блестящим лингвистом («От двух до пяти», «Высокое искусство», «Живой как жизнь»), наблюдательным литературным критиком, литературоведом и мемуаристом (статьи и доклады о почти всех современных ему писателях, о Чехове и Шевченко, литературные портреты в книге «Современники», «Мастерство Некрасова»), великолепным переводчиком (его переводы книг «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», «Занимательный Мюнхгаузен», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Короли и капуста», новелл о Шерлоке Холмсе, рассказов Уэллса, О. Генри, Уайльда, сказок Киплинга считаются классическими).



К.И. Чуковский в своем кабинете. Куоккала. 1910-е годы. Фотография К. Буллы.

9) Корней Иванович был не только «добрым дедушкой Корнеем», как его часто представляют по сказкам. Он мог быть вспыльчивым, внезапным, язвительным, саркастичным, страстным и порывистым, мог кричать и топать ногами. Никто не знал заранее, как он отреагирует, как себя поведет, что сделает в следующую минуту. Даже в весьма почтенном возрасте «патриарх детской литературы» мог вдруг повести себя неожиданно, «несоответственно своему высокому статусу». Когда на одном из «костров», который Чуковский традиционно устраивал в Переделкине, Агния Барто спросила: «Ну что, дети, кто лучше всех знает “Мойдодыра”?», седой классик детской литературы во весь голос заорал: «Я!!!»



10) В честь Мухи-Цокотухи, одной из самых известных героинь Чуковского, в 1992 году энтомологом А. П. Озеровым был назван новый род и вид мух-муравьевидок из отряда Diptera — mucha tzokotucha.


Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы.

Список произведений

Сказки
Собачье царство (1912)
Крокодил (1916)
Тараканище (1921)
Мойдодыр (1923)
Чудо-дерево (1924)
Муха-цокотуха (1924)
Бармалей (1925)
Путаница (1926)
Федорино горе (1926)
Телефон (1926)
Краденое солнце (1927)
Айболит (1929)
Айболит и воробей
Английские народные песенки
Топтыгин и Лиса (1934)
Одолеем Бармалея! (1942)
Приключения Бибигона (1945—1946)
Топтыгин и Луна
Цыплёнок
Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
Приключения белой мышки
Так и не так
Джек — покоритель великанов
Храбрый Персей
Доктор Айболит (По Хью Лофтингу)

Стихи для детей
Обжора
Слониха читает
Закаляка
Поросёнок
Ёжики смеются
Бутерброд
Федотка
Черепаха
Свинки
Огород
Песня о бедных сапожках
Верблюдица
Головастики
Бебека
Радость
Пра-пра-правнукам
Ёлка
Муха в бане
Курица

Повести
Солнечная
Серебряный герб

Работы о переводе
Принципы художественного перевода (1919, 1920)
Искусство перевода (1930, 1936)
Высокое искусство (1941, 1964, 1966)

Дошкольное воспитание
От двух до пяти (1933)

Воспоминания

«Современники». ЖЗЛ, 1962
Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — М.: Русский путь, 2006. — С. 584. — ISBN 5-85887-254-9.
Дневник (1901—1929). / Подготовка текста и комментарии Е. Ц. Чуковской. Вступительная статья В. А.Каверина. — М.: Советский писатель, 1991. — С. 544. — ISBN 5-265-01523-X.
Дневник (1930—1969). / Составление, подготовка текста, комментарии Е. Ц. Чуковской. — М.: Современный писатель, 1995. — С. 558. — ISBN 5-265-02547-2.
Современники
Воспоминания о Репине
Юрий Тынянов
Борис Житков
Ираклий Андроников

Статьи

Живой как жизнь.
К вечно-юному вопросу.
История моего «Айболита»
Как была написана «Муха-Цокотуха»
Признания старого сказочника
Страничка Чукоккалы
О Шерлоке Холмсе
Госпиталь № 11.
Вербицкая (она же позднее — Нате Пинкертон)
Лидия Чарская

Издания сочинений

Чуковский К. И. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Художественная литература, 1965—1969.
Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. — М.: Правда — Огонёк, 1990. / составление и общая редакция Е. Ц. Чуковской
Чуковский К. И. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Терра — Книжный Клуб, 2008.
Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Терра — Книжный Клуб, 2001—2009 (электронная версия — 2013).
Чуковский К. И. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — 2-е изд. испр. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-85887-280-1.

Экранизации произведений

1927 — м/ф «Тараканище»
1938 — «Доктор Айболит» (реж. Владимир Немоляев)


1939 — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)


1941 — м/ф «Бармалей» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)


1943 — м/ф «Краденое солнце» (реж. Иван Иванов-Вано)


1944 — м/ф «Телефон» (реж. Михаил Цехановский) — изображён художником в качестве автора



1946 — м/ф «Павлиний хвост» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
1954 — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)


1960 — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Дёжкин)
1963 — м/ф «Тараканище» (реж. Владимир Полковников)



1966 — «Айболит-66» (реж. Ролан Быков)



1973 — м/ф «Айболит и Бармалей» (реж. Наталия Червинская)


1974 — м/ф «Федорино горе» (реж. Наталия Червинская)


1974 — м/ф «Путаница» («Весёлая карусель» № 6)


1976 — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Степанцев)
1978 — м/ф «Краденое солнце» (реж. Натан Лернер)
1981 — м/ф «Бибигон»
1982 — м/ф «Путаница»
1983 — м/ф «От двух до пяти»
1984 — м/ф «Ваня и крокодил»
1985 — м/ф «Доктор Айболит» (реж. Давид Черкасский)



1985 — м/ф «Чудо-дерево» («Весёлая карусель» № 16).

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

9
Автор: nigma84,
Другие новости

Оставить комментарий

new sky
new sky Добавил(а) :
1 апреля 2015 09:04 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикКоньяк за первую публикацию
Спасибо, не знал.
Спасибо, не знал.
Motto
Motto Добавил(а) :
1 апреля 2015 20:12 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Судя по сказкам, чудо дерево у него действительно произрастали и его плодами он регулярно пользовался.
Судя по сказкам, чудо дерево у него действительно произрастали и его плодами он регулярно пользовался.

показать все комментарии (6)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!