Проект тяжелого ударного БПЛА «Дозор-600»

В России уже созданы и эксплуатируются беспилотные летательные аппараты легкого и среднего класса, предназначенные для ведения разведки. Тем не менее, пока остается незанятой ниша тяжелого ударного БПЛА. Опыт зарубежных стран показывает возможности такой техники, а также говорит о ее необходимости. Ранее были предприняты несколько попыток создания ударного беспилотника, однако до сих пор подобная техника не дошла до войск. Одним из самых перспективных отечественных проектов подобной техники считается «Дозор-600» компании «Транзас». Ожидается, что в ближайшем будущем эта машина пройдет испытания и поступит в серийное производство.



О существовании проекта БПЛА «Дозор-600» (также встречается обозначение «Дозор-3») стало известно в 2009 году. В ходе международного авиасалона МАКС-2009 компания «Транзас» впервые показала макет (по другим данным, летный образец) нового беспилотного летательного аппарата. Утверждалось, что по своим основным характеристикам эта машина является прямым аналогом американского БПЛА MQ-1 Predator. Проверить корректность такого сравнения с точки зрения реальных возможностей техники пока не представляется возможным. Осенью 2011 года министерство обороны России объявило результаты двух тендеров на разработку перспективных ударных БПЛА. По решению военного ведомства, за разработку машины с взлетным весом около 1 тонны должна была отвечать компания «Транзас», за пятитонный беспилотник – ОКБ «Сокол» (г. Казань).


По данным разработчика, БПЛА «Дозор-600» относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. В связи с этим машина имеет специфический технический облик и соответствующий набор оборудования. «Дозор-600» представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения. Для упрощения конструкции и повышения летных характеристик хвостовое оперение аппарата имеет V-образную конструкцию. Под фюзеляжем имеется дополнительный гребень.

По имеющимся данным, БПЛА «Дозор-600» имеет следующую компоновку. Фюзеляж длиной около 7 м оснащен носовой частью характерной формы с крупным обтекателем. Носовая часть машины отдана под размещение радиоэлектронного оборудования и аппаратуры, необходимой для выполнения поставленной задачи. Средняя часть фюзеляжа отдана под размещение сравнительно крупного топливного бака, который должен обеспечить максимально возможную дальность и продолжительность полета. Хвостовой отсек фюзеляжа вмещает двигатель и системы энергоснабжения бортовой аппаратуры.



Аппарат оснащается прямым крылом большого удлинения с небольшим поперечным V и законцовками особой формы, улучшающими летные характеристики. По всему размаху крыла, вдоль его задней кромки, расположена механизация. На имеющихся фото видно, что она состоит из закрылков и пары элеронов. V-образное хвостовое оперение позволяет осуществлять управление по тангажу и рысканью за счет синхронного или раздельного отклонения рулей. Рули занимают всю заднюю кромку стабилизаторов.

Максимальный взлетный вес беспилотника «Дозор-600», согласно некоторым источникам, составляет 720 кг. Ранее утверждалось, что число «600» в названии аппарата обозначает именно взлетный вес. Возможно, в ходе развития проекта весовые параметры перспективного БПЛА изменились. Масса пустого аппарата – 280 кг. Фюзеляжный бак вмещает до 160 кг топлива, а максимальный вес полезной нагрузки достигает 120 кг.

В хвостовой части фюзеляжа предлагается устанавливать поршневой двигатель Rotax 914F мощностью 115 л.с. Двигатель располагается в специальном обтекателе, в передней части которого имеется воздухозаборник для обеспечения нормальной работы радиатора. Используя такую силовую установку, БПЛА «Дозор-600» способен развивать крейсерскую скорость на уровне 130-150 км/ч. При необходимости, в зависимости от веса, аппарат может разгоняться до 200-210 км/ч.

Предполагается, что беспилотники «Дозор-600» будут использоваться для продолжительного патрулирования заданных районов. Для этого они должны иметь большую дальность и продолжительность полета. Изначально сообщалось, что новый БПЛА сможет держаться в воздухе без посадки до 16 часов. По более новым данным, продолжительность полета должна достигать 24 часов и более, дальность полета – 3700 км. Потолок аппарата составляет 7500 м. Взлетать и садиться «Дозор-600» должен с существующих взлетно-посадочных полос с использованием трехточечного шасси.

В носовой части фюзеляжа располагается набор необходимого оборудования. Так, демонстрировавшийся на выставках образец получил гиростабилизированную платформу в носовой части, на которой должны устанавливаться оптико-электронные системы: видеокамера и тепловизор для наблюдения за обстановкой. Кроме того, беспилотник может нести аэрофотоаппарат высокого разрешения со сменными объективами или радиолокационную станцию переднего и бокового обзора. Таким образом, в зависимости от возлагаемой задачи, перспективный БПЛА может оснащаться наиболее подходящим радиоэлектронным или оптико-электронным оборудованием.

В состав комплекса «Дозор-600» предлагается включить набор аппаратуры для управления беспилотником и передачи данных на пульт оператора. По имеющимся радиоканалам должна производиться передача команд управления на аппарат, а также видеосигнала и других данных на пульт.

На имеющихся фото видно, что в корневой части крыла нового беспилотника предусматриваются два небольших пилона. На них может быть подвешена необходимая аппаратура, топливные баки или вооружение. Точный состав оборудования и вооружения, которые могут применяться с БПЛА «Дозор-600», пока остается неизвестным. Возможности аппарата позволяют перевозить неуправляемое или управляемое оружие различных типов общим весом не более 100-120 кг. Это могут быть свободнопадающие бомбы малого калибра, управляемые ракеты «воздух-воздух» и другое оружие.

В 2011 году, вскоре после объявления результатов тендера, назывались примерные сроки реализации проекта. Утверждалось, что основные работы могут быть завершены к середине десятилетия. Так, в качестве примерной даты первого полета назывался 2015 год. В течение некоторого времени после этого какие-либо новости о проекте «Дозор-600» отсутствовали. Новые сообщения появились только в 2013 году, когда министр обороны Сергей Шойгу распорядился ускорить работы. Что произошло после этого поручения – неизвестно. Возможно, в результате вмешательства главы военного ведомства проект будет завершен, в самом плохом случае, с небольшой задержкой относительно изначального графика.

Если информация о планах 2011 года соответствует действительности, а специалистам компании «Транзас» и смежных предприятий удалось уложиться в заданные сроки, то уже в этом году могут стартовать испытания нового БПЛА «Дозор-600». В случае успешного завершения испытаний и доводки этот аппарат будет принят на вооружение и станет первым отечественным тяжелым ударным беспилотником. Принятие на вооружение такой машины должно положительно сказаться на потенциале российских вооруженных сил. Однако перед этим специалистам предстоит проделать массу сложной и важной работы, некоторые особенности которой могут привести к заметному сдвигу сроков.


Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

8
Другие новости

Оставить комментарий

new sky
new sky Добавил(а) :
21 февраля 2015 21:18 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикКоньяк за первую публикацию
Ну аху...ть, чо. Мотор от "бурана" или китайского триммера? Или все-же забугорный ROTAX или LICOMING. Ааа, вот вычитал. ROTAX. А где брать будем если что? А сколько и где у нас выпущено тепловизоров? А сколько они стоят? А если его не будет, то нах... он вообще нужен? А куда делся "СКАТ", так же демонстрированный и анонсированный на еще позапрошлом МАКСе. УРА, е@ать!!!
Ну аху...ть, чо. Мотор от "бурана" или китайского триммера? Или все-же забугорный ROTAX или LICOMING. Ааа, вот вычитал. ROTAX. А где брать будем если что? А сколько и где у нас выпущено тепловизоров? А сколько они стоят? А если его не будет, то нах... он вообще нужен? А куда делся "СКАТ", так же демонстрированный и анонсированный на еще позапрошлом МАКСе. УРА, е@ать!!!
Александр Привалов
Александр Привалов Добавил(а) :
21 февраля 2015 21:32 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикКоньяк за первую публикацию
Покамест, Израиль не поддержал санкции Европы и США, так что, с двигателями Rotax 914 F проблемы не будет. Авионику Elbit Systems тоже подбросит на первое время. Ну, а дальше, ребятки, вам уже самим придётся подгоношиться. Уж не обессудьте.
Текст ссылки...
Покамест, Израиль не поддержал санкции Европы и США, так что, с двигателями Rotax 914 F проблемы не будет. Авионику Elbit Systems тоже подбросит на первое время. Ну, а дальше, ребятки, вам уже самим придётся подгоношиться. Уж не обессудьте.
Текст ссылки...

показать все комментарии (13)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!