Проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2
Важнейшим элементом военно-морского флота в настоящее время являются подводные лодки с крылатыми или межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Создание подобной техники в нашей стране стартовало еще в конце сороковых ходов, однако далеко не все первые проекты отличались совершенством и позволяли решить поставленные задачи. К примеру, первый проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2 так и не вышел из стадии предварительных проработок. Успешному его завершению помешали несколько факторов технического и технологического характера.
К концу сороковых годов военные выразили желание получить в будущем перспективные дизель-электрические подводные лодки с ракетным вооружением. Предлагалось устанавливать на субмарины самолеты-снаряды и баллистические ракеты. Подобное вооружение позволяло решать широкий круг боевых задач, подразумевающих атаку надводных и береговых целей. К этому времени советские специалисты достигли определенных успехов в области ракетных вооружений новых классов, что позволяло рассматривать возможность применения таких систем не только в сухопутных войсках и авиации, но и на кораблях или подлодках флота.
В 1949 году обсуждения перспективной тематики перешли в стадию разработки первых проектов. Министерство судостроительной промышленности поручило ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») проработать возможность создания перспективной ДЭПЛ с ракетным вооружением. Руководителем этих работ был назначен Ф.А. Каверин. Примечательно, что требуемый предэскизный проект должен был учитывать оснащение подлодки как баллистическими ракетами, так и самолетами-снарядами. Кроме того, предлагалось оснастить субмарину и некоторым иным специальным оборудованием. В дальнейшем были предложены несколько вариантов вооружения подлодки подобными системами в разных комбинациях. Фактически был разработан проект подлодки с модульным вооружением.
Проект подводной лодки с ракетным вооружением получил обозначение П-2. В номенклатуру вооружений разных версий субмарины предлагалось включить крылатые ракеты 10Х и «Ласточка», а также баллистические Р-1. Все подобные изделия уже прошли часть испытаний и могли рассматриваться в качестве вооружения для новой техники флота. Кроме того, подлодка должна была нести 12 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата с боекомплектом до 30 торпед. Некоторыми версиями проекта также предусматривалось оснащение лодки отсеком для перевозки сверхмалых подводных аппаратов. В надводном положении подлодка могла бы использовать спаренные установки с 57-мм и 25-мм артиллерийскими орудиями.
Схема подлодки проекта П-2
Комплексы ракетного вооружения должны были выполняться в виде агрегатов схожих размеров и формы с разным составом оборудования. Их следовало помещать в промежуток между двумя кормовыми прочными корпусами. В таком положении модуль занимал все пространство от палубы до днища легкого корпуса и вмещал все необходимое оружие. Размеры подлодки П-3 позволяли монтировать и применять до трех модулей различного назначения.
Проектом П-2 предлагалось строительство ДЭПЛ длиной порядка 110-120 м, максимальной шириной 12,5 м и осадкой менее 10 м с нормальным водоизмещением 5360 т. В основе конструкции лодки должны были лежать семь прочных корпусов цилиндрической формы разных размеров, соединенных между собой и помещенных внутри общего легкого корпуса. Рассматривалась комбинированная архитектура главной энергоустановки, от которой требовалось развивать мощность 15 тыс. л.с. Предлагалось использовать шесть дизельных двигателей мощностью по 2000 л.с., две парогазотурбинные установки мощностью 7500 л.с., а также два электродвигателя подходящего типа для экономичного подводного хода.
По расчетам, дизеля при движении в надводном положении позволяли развивать скорость до 18 узлов. С парогазотурбинной установкой подводная скорость достигала 17 узлов, при использовании электродвигателей – 4 узла. Максимальная дальность плавания определялась на уровне 12 тыс. морских миль. Парогазотурбинная установка позволяла пройти под водой до 700 миль с максимальной скоростью, электродвигатель – 100 миль. Прочность корпусов должна была обеспечивать погружение на глубины до 200 м.
Баллистические ракеты
В центральной части подводной лодки, позади ограждения рубки или ближе к корме, должен был располагаться отсек для размещения баллистических ракет необходимой длины. Модуль для баллистических ракет должен был выполняться в виде крупного блока с прочным корпусом, устанавливаемого в соответствующую часть подводной лодки. Внутри этого модуля должны были помещаться четыре пусковые установки, а также набор специального оборудования. Для использования подлодкой проекта П-2 рассматривались ракеты типа Р-1, что накладывало значительные ограничения на конструкцию носителя и его систем.
Напомним, ракета Р-1 представляла собой скопированный вариант немецкого изделия A-4, развитием этого проекта занимался НИИ-88 под руководством С.П. Королева. Первые ракеты этого типа изготавливались из трофейных немецких комплектующих, а в дальнейшем было развернуто производство собственных изделий нужных типов. До конца сороковых годов ракета Р-1 прошла все необходимые испытания, после чего была принята на вооружение ракетных бригад особого назначения. Эксплуатация этого оружия продолжалась до середины пятидесятых годов, после чего его заменили более новыми системами.
Подготовка к запуску ракеты Р-1
Конструкция ракеты Р-1 основывалась на немецком проекте A-4, однако имела некоторые отличия. Ввиду использования иных технологий и материалов было решено переработать часть конструкции изделия. Это привело к разработке новых хвостового и приборного отсеков, а также к изменению некоторых элементов конструкции с учетом использования производимых в Советском Союзе материалов.
Ракета Р-1 оснащалась корпусом большого удлинения, внутри которого располагались все необходимые агрегаты. Разделение изделия в полете не предусматривалось, боевая часть не отделялась. Большая часть корпуса отдавалась под баки для этанола и жидкого кислорода. В хвостовой части ракеты помещался жидкостный двигатель РД-100. Время работы двигателя составляло 65 с, тяга зависела от серии. После начала серийного производства тягу удалось повысить с 25 т до 26-27 т.
Для управления ракетой использовалась инерциальная система на основе гироскопов и временного механизма. Задачей гироскопических приборов было управление хвостовыми рулями и удержание ракеты на требуемой траектории активного участка полета. В заранее рассчитанное время, введенное в память аппаратуры, автоматика должна была отключать двигатель и переводить ракету в неуправляемый полет по баллистической траектории, продолжавшийся до момента поражения цели.
Общая длина серийной ракеты Р-1 составляла 14,275 м, диаметр корпуса – 1652 мм, размах стабилизатора – 3,56 м. Стартовая масса достигала 13,43 т, из которых 9,4 т приходилось на топливо и окислитель. Фугасная боевая часть общим весом 1075 кг несла 785 кг взрывчатого вещества. Ракета могла лететь на дальность до 270 км. При полете на максимальную дальность траектория достигала высоты 77 км. КВО определялось на уровне 1500 м.
Модуль для баллистических ракет оснащался четырьмя выдвижными пусковыми установками, на которых перед выходом субмарины в море должны были закрепляться ракеты. Перед запуском ракеты подлодка должна была подниматься на поверхность и выводить ракету вверх, в стартовое положение. Для такой пусковой установки требовался новый стартовый стол с системой стабилизации. Специальные механизмы должны были компенсировать качку и сохранять положение стартового стола в течение 7-10 с после команды на запуск. Стартовый стол должен был стабилизироваться до выхода двигателя ракеты на номинальный режим и до ее подъема.
Необычного решения потребовала задача заправки ракет компонентами топлива. Сравнительно стабильный этиловый спирт можно было заливать в баки всех четырех ракет еще при подготовке к выходу в море. Жидкий кислород, однако, требовалось хранить отдельно от ракеты. Для его транспортировки в состав ракетного модуля включили специальный изолированный резервуар и соответствующие трубопроводы. Также в состав кислородной системы вошла сжижительная установка, задачей которой было возвращение испаряющегося кислорода в требуемое жидкое состояние. Заправлять кислородные баки ракет следовало только при подготовке к пуску.
Один модуль для ракет Р-1 вмещал четыре стартовых стола с вооружением. Таким образом, при применении максимально возможных трех модулей ДЭПЛ проекта П-2 могла нести до 12 баллистических ракет и атаковать береговые цели на дальностях до 270 км. Возможность одновременного оснащения подлодки баллистическими и крылатыми ракетами, как предполагалось, должна была расширить круг решаемых боевых задач.
Самолеты-снаряды
Альтернативным оружием подлодки типа П-2 должны были стать крылатые ракеты «Ласточка». Это оружие было создано коллективом В.Н. Челомея на базе изделия 10Х/10ХН, являвшегося, в свою очередь, результатом развитием наработок и конструкции немецкого самолета-снаряда Fi-103. В конце сороковых годов были предложены несколько модификаций ракеты 10Х для авиации, сухопутных войск и, наконец, для флота. Они имели максимально возможную степень унификации, однако отличались теми или иными особенностями конструкции.
Для применения ракеты «Ласточка» на подлодке П-2 был разработан специальный модуль. Внутри прочного корпуса, в его нижней части, размещалась механизированная укладка для транспортировки ракет и последующей их подачи к пусковой установке. Транспортироваться ракеты должны были в заправленном виде, с отстыкованными крыльями и стабилизаторами. В верхней части модуля, выходящей на уровень палубы подлодки, предусматривалась балочная пусковая установка для стрельбы за корму.
Самолет-снаряд 10Х
По своей конструкции ракета «Ласточка», как и другие изделия семейства 10Х, была похожа на базовую разработку немецкой промышленности. Она имела вытянутый обтекаемый фюзеляж и прямое крыло. Над хвостовой частью самолета-снаряда располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Д-3 или Д-5. Ракета имела длину 7,5 м и размах крыла 6,5 м. Стартовый вес достигал 3,5 т, полетный был примерно на тонну меньше. Ракета могла оснащаться автопилотом на основе инерциальной навигационной системы или средствами радиокомандного управления. Изделие могло развивать скорость до 600 км/ч и лететь на дальность до 240 км. К цели доставлялась фугасная боевая часть весом 1 т.
Для запуска с подводной лодки ракета «Ласточка» должна была использовать два стартовых ускорителя. При этом только один из них крепился непосредственно на ракете. Второй предлагалось оставлять на одном из элементов пусковой установки. Совместная работа двух ускорителей должна была поднимать ракету в воздух и разгонять ее до скорости, обеспечивающей работу маршевого двигателя.
Пусковая установка модуля подлодки П-2 состояла из рельсовой направляющей и подвижной тележки с креплениями для ракеты. Перед стрельбой субмарина должна была подниматься на поверхность и начинать подготовку к запуску. Из погреба извлекалась ракета, которую следовало устанавливать на тележку пусковой установки и оснащать плоскостями. Кроме того, на этом этапе планировалось подвешивать два ускорителя. Непосредственно перед стрельбой направляющая длиной 20 м должна была подниматься на угол 8-12°. При этом в работу должен был включаться стабилизатор, компенсирующий бортовую качку.
Первоначальный разгон должен был осуществляться твердотопливным ускорителем РБТ-70, установленным на тележке. Пройдя 20 м, тележка должна была сбрасывать ракету. После этого «Ласточка» должна была продолжать полет при помощи собственного ускорителя такой же модели, а затем включать маршевый двигатель и направляться к цели.
В одном модуле для самолетов-снарядов можно было бы перевозить до 16 ракет. В варианте подлодки П-2, оснащенном только крылатыми ракетами, общий боекомплект состоял бы из 51 изделия «Ласточка». Такое оружие позволило бы субмарине поражать береговые цели с дистанции до 240 км.
Итоги проекта
Предэскизный вариант проекта ДЭПЛ П-2, предусматривавший использование крылатых и баллистических ракет, был разработан в 1949 году. Далее с этим проектом ознакомились представители флота и промышленности, которые вынесли свое решение. Многообещающий проект модульной субмарины сочли чересчур сложным и непригодным для немедленной реализации. Таким образом, ввиду невозможности полного выполнения всех планов было решено отказаться от дальнейшей разработки новой подлодки. К концу 1949 года ЦКБ-18 и смежные организации прекратили разработку проекта П-2. Высвобожденные усилия были брошены на разработку других проектов, не таких смелых, но куда более реалистичных.
По имеющимся данным, к моменту остановки проекта П-2 были достигнуты определенные успехи, однако ряд важнейших элементов так и не был создан. В частности, не были завершены работы по стабилизированному стартовому столу для ракеты Р-1. Также следовало ожидать проблем с созданием кислородного оборудования для модуля баллистических ракет. Что касается вооружения, то с ракетами Р-1 и «Ласточка», в целом, не было особых затруднений. Эти системы в теории могли быть адаптированы под новый носитель.
Серийное строительство подводных лодок типа П-2 позволяло значительно повысить ударную мощь подводных сил военно-морского флота. Они получали возможность производить не только торпедные атаки кораблей и судов, но и обстреливать береговые цели на некотором удалении от побережья. Все это могло значительно повысить боеспособность подводных сил, а также дать им некоторые новые тактические роли.
Тем не менее, проект П-2 сочли слишком сложным. Подводная лодка модульной конструкции с возможностью несения самолетов-снарядов и баллистических ракет привлекала потенциального заказчика, но ее разработка и строительство были связаны с массой проблем различного характера. Кроме того, к моменту предполагаемого завершения работ существующие ракеты могли устареть. Как следствие, от многообещающего проекта пришлось отказаться в пользу более реалистичных разработок.
Несмотря на закрытие проекта П-2, развитие вооружения подлодок продолжилось. Следующие работы в этом направлении привели к тому, что в конце пятидесятых годов на вооружение поступили крылатая ракета П-5 и баллистическая Р-11ФМ. Носители этого оружия не отличались смелостью конструкции, как П-2, однако могли полноценно решать поставленные боевые задачи и атаковать различные цели в широком диапазоне дальностей.
Автор Рябов Кирилл
Источник
К концу сороковых годов военные выразили желание получить в будущем перспективные дизель-электрические подводные лодки с ракетным вооружением. Предлагалось устанавливать на субмарины самолеты-снаряды и баллистические ракеты. Подобное вооружение позволяло решать широкий круг боевых задач, подразумевающих атаку надводных и береговых целей. К этому времени советские специалисты достигли определенных успехов в области ракетных вооружений новых классов, что позволяло рассматривать возможность применения таких систем не только в сухопутных войсках и авиации, но и на кораблях или подлодках флота.
В 1949 году обсуждения перспективной тематики перешли в стадию разработки первых проектов. Министерство судостроительной промышленности поручило ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») проработать возможность создания перспективной ДЭПЛ с ракетным вооружением. Руководителем этих работ был назначен Ф.А. Каверин. Примечательно, что требуемый предэскизный проект должен был учитывать оснащение подлодки как баллистическими ракетами, так и самолетами-снарядами. Кроме того, предлагалось оснастить субмарину и некоторым иным специальным оборудованием. В дальнейшем были предложены несколько вариантов вооружения подлодки подобными системами в разных комбинациях. Фактически был разработан проект подлодки с модульным вооружением.
Проект подводной лодки с ракетным вооружением получил обозначение П-2. В номенклатуру вооружений разных версий субмарины предлагалось включить крылатые ракеты 10Х и «Ласточка», а также баллистические Р-1. Все подобные изделия уже прошли часть испытаний и могли рассматриваться в качестве вооружения для новой техники флота. Кроме того, подлодка должна была нести 12 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата с боекомплектом до 30 торпед. Некоторыми версиями проекта также предусматривалось оснащение лодки отсеком для перевозки сверхмалых подводных аппаратов. В надводном положении подлодка могла бы использовать спаренные установки с 57-мм и 25-мм артиллерийскими орудиями.
Схема подлодки проекта П-2
Комплексы ракетного вооружения должны были выполняться в виде агрегатов схожих размеров и формы с разным составом оборудования. Их следовало помещать в промежуток между двумя кормовыми прочными корпусами. В таком положении модуль занимал все пространство от палубы до днища легкого корпуса и вмещал все необходимое оружие. Размеры подлодки П-3 позволяли монтировать и применять до трех модулей различного назначения.
Проектом П-2 предлагалось строительство ДЭПЛ длиной порядка 110-120 м, максимальной шириной 12,5 м и осадкой менее 10 м с нормальным водоизмещением 5360 т. В основе конструкции лодки должны были лежать семь прочных корпусов цилиндрической формы разных размеров, соединенных между собой и помещенных внутри общего легкого корпуса. Рассматривалась комбинированная архитектура главной энергоустановки, от которой требовалось развивать мощность 15 тыс. л.с. Предлагалось использовать шесть дизельных двигателей мощностью по 2000 л.с., две парогазотурбинные установки мощностью 7500 л.с., а также два электродвигателя подходящего типа для экономичного подводного хода.
По расчетам, дизеля при движении в надводном положении позволяли развивать скорость до 18 узлов. С парогазотурбинной установкой подводная скорость достигала 17 узлов, при использовании электродвигателей – 4 узла. Максимальная дальность плавания определялась на уровне 12 тыс. морских миль. Парогазотурбинная установка позволяла пройти под водой до 700 миль с максимальной скоростью, электродвигатель – 100 миль. Прочность корпусов должна была обеспечивать погружение на глубины до 200 м.
Баллистические ракеты
В центральной части подводной лодки, позади ограждения рубки или ближе к корме, должен был располагаться отсек для размещения баллистических ракет необходимой длины. Модуль для баллистических ракет должен был выполняться в виде крупного блока с прочным корпусом, устанавливаемого в соответствующую часть подводной лодки. Внутри этого модуля должны были помещаться четыре пусковые установки, а также набор специального оборудования. Для использования подлодкой проекта П-2 рассматривались ракеты типа Р-1, что накладывало значительные ограничения на конструкцию носителя и его систем.
Напомним, ракета Р-1 представляла собой скопированный вариант немецкого изделия A-4, развитием этого проекта занимался НИИ-88 под руководством С.П. Королева. Первые ракеты этого типа изготавливались из трофейных немецких комплектующих, а в дальнейшем было развернуто производство собственных изделий нужных типов. До конца сороковых годов ракета Р-1 прошла все необходимые испытания, после чего была принята на вооружение ракетных бригад особого назначения. Эксплуатация этого оружия продолжалась до середины пятидесятых годов, после чего его заменили более новыми системами.
Подготовка к запуску ракеты Р-1
Конструкция ракеты Р-1 основывалась на немецком проекте A-4, однако имела некоторые отличия. Ввиду использования иных технологий и материалов было решено переработать часть конструкции изделия. Это привело к разработке новых хвостового и приборного отсеков, а также к изменению некоторых элементов конструкции с учетом использования производимых в Советском Союзе материалов.
Ракета Р-1 оснащалась корпусом большого удлинения, внутри которого располагались все необходимые агрегаты. Разделение изделия в полете не предусматривалось, боевая часть не отделялась. Большая часть корпуса отдавалась под баки для этанола и жидкого кислорода. В хвостовой части ракеты помещался жидкостный двигатель РД-100. Время работы двигателя составляло 65 с, тяга зависела от серии. После начала серийного производства тягу удалось повысить с 25 т до 26-27 т.
Для управления ракетой использовалась инерциальная система на основе гироскопов и временного механизма. Задачей гироскопических приборов было управление хвостовыми рулями и удержание ракеты на требуемой траектории активного участка полета. В заранее рассчитанное время, введенное в память аппаратуры, автоматика должна была отключать двигатель и переводить ракету в неуправляемый полет по баллистической траектории, продолжавшийся до момента поражения цели.
Общая длина серийной ракеты Р-1 составляла 14,275 м, диаметр корпуса – 1652 мм, размах стабилизатора – 3,56 м. Стартовая масса достигала 13,43 т, из которых 9,4 т приходилось на топливо и окислитель. Фугасная боевая часть общим весом 1075 кг несла 785 кг взрывчатого вещества. Ракета могла лететь на дальность до 270 км. При полете на максимальную дальность траектория достигала высоты 77 км. КВО определялось на уровне 1500 м.
Модуль для баллистических ракет оснащался четырьмя выдвижными пусковыми установками, на которых перед выходом субмарины в море должны были закрепляться ракеты. Перед запуском ракеты подлодка должна была подниматься на поверхность и выводить ракету вверх, в стартовое положение. Для такой пусковой установки требовался новый стартовый стол с системой стабилизации. Специальные механизмы должны были компенсировать качку и сохранять положение стартового стола в течение 7-10 с после команды на запуск. Стартовый стол должен был стабилизироваться до выхода двигателя ракеты на номинальный режим и до ее подъема.
Необычного решения потребовала задача заправки ракет компонентами топлива. Сравнительно стабильный этиловый спирт можно было заливать в баки всех четырех ракет еще при подготовке к выходу в море. Жидкий кислород, однако, требовалось хранить отдельно от ракеты. Для его транспортировки в состав ракетного модуля включили специальный изолированный резервуар и соответствующие трубопроводы. Также в состав кислородной системы вошла сжижительная установка, задачей которой было возвращение испаряющегося кислорода в требуемое жидкое состояние. Заправлять кислородные баки ракет следовало только при подготовке к пуску.
Один модуль для ракет Р-1 вмещал четыре стартовых стола с вооружением. Таким образом, при применении максимально возможных трех модулей ДЭПЛ проекта П-2 могла нести до 12 баллистических ракет и атаковать береговые цели на дальностях до 270 км. Возможность одновременного оснащения подлодки баллистическими и крылатыми ракетами, как предполагалось, должна была расширить круг решаемых боевых задач.
Самолеты-снаряды
Альтернативным оружием подлодки типа П-2 должны были стать крылатые ракеты «Ласточка». Это оружие было создано коллективом В.Н. Челомея на базе изделия 10Х/10ХН, являвшегося, в свою очередь, результатом развитием наработок и конструкции немецкого самолета-снаряда Fi-103. В конце сороковых годов были предложены несколько модификаций ракеты 10Х для авиации, сухопутных войск и, наконец, для флота. Они имели максимально возможную степень унификации, однако отличались теми или иными особенностями конструкции.
Для применения ракеты «Ласточка» на подлодке П-2 был разработан специальный модуль. Внутри прочного корпуса, в его нижней части, размещалась механизированная укладка для транспортировки ракет и последующей их подачи к пусковой установке. Транспортироваться ракеты должны были в заправленном виде, с отстыкованными крыльями и стабилизаторами. В верхней части модуля, выходящей на уровень палубы подлодки, предусматривалась балочная пусковая установка для стрельбы за корму.
Самолет-снаряд 10Х
По своей конструкции ракета «Ласточка», как и другие изделия семейства 10Х, была похожа на базовую разработку немецкой промышленности. Она имела вытянутый обтекаемый фюзеляж и прямое крыло. Над хвостовой частью самолета-снаряда располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Д-3 или Д-5. Ракета имела длину 7,5 м и размах крыла 6,5 м. Стартовый вес достигал 3,5 т, полетный был примерно на тонну меньше. Ракета могла оснащаться автопилотом на основе инерциальной навигационной системы или средствами радиокомандного управления. Изделие могло развивать скорость до 600 км/ч и лететь на дальность до 240 км. К цели доставлялась фугасная боевая часть весом 1 т.
Для запуска с подводной лодки ракета «Ласточка» должна была использовать два стартовых ускорителя. При этом только один из них крепился непосредственно на ракете. Второй предлагалось оставлять на одном из элементов пусковой установки. Совместная работа двух ускорителей должна была поднимать ракету в воздух и разгонять ее до скорости, обеспечивающей работу маршевого двигателя.
Пусковая установка модуля подлодки П-2 состояла из рельсовой направляющей и подвижной тележки с креплениями для ракеты. Перед стрельбой субмарина должна была подниматься на поверхность и начинать подготовку к запуску. Из погреба извлекалась ракета, которую следовало устанавливать на тележку пусковой установки и оснащать плоскостями. Кроме того, на этом этапе планировалось подвешивать два ускорителя. Непосредственно перед стрельбой направляющая длиной 20 м должна была подниматься на угол 8-12°. При этом в работу должен был включаться стабилизатор, компенсирующий бортовую качку.
Первоначальный разгон должен был осуществляться твердотопливным ускорителем РБТ-70, установленным на тележке. Пройдя 20 м, тележка должна была сбрасывать ракету. После этого «Ласточка» должна была продолжать полет при помощи собственного ускорителя такой же модели, а затем включать маршевый двигатель и направляться к цели.
В одном модуле для самолетов-снарядов можно было бы перевозить до 16 ракет. В варианте подлодки П-2, оснащенном только крылатыми ракетами, общий боекомплект состоял бы из 51 изделия «Ласточка». Такое оружие позволило бы субмарине поражать береговые цели с дистанции до 240 км.
Итоги проекта
Предэскизный вариант проекта ДЭПЛ П-2, предусматривавший использование крылатых и баллистических ракет, был разработан в 1949 году. Далее с этим проектом ознакомились представители флота и промышленности, которые вынесли свое решение. Многообещающий проект модульной субмарины сочли чересчур сложным и непригодным для немедленной реализации. Таким образом, ввиду невозможности полного выполнения всех планов было решено отказаться от дальнейшей разработки новой подлодки. К концу 1949 года ЦКБ-18 и смежные организации прекратили разработку проекта П-2. Высвобожденные усилия были брошены на разработку других проектов, не таких смелых, но куда более реалистичных.
По имеющимся данным, к моменту остановки проекта П-2 были достигнуты определенные успехи, однако ряд важнейших элементов так и не был создан. В частности, не были завершены работы по стабилизированному стартовому столу для ракеты Р-1. Также следовало ожидать проблем с созданием кислородного оборудования для модуля баллистических ракет. Что касается вооружения, то с ракетами Р-1 и «Ласточка», в целом, не было особых затруднений. Эти системы в теории могли быть адаптированы под новый носитель.
Серийное строительство подводных лодок типа П-2 позволяло значительно повысить ударную мощь подводных сил военно-морского флота. Они получали возможность производить не только торпедные атаки кораблей и судов, но и обстреливать береговые цели на некотором удалении от побережья. Все это могло значительно повысить боеспособность подводных сил, а также дать им некоторые новые тактические роли.
Тем не менее, проект П-2 сочли слишком сложным. Подводная лодка модульной конструкции с возможностью несения самолетов-снарядов и баллистических ракет привлекала потенциального заказчика, но ее разработка и строительство были связаны с массой проблем различного характера. Кроме того, к моменту предполагаемого завершения работ существующие ракеты могли устареть. Как следствие, от многообещающего проекта пришлось отказаться в пользу более реалистичных разработок.
Несмотря на закрытие проекта П-2, развитие вооружения подлодок продолжилось. Следующие работы в этом направлении привели к тому, что в конце пятидесятых годов на вооружение поступили крылатая ракета П-5 и баллистическая Р-11ФМ. Носители этого оружия не отличались смелостью конструкции, как П-2, однако могли полноценно решать поставленные боевые задачи и атаковать различные цели в широком диапазоне дальностей.
Автор Рябов Кирилл
Источник
4
Другие новости
Оставить комментарий
Написать комментарий: