Камни под небом

Ежегодно тысячи новосибирцев едут на Алтай по одной из красивейших в мире автодорог. За невзрачными названиями трассы: Новосибирск — Ташанта, М52 или Р256 — стоит невероятная красота, которую должен увидеть хоть раз в жизни каждый.

Фотографы, работавшие на Алтае, самым красивым местом для съемок на трассе в один голос называют Чике-Таман — горный перевал высотой 1295 м, на 659-м км трассы. На южноалтайском языке «Чике» означает — «прямой», а «таман» — это «подошва».



При этом в рейтинге National Geographic Чуйскому тракту отвели 5-е место в мире по красоте: между румынским Трансфэгэрашским шоссе через «родину» Дракулы — Трансильванию и «Атлантической дорогой» в Норвегии, где путешественников ждут «Мост в небеса» и «Лестница троллей».



Других российских дорог в списке нет, а поездка по Чуйскому тракту сравнивается с путешествием по всей России — деревеньки, города, березовые рощи, бурные реки, горы, тайга, степь: все это можно увидеть, проехав 600 км от Бийска до Ташанты.



Автомобильное движение через «прямую подошву» стало возможным еще в 20-х годах прошлого века. А современная асфальтированная дорога через Чике-Таман появилась в 1984 году — строители невероятными усилиями выгрызали каждый метр, им пришлось переместить более полумиллиона тонн грунта и взорвать не одну скалу.



Живописнейший серпантин поднимает автомобилистов на смотровую площадку: с одной стороны дороги — скалы, с другой — крутой обрыв. От такого опасного соседства, обилия крутых поворотов и великолепного вида с дороги перехватывает дыхание.



Фотограф Александр Симушкин рекомендует для съемок Семинский перевал (573-й км тракта. — Н.Г.), или Дьял-Меку, по-алтайски «Вечная грива». Он выше Чике-Тамана (на фото вид с обзорной площадки на Чике-Тамане) — дорога здесь проходит на высоте 1739 м, — однако подъем более пологий.



«С одной стороны, вроде ничего особенного, — делится впечатлениями фотограф, — но это самый высокий перевал Алтая, если оставить машину и подняться выше спортивного лагеря биатлонистов, то там просто сказочные места и виды».



В министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай для туристов разработали несколько маршрутов, в том числе автомобильных.



Описать все горы, памятники, писаницы, пещеры, водопады, озера, перевалы, природные парки, деревни и села, которые предлагают посетить туристам, — дело объемистого путеводителя.



Как пример места обязательного к посещению замминистра по развитию туризма Мерген Екеев назвал скалы знаменитого урочища Калбак-Таш, украшенные древними изображениями на камнях — петроглифами.



Чуйский тракт раньше назывался Мунгальским, самым древним упоминаниям о нем около 1 тыс. лет. «До начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь», — напоминает National Geographic.



В начале прошлого века на средства комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов «тропу» переоборудовали в колесную дорогу для укрепления русско-монгольских торговых связей. Ширина дороги была около 3,5 м, а в труднопроходимых местах сужалась до 2,5 м. По ней вполне могли проехать небольшие повозки.



Советская власть взялась за Чуйский тракт в 1920-х годах, после того как он пришел в сильный упадок во время гражданской войны и долго не ремонтировался. Примерно за 10 лет дорогу выровняли и покрыли гравием, устранили опасные участки. Вместо паромных переправ были сооружены мосты.



Окончательный вид тракт принял в 1934–1935 годах. В то время вдоль дороги появилось множество лагерей заключенных — именно зэки и стали основной рабочей силой при строительстве. Основную массу среди них составляли раскулаченные крестьяне.



В случае с Чуйским трактом красота потребовала страшных жертв. Бийский историк и краевед Виктор Шипилов в архивах узнал о жутких подробностях этого строительства. От некоторых цитат кровь стынет в жилах.



О заключенных, которые не выдержали нагрузок и умерли, историк сообщает: «Чтобы не мешали ходу работ, их, по рассказам, хоронили, сваливая друг на друга, в ближнем карьере либо, как это бывало среди «урок», закапывали убитого (во имя временного присвоения его пайка) прямо в дорожное полотно».



Самая эффектная автодорога России красива, как сказка. А по-настоящему хорошая сказка, наверное, и должна быть немного страшной.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

9
Другие новости

Оставить комментарий

DarddN
DarddN Добавил(а) :
11 марта 2015 09:57 #
ПивоРыбка
конец поста неизвестным автором запорот напрочь! урки, трупы, карьеры... а как же съеденные коммунистами и лично сталиным дети и котики?
конец поста неизвестным автором запорот напрочь! урки, трупы, карьеры... а как же съеденные коммунистами и лично сталиным дети и котики?
absbs
absbs Добавил(а) :
11 марта 2015 16:51 #
ПивоРыбка
DarddN
Что поделать, наша история со времен Ивана Грозного и Петра Первого (да, наверно и раньше) стоит на костях ! Видел я в солнечной Якутии и не менее солнечной Воркуте кладбища, края которых не видно до самого горизонта..., и бесконечные ряды колючей проволоки вокруг прогнивших бараков со стенами в одну доску на Кольском полуострове (представьте зиму в Заполярье в таком бараке), и кости, которые до сих пор каждую весну вымывают талые воды на горе Секирной (это на Соловках)... Так что помнить, все-таки, надо !
Что же касается Чуйского тракта... К стати, в Бийске есть музей, посвященный его строительству. Действительно - это одно из красивейших мест в нашей стране. Хотя, самые красивые места "автомобильного" Алтая немного в стороне, например Кату Ярык - перевал, где перепад высоты подъема по серпантину более полукилометра (засекал сам)... Или Сказочные каньоны реки Башкаус... Уж не говорю про гору Белуха, или плато Укок (где нашли "Принцессу Алтая")...
Но и у нас на Урале есть места не менее красивые и загадочные, с интересной историей и не менее захватывающими перспективами ! Так, что дядьки из "Нэшенол Географик" просто плохо еще знают географию нашей страны, так недавно поднявшую для них железный зановес...
DarddN
Что поделать, наша история со времен Ивана Грозного и Петра Первого (да, наверно и раньше) стоит на костях ! Видел я в солнечной Якутии и не менее солнечной Воркуте кладбища, края которых не видно до самого горизонта..., и бесконечные ряды колючей проволоки вокруг прогнивших бараков со стенами в одну доску на Кольском полуострове (представьте зиму в Заполярье в таком бараке), и кости, которые до сих пор каждую весну вымывают талые воды на горе Секирной (это на Соловках)... Так что помнить, все-таки, надо !
Что же касается Чуйского тракта... К стати, в Бийске есть музей, посвященный его строительству. Действительно - это одно из красивейших мест в нашей стране. Хотя, самые красивые места "автомобильного" Алтая немного в стороне, например Кату Ярык - перевал, где перепад высоты подъема по серпантину более полукилометра (засекал сам)... Или Сказочные каньоны реки Башкаус... Уж не говорю про гору Белуха, или плато Укок (где нашли "Принцессу Алтая")...
Но и у нас на Урале есть места не менее красивые и загадочные, с интересной историей и не менее захватывающими перспективами ! Так, что дядьки из "Нэшенол Географик" просто плохо еще знают географию нашей страны, так недавно поднявшую для них железный зановес...

показать все комментарии (5)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!