Дворец Харитоновых-Расторгуевых
Здравствуйте, друзья.
Так получилось, что я работаю в сфере сохранения объектов культурного наследия. Ежедневно по своей работе я сталкиваюсь с уникальными зданиями города Екатеринбурга, каждое из которых имеет свою неповторимую историю. Многие из них связаны с выдающимися личностями, некоторые же просто хороши с эстетической точки зрения.
Сегодня я бы хотела рассказать об одном памятнике, который, конечно же, всем знаком – дом Харитонова вместе с парком. Это мой любимейший объект, он таит в себе много тайн, легенд и загадок. Кажется, что каждый уголок этой поистине волшебной усадьбы дышит историей.
Немного исторических фактов:
Первой владелицей усадьбы являлась титулярная советница Наталья Токорева, которая начала строительство каменного дома. Следующим хозяином являлся купец 1 гильдии заводовладелец Лев Иванович Расторгуев (1769-1823 гг.), купивший у нее недостроенный дом. После смерти хозяина в 1823 г. владельцем усадьбы стал Петр Яковлевич Харитонов, за которым была замужем одна из тех дочерей Расторгуева – Мария. На ту пору это была лучшая усадьба в Екатеринбурге, она даже попала в альбом иллюстраций к отчету профессора физики и химии Казанского университета А. Я. Купфера «Путешествие на Урал предпринятое в 1828 году», напечатанный в 1833 г. в Париже в литографии Анжельмана.
Наследники использовали усадьбу в прежних представительских целях, например несколько дней в сентябре 1824 г. в ней проживал царь Александр I, а в мае 1837 г.останавливался наследник – Александр II. В 1836 г. зять Расторгуева А. Г. Зотов был обвинен в нещадной эксплуатации и убийстве заводских крестьян, за что был выслан в финский город Кексгольм. В 1837 г. вместе с Зотовым, был сослан и П. Я. Харитонов, пострадавший как ответственное лицо бывшее на ту пору городской головой, связанным с виновником родственными узами. После ссылки Харитонова усадьба оставалась в собственности владелиц, а затем владельцев Кыштымских заводов, которые сдавали помещения дома различным учреждениям и частным лицам. Например, в 1880-х гг. часть этого дома арендовало Екатеринбургское реальное училище. На ту пору усадьба уже не имела того вида, которым по праву гордились первые наследники Расторгуева, она носила запущенный характер, постройки которой находились в неудовлетворительном состоянии. Сад также сдавался в аренду и носил характер городского парка, который назывался по имени старого владельца - Харитонова, его постигла та же участь, что и дом. После революционных событий 1917 г. в декабре здесь прошел 1-й Уральский съезд социалистических союзов молодежи.
В первой половине 1920-х гг. усадьба была национализирована и сдана в аренду КомВУЗУ, который пробыл в ней с 1926 по 1936 гг. Сад числился за Уралпрофсоюзом и получил название «Красная звезда». Затем ее вместе с садом в 1936 г. передали в бессрочное пользование «Дворцу пионеров», функции которого по-прежнему выполняет «Городской дворец творчества учащихся».
Также хочу обратить внимание на интересную, на мой взгляд, заметку Берковича Артема «О саде Харитонова» (Архив Музея истории Екатеринбурга, 2005 г.):
Дом Расторгуева – Харитонова, где сейчас располагается Дворец творчества учащихся, - одно из самых замечательных явлений уральской архитектуры эпохи классицизма. В 1824 г. в доме останавливался путешествующий по России император Александр 1. «Да это настоящий дворец!» - невольно вырвалось у Александра Павловича, а уж он то понимал толк в роскоши. Спустя мгновение «Милосердный Монарх и Великодушный Отец своих подданных изволил показаться на балконе и радостные восклицания с громкогласным ура! переносились из конца в конец в тысячах стоящих из народа». В доме или лучше сказать во дворце, на протяжении всего ХIХ века устраивались торжественные приемы и грандиозные балы по случаю особенно важных событий.
Не меньше самого дворца привлекал внимание сад в английском вкусе с прекрасными цветниками, оранжереями, беседками и прудом. Первые упоминания о нем относятся 1808 г. Вольский купец Лев Иванович Расторгуев, хозяин Кыштымских горных заводов, просил у Екатеринбургской городской думы в аренду заболоченное место рядом со своим домом «на вечное пользование» для заведения сада. К просьбе Расторгуева городские власти были снисходительны, но срок арены установили 25 лет. В течение этого времени деньги исправно выплачивались, но практическая работа по обустройству территории, по всей видимости так и не началась. Наследник Расторгуева екатеринбургский купец Петр Яковлевич Харитонов добился передачи земли в собственность и в начале 1830-х гг. осуществил давний замысел. В 1834 г. работы в саду еще не закончились, но уже было на что посмотреть: «Сад всегда открыт для публики и в хорошие летние дни, особенно в праздничные, посещается лучшим обществом и приносит много удовольствий – вспоминал современник. – Этот сод мог быть украшением и столицы, а в Екатеринбурге почитается редкостью». Харитоновский сад стал первым и долгое время оставался единственным публичным парком в Екатеринбурге, любимым местом отдыха горожан.
Сам Харитонов закончил свои дни в изгнании, а без хозяина сад быстро превратился в «мерзость запустения». В 1888 г. стараниями предпринимателя Семенова Харитоновский сад вновь ожил. Вот так описывает пресса его облик: «Множество новых сооружений, начиная от небольших киосков тут и там раскинутых по саду и кончая громадным зданием вокзала, дающим возможность даже в ненастную погоду слушать музыку, пение, рассказчиков и куплетистов. Хорошо утрамбованные дорожки и аллеи, вечером освещаемые множеством разноцветных фонарей, электрическое освещение, газовые солнца, различные игры и увеселения: бильярд, кегли, тир, фейерверк…». Все это потребовало немалых затрат, поэтому с посетителей взымалась плата за вход, за пользование играми, отдельно продавались билеты на концерты. Главные доходы арендатор Харитоновского сада получал не с игр и увеселений, а с продажи спиртного.
Посетители сада имели мало сходства с респектабельными членами общества: «Сюда стремится заезжий коммивояжер, здесь найдете и старателя, намывшего несколько золотников золота и проматывающего остатки кредитных, и чиновника, и служащих частных учреждений». Постепенно сад приобрел незавидную репутацию «Харитошки» - рассадника пьянства и проституции: «Строго глядя на этот увеселительный уголок, бывить в нем людям семейным отнюдь нельзя: рискуете наткнуться на безобразия, присущее кабакам вообще. Сюда, как на ярмарку, едут с окрестных заводов, промыслов, приисков инженеры, владельцы, их служащие и просто кутилы. Побезобразят – и по местам, к своим пенатам», - читаем в путеводителе по Екатеринбурге 1899 г.
С начала первой мировой войны в России был введен «сухой закон», и частный предприниматель оставил убыточное дело. На его место пришла городская власть. «Прошло каких-нибудь восемь месяцев, как мы протрезвились, а какие благие плоды: - говорил городской глава А.Обухов, выступая перед гласными Городской думы, - у кого не было не только дома, но костюма – теперь хорошо одет; люди ничем не интересовавшиеся – жаждут книги; разрозненные члены семьи возвращаются к общему очагу, число уголовных преступлений уменьшилось». Однако из основных задач городского самоуправления в военные годы стала организация « разумных развлечений для народа». Для этого под покровительством Городской думы было создано Общество «Народный дом». Его цель – «создать такие условия, сотворить такую жизненную атмосферу, где бы трудящийся люд мог отдохнуть и поучиться хорошему в часы досуга». Екатеринбург арендовал у Кыштымских заводов Харитоновский сад. Он был приведен в порядок за счет городского бюджета. Вновь стали устраивать концерты классической музыки, выступали артисты цирка, возобновились сражения за бильярдными столами и в кегельбане. «Чистые разумные развлечения обновляют душу, просвещают мысль и сообщают населению светлое, бодрое настроение», - сказал в день открытия парка один из устроителей праздника. Как и прежде за вход в парк взымалась плата, а игры и буфет сдавались в аренду частным предпринимателям. После революции заводы со всем принадлежащим им имуществом были национализированы. В 1923 г. по инициативе УОЛЕ обсуждался проект устройства в Харитоновском саду зоопарка. Но главный поборник этой идеи М.Клер был арестован ГПУ по ложному обвинению – разговоры о зоопарке прекратились сами собой.
В начале 1930-х гг. на окраине Свердловска появился Центральный парк культуры и отдыха, а Харитоновский сод в 1937 г. стал частью только что открытого Дворца пионеров. В парке появились новые павильоны по мотивам русских народных сказок, сооружена каменная ротонда с фонтаном. Но традиционно недостаточное финансирование образования сказывалось на парке не лучшим образом. Со временем были утрачены постройки начала ХIХв., которые являлись неотъемлемой частью архитектурного ансамбля усадьбы, из пруда исчезли лебеди, поскольку на регулярную его очистку хватало средств. Взгляд в прошлое Харитоновского сада показывает, что он знал периоды взлетов и падений. Когда у сада был хозяин, постоянно вкладывающий в него деньги, или когда различные аттракционы приносили доходы – горжане любили проводить там свободное время, сад являлся визитной картокой Екатеринбурга. Но в то время, когда по разным причинам финансирование прекращалось, сад приходил в упадок и превращался в одну из проблем запущенных территорий.
Далее моя небольшая подборка исторических фотографий (составленная с помощью ресурса 1723.ru):
Южный фасад:
Ротонда была расположена на верхней площадке в парадной зоне парка, примыкающей к садовому флигелю и главному входу в парк. Построили ее при разбивке парка между 2-ой половиной 1820 и 2-й половиной 1830-х гг. т.к. на плане 1842 г. она уже показана. Более подробные ее размеры впервые были даны на плане 1936 г. Ротонда являлась главным ком¬позиционным звеном в планировке парка, соединяющим его верхнюю и нижнюю части. Перво-начальное ее использование установить не удалось. Так как парк сдавался в аренду под различного вида функции, например, в ней в начале ХХ в. был расположен салон живописи Филлипенко, но скорее всего, она использовалась в качестве буфета, который находился там и после реконструкции 1937 г.; тогда же площадку ротонды и деревянные лестницы оформи¬ли балюстрадой, при этом дополнительным украшением служили постаменты с цветочными вазонами и скульптуры. Позже ее передали под библиотеку (читальный зал), который пробыл там до 1950-60-х гг., к концу 1960-х гг. она не использовалась и была заколочена, затем в ней расположился склад театральных декораций, а после 1984 г. при реконструкции парка она сгорела. В настоящее время на месте ротонды находится пустая площадка с единственной лестницей, восстановленной в камне.
Беседка-фонтан с мостиком расположены, согласно проекту 1936 г., на острове пруда. Построены в 1937 г. при реконструкции усадьбы и ее парка под «Дворец пионеров» и является основным акцентом пруда, а также одним из главных малых архитектурных форм парка, имеющими композиционные связи, как с парком, так и с прудом. Постройка представляет собой ассиметричную композицию, составленную из беседки-ротонды и висячего мостика с двумя устоями, соединяющих остров и берег. Малые архитектурные формы выполнены в общей стилистике с застройкой усадьбы. Первоначально беседка была задумана как фонтан, но видимо, эти функции оказались недолговечными, так как конструкция подвергались значительным повреждениям от воды.
Грот расположен в юго-восточной части парка. Построен при разбивке парка между 2-ой половиной 1820-х и 1830-х гг. Китайская беседка не сохранилась. Предполагается, она разме¬щалась на гроте и показана на плане 1936 г. под лит. Т. Названа она была так по форме ку¬пола, завершавшего беседку, которая, судя по фото и плану 1930-х гг. имела круглую форму.
Не секрет, что про усадьбу с парком ходит множество легенд. Например, многие источники упоминают о наличии подземных ходов, соединяющих подвальные помещения усадьбы (по некоторым сведениям, подвалы были двухэтажными) с объектами парка. По одной версии, в этих подземельях, Лев Иванович Расторгуев спасал староообядцев от преследований и гонений. По другой, подземные части особняка – это остатки штолен, в которых хозяева добывали золотой песок. Третья легенда гласит о том, что в подвалах располагались пыточные для непокорных крепостных и мятежников. Как дела обстояли на самом деле – тайна, покрытая мраком, потому как ни одного официального документа, в котором бы описывалось точное расположение и назначение этих подземных ходов, на сегодняшний день нет. Есть только предположения, догадки и домыслы.
Много легенд ходит также вокруг первого архитектора усадьбы. Вот, например, одна из них:
Доктор А.В.Ляпустин, хороший знаток уральской старины, записал легенду, которая называется строителем дворца некого француза, который служил хранителем в Эрмитаже. Француз окончил Парижскую академию художеств, был учеником знаменитого философа – энциклопедиста Дидро, был сослан на Урал по повелению Павла I. В газете «Вечерний Свердловск» челябинский краевед И.Борисов сообщил об интересной архивной находке. Он ознакомился с перепиской владельца кыштымских заводов А.А.Зотова с управляющим заводов Деви. В одном из писем Зотов коснулся вопроса о строительстве дворца и его архитекторе. «Вы давно интересуетесь судьбой архитектора в строительстве моего дворца, т.е. Харитоновского. Со слов моего отца, а он получил эти сведения от деда по матери Л.И.Расторгуева и деда по отцу Григория Федоровича Зотова: с начала 1796 г. мой дед Лев Иванович решил блеснуть перед екатеринбургской знатью тем, как построить небывалый еще в городе дворец. Денег была уйма, но не было даровитого зодчего. Из Петербурга отказались приехать, здесь же в Екатеринбурге не имелись. Это затруднение дед мой Лев и поведал начальнику канцелярии Пермской губернии. На что начальник канцелярии ответил, что в Тобольской каторжной тюрьме содержится узник один важный государственный преступник и в тоже время даровитый зодчий. Если дать кому следует, то в Петербурге могут временно из тобольской каторги узника отчислить на стройку дворца. Расторгуев так и сделал. Через 6 месяцев привезли узника в екатеринбургскую тюрьму. До свидания деда с зодчим главный директор тюрьмы предварил моего деда о том, чтобы он ни в коем случае не расспрашивал фамилии узника. Он умерший считается, только его номер может знать. Кроме того, и узник под страхом наказания шпицрутенами 500 ударов не скажет свое имя и тем более звание. Встреча моего деда с узником состоялась. Узник сказал: сударь я даровитый архитектор. Для того, чтобы моя фамилия превратилась в действительность, нужны большие деньги. Располагаете ли вы ими? Мой дед подтвердил. Через 12 лет дворец был готов. Но слово мой дед не сдержал в части досрочного освобождения узника или устройства его побега. Надломленный и обманутый моим дедом узник впал в ипохондрию. По дороге в Тобольск он повесился в Тюменской тюрьме». До 1798 года в Екатеринбурге не было штатного архитектора. Первым занял эту должность И. Николаев. Он обучался архитектурному художеству 1764- 1779 годах в Академии художеств, а затем работал архитектором в Колыванской губернии. Документальных доказательств его участия в постройке дворца нет. Более вероятным следует считать, что фасад и план нового каменного дома для Исакова «сочинил» землемер Петр Горбунов. В 1816 году поверенный заводчика выплатил 100 рублей некому архитектору Малышеву. Может быть он?
Большое спасибо всем, кто помогал мне в подборке материалов!
Так получилось, что я работаю в сфере сохранения объектов культурного наследия. Ежедневно по своей работе я сталкиваюсь с уникальными зданиями города Екатеринбурга, каждое из которых имеет свою неповторимую историю. Многие из них связаны с выдающимися личностями, некоторые же просто хороши с эстетической точки зрения.
Сегодня я бы хотела рассказать об одном памятнике, который, конечно же, всем знаком – дом Харитонова вместе с парком. Это мой любимейший объект, он таит в себе много тайн, легенд и загадок. Кажется, что каждый уголок этой поистине волшебной усадьбы дышит историей.
Немного исторических фактов:
Первой владелицей усадьбы являлась титулярная советница Наталья Токорева, которая начала строительство каменного дома. Следующим хозяином являлся купец 1 гильдии заводовладелец Лев Иванович Расторгуев (1769-1823 гг.), купивший у нее недостроенный дом. После смерти хозяина в 1823 г. владельцем усадьбы стал Петр Яковлевич Харитонов, за которым была замужем одна из тех дочерей Расторгуева – Мария. На ту пору это была лучшая усадьба в Екатеринбурге, она даже попала в альбом иллюстраций к отчету профессора физики и химии Казанского университета А. Я. Купфера «Путешествие на Урал предпринятое в 1828 году», напечатанный в 1833 г. в Париже в литографии Анжельмана.
Наследники использовали усадьбу в прежних представительских целях, например несколько дней в сентябре 1824 г. в ней проживал царь Александр I, а в мае 1837 г.останавливался наследник – Александр II. В 1836 г. зять Расторгуева А. Г. Зотов был обвинен в нещадной эксплуатации и убийстве заводских крестьян, за что был выслан в финский город Кексгольм. В 1837 г. вместе с Зотовым, был сослан и П. Я. Харитонов, пострадавший как ответственное лицо бывшее на ту пору городской головой, связанным с виновником родственными узами. После ссылки Харитонова усадьба оставалась в собственности владелиц, а затем владельцев Кыштымских заводов, которые сдавали помещения дома различным учреждениям и частным лицам. Например, в 1880-х гг. часть этого дома арендовало Екатеринбургское реальное училище. На ту пору усадьба уже не имела того вида, которым по праву гордились первые наследники Расторгуева, она носила запущенный характер, постройки которой находились в неудовлетворительном состоянии. Сад также сдавался в аренду и носил характер городского парка, который назывался по имени старого владельца - Харитонова, его постигла та же участь, что и дом. После революционных событий 1917 г. в декабре здесь прошел 1-й Уральский съезд социалистических союзов молодежи.
В первой половине 1920-х гг. усадьба была национализирована и сдана в аренду КомВУЗУ, который пробыл в ней с 1926 по 1936 гг. Сад числился за Уралпрофсоюзом и получил название «Красная звезда». Затем ее вместе с садом в 1936 г. передали в бессрочное пользование «Дворцу пионеров», функции которого по-прежнему выполняет «Городской дворец творчества учащихся».
Также хочу обратить внимание на интересную, на мой взгляд, заметку Берковича Артема «О саде Харитонова» (Архив Музея истории Екатеринбурга, 2005 г.):
Дом Расторгуева – Харитонова, где сейчас располагается Дворец творчества учащихся, - одно из самых замечательных явлений уральской архитектуры эпохи классицизма. В 1824 г. в доме останавливался путешествующий по России император Александр 1. «Да это настоящий дворец!» - невольно вырвалось у Александра Павловича, а уж он то понимал толк в роскоши. Спустя мгновение «Милосердный Монарх и Великодушный Отец своих подданных изволил показаться на балконе и радостные восклицания с громкогласным ура! переносились из конца в конец в тысячах стоящих из народа». В доме или лучше сказать во дворце, на протяжении всего ХIХ века устраивались торжественные приемы и грандиозные балы по случаю особенно важных событий.
Не меньше самого дворца привлекал внимание сад в английском вкусе с прекрасными цветниками, оранжереями, беседками и прудом. Первые упоминания о нем относятся 1808 г. Вольский купец Лев Иванович Расторгуев, хозяин Кыштымских горных заводов, просил у Екатеринбургской городской думы в аренду заболоченное место рядом со своим домом «на вечное пользование» для заведения сада. К просьбе Расторгуева городские власти были снисходительны, но срок арены установили 25 лет. В течение этого времени деньги исправно выплачивались, но практическая работа по обустройству территории, по всей видимости так и не началась. Наследник Расторгуева екатеринбургский купец Петр Яковлевич Харитонов добился передачи земли в собственность и в начале 1830-х гг. осуществил давний замысел. В 1834 г. работы в саду еще не закончились, но уже было на что посмотреть: «Сад всегда открыт для публики и в хорошие летние дни, особенно в праздничные, посещается лучшим обществом и приносит много удовольствий – вспоминал современник. – Этот сод мог быть украшением и столицы, а в Екатеринбурге почитается редкостью». Харитоновский сад стал первым и долгое время оставался единственным публичным парком в Екатеринбурге, любимым местом отдыха горожан.
Сам Харитонов закончил свои дни в изгнании, а без хозяина сад быстро превратился в «мерзость запустения». В 1888 г. стараниями предпринимателя Семенова Харитоновский сад вновь ожил. Вот так описывает пресса его облик: «Множество новых сооружений, начиная от небольших киосков тут и там раскинутых по саду и кончая громадным зданием вокзала, дающим возможность даже в ненастную погоду слушать музыку, пение, рассказчиков и куплетистов. Хорошо утрамбованные дорожки и аллеи, вечером освещаемые множеством разноцветных фонарей, электрическое освещение, газовые солнца, различные игры и увеселения: бильярд, кегли, тир, фейерверк…». Все это потребовало немалых затрат, поэтому с посетителей взымалась плата за вход, за пользование играми, отдельно продавались билеты на концерты. Главные доходы арендатор Харитоновского сада получал не с игр и увеселений, а с продажи спиртного.
Посетители сада имели мало сходства с респектабельными членами общества: «Сюда стремится заезжий коммивояжер, здесь найдете и старателя, намывшего несколько золотников золота и проматывающего остатки кредитных, и чиновника, и служащих частных учреждений». Постепенно сад приобрел незавидную репутацию «Харитошки» - рассадника пьянства и проституции: «Строго глядя на этот увеселительный уголок, бывить в нем людям семейным отнюдь нельзя: рискуете наткнуться на безобразия, присущее кабакам вообще. Сюда, как на ярмарку, едут с окрестных заводов, промыслов, приисков инженеры, владельцы, их служащие и просто кутилы. Побезобразят – и по местам, к своим пенатам», - читаем в путеводителе по Екатеринбурге 1899 г.
С начала первой мировой войны в России был введен «сухой закон», и частный предприниматель оставил убыточное дело. На его место пришла городская власть. «Прошло каких-нибудь восемь месяцев, как мы протрезвились, а какие благие плоды: - говорил городской глава А.Обухов, выступая перед гласными Городской думы, - у кого не было не только дома, но костюма – теперь хорошо одет; люди ничем не интересовавшиеся – жаждут книги; разрозненные члены семьи возвращаются к общему очагу, число уголовных преступлений уменьшилось». Однако из основных задач городского самоуправления в военные годы стала организация « разумных развлечений для народа». Для этого под покровительством Городской думы было создано Общество «Народный дом». Его цель – «создать такие условия, сотворить такую жизненную атмосферу, где бы трудящийся люд мог отдохнуть и поучиться хорошему в часы досуга». Екатеринбург арендовал у Кыштымских заводов Харитоновский сад. Он был приведен в порядок за счет городского бюджета. Вновь стали устраивать концерты классической музыки, выступали артисты цирка, возобновились сражения за бильярдными столами и в кегельбане. «Чистые разумные развлечения обновляют душу, просвещают мысль и сообщают населению светлое, бодрое настроение», - сказал в день открытия парка один из устроителей праздника. Как и прежде за вход в парк взымалась плата, а игры и буфет сдавались в аренду частным предпринимателям. После революции заводы со всем принадлежащим им имуществом были национализированы. В 1923 г. по инициативе УОЛЕ обсуждался проект устройства в Харитоновском саду зоопарка. Но главный поборник этой идеи М.Клер был арестован ГПУ по ложному обвинению – разговоры о зоопарке прекратились сами собой.
В начале 1930-х гг. на окраине Свердловска появился Центральный парк культуры и отдыха, а Харитоновский сод в 1937 г. стал частью только что открытого Дворца пионеров. В парке появились новые павильоны по мотивам русских народных сказок, сооружена каменная ротонда с фонтаном. Но традиционно недостаточное финансирование образования сказывалось на парке не лучшим образом. Со временем были утрачены постройки начала ХIХв., которые являлись неотъемлемой частью архитектурного ансамбля усадьбы, из пруда исчезли лебеди, поскольку на регулярную его очистку хватало средств. Взгляд в прошлое Харитоновского сада показывает, что он знал периоды взлетов и падений. Когда у сада был хозяин, постоянно вкладывающий в него деньги, или когда различные аттракционы приносили доходы – горжане любили проводить там свободное время, сад являлся визитной картокой Екатеринбурга. Но в то время, когда по разным причинам финансирование прекращалось, сад приходил в упадок и превращался в одну из проблем запущенных территорий.
Далее моя небольшая подборка исторических фотографий (составленная с помощью ресурса 1723.ru):
Вознесенская горка в 1930-е годы
Снимок с крыши Дома Ипатьева в сторону Дворца пионеров. Съемка 1973-75 г. фотоаппарат Искра фотопленка UT 18. Двухэтажный домик слева был снесён в период спрямления улицы Карла Либкнехта. Ипатьевский дом постигла та же участь.
Памятник Комсомолу Урала и Дворец пионеров. Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Вознесенская площадь. Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Западный фасад Дворца пионеров. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Вид на западный фасад Дворца пионеров. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских.
Вид на западный фасад Дворца пионеров. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских.
Дом стоял напротив усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских.
Улица Карла Либкнехта после реконструкции. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских.
Вид на Вознесенскую горку. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Общий вид усадьбы. Фото 1991 г.
Общий вид усадьбы. Фото 1991 г.
Общий вид усадьбы. Снимок предоставил Олег из Нижнего Новгорода. Фото 1994 г.
Вид с юго-запада:
У дворца пионеров. Справа афишная арка "Ребята все на карнавал". Фотография сделана в конце 1950-х гг.
Дворец пионеров. Фото конца 1970-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Дворец пионеров, фото 1991 г.
Современная фотография для сравнения (деревце знатно разрослось).
Можно проследить как видоизменялся отрезок улицы Карла Либкнехта около усадьбы:
Участок улицы Карла Либкнехта вдоль Дворца пионеров и ТЮЗа. Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Как вы могли заметить, проезжая часть проходит прямо перед дворцом. Позже, улица была реконструирована, по некоторым сведениям, в связи с тем, что от проезжающего транспорта создавалась дополнительная нагрузка на конструкции здания.
Вознесенская горка. На переднем плане усадьба Расторгуева-Харитонова. На дальнем плане три жилых дома ("Три богатыря"). И надпись на них: "Родине Ленина Слава". Фото 1991 года.
Современное фото для сравнения.
Южный фасад:
Снимок южного фасада усадьбы, выполнен в 1910 году. Автор снимков фотограф Прокудин-Горский. Изобрёл собственный способ получения цветных фотографий. После революции Прокудин-Горский эмигрирует с архивом, который после его смерти выкупает библиотека конгресса США.
Дворец пионеров и потенциальные пионеры. За пионерами фонтан, где должны быть лягушки.
Южный фасад Дворца пионеров и всеми любимый фонтан на площади перед ним.
Фонтан перед Дворцом пионеров. Сейчас на этом месте располагается большая клумба))
Автор снимков Абакумов Павел Михайлович. Фотографии сделаны в 1975г. Снимки предоставил Алексей Абакумов.
Дворец пионеров, южный фасад. Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Южный фасад Дворца пионеров. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Дворец пионеров. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Реставрация южного фасада усадьбы Расторгуева-Харитонова. Фотография сделана в 1986 году. Автор Виктор Сокирко.
Реставрация южного фасада усадьбы Расторгуева-Харитонова. Фотография сделана в 1986 году. Автор Виктор Сокирко.
Фрагмент фасада дворца пионеров, сентябрь 1975 г. Фотограф – Алексей Абакумов.
Парадные ворота в усадьбу. Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Современное фото для сравнения.
Немного об интересных объектах парка
Ротонда
Ротонда была расположена на верхней площадке в парадной зоне парка, примыкающей к садовому флигелю и главному входу в парк. Построили ее при разбивке парка между 2-ой половиной 1820 и 2-й половиной 1830-х гг. т.к. на плане 1842 г. она уже показана. Более подробные ее размеры впервые были даны на плане 1936 г. Ротонда являлась главным ком¬позиционным звеном в планировке парка, соединяющим его верхнюю и нижнюю части. Перво-начальное ее использование установить не удалось. Так как парк сдавался в аренду под различного вида функции, например, в ней в начале ХХ в. был расположен салон живописи Филлипенко, но скорее всего, она использовалась в качестве буфета, который находился там и после реконструкции 1937 г.; тогда же площадку ротонды и деревянные лестницы оформи¬ли балюстрадой, при этом дополнительным украшением служили постаменты с цветочными вазонами и скульптуры. Позже ее передали под библиотеку (читальный зал), который пробыл там до 1950-60-х гг., к концу 1960-х гг. она не использовалась и была заколочена, затем в ней расположился склад театральных декораций, а после 1984 г. при реконструкции парка она сгорела. В настоящее время на месте ротонды находится пустая площадка с единственной лестницей, восстановленной в камне.
Вид из парка усадьбы Расторгуева-Харитонова на Вознесенскую церковь. Перед храмом - парковая ротонда, сейчас на её месте пустырь.
Снимок выполнен в 1910 году. Автор снимков фотограф Прокудин-Горский. Изобрёл собственный способ получения цветных фотографий. После революции Прокудин-Горский эмигрирует с архивом,
который после его смерти выкупает библиотека конгресса США.
Снимок выполнен в 1910 году. Автор снимков фотограф Прокудин-Горский. Изобрёл собственный способ получения цветных фотографий. После революции Прокудин-Горский эмигрирует с архивом,
который после его смерти выкупает библиотека конгресса США.
Фото конца 1970-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Трехлучевая лестница в Харитоновском парке, которая вела к ротонде. Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Ротонда на острове с подвесным мостиком
Беседка-фонтан с мостиком расположены, согласно проекту 1936 г., на острове пруда. Построены в 1937 г. при реконструкции усадьбы и ее парка под «Дворец пионеров» и является основным акцентом пруда, а также одним из главных малых архитектурных форм парка, имеющими композиционные связи, как с парком, так и с прудом. Постройка представляет собой ассиметричную композицию, составленную из беседки-ротонды и висячего мостика с двумя устоями, соединяющих остров и берег. Малые архитектурные формы выполнены в общей стилистике с застройкой усадьбы. Первоначально беседка была задумана как фонтан, но видимо, эти функции оказались недолговечными, так как конструкция подвергались значительным повреждениям от воды.
Пруд и мостик в Харитоновском парке. Фото конца 1970-х гг.- начало 1980-х гг. Автор – Андрей Цацуров.
Пруд с беседкой на территории Харитоновского парка. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Грот
Грот расположен в юго-восточной части парка. Построен при разбивке парка между 2-ой половиной 1820-х и 1830-х гг. Китайская беседка не сохранилась. Предполагается, она разме¬щалась на гроте и показана на плане 1936 г. под лит. Т. Названа она была так по форме ку¬пола, завершавшего беседку, которая, судя по фото и плану 1930-х гг. имела круглую форму.
Грот на территории парка. Фото 1980-х гг. Фотограф Владимир Алексеевич Еловских. Фото из архива Олега Матвеева.
Не секрет, что про усадьбу с парком ходит множество легенд. Например, многие источники упоминают о наличии подземных ходов, соединяющих подвальные помещения усадьбы (по некоторым сведениям, подвалы были двухэтажными) с объектами парка. По одной версии, в этих подземельях, Лев Иванович Расторгуев спасал староообядцев от преследований и гонений. По другой, подземные части особняка – это остатки штолен, в которых хозяева добывали золотой песок. Третья легенда гласит о том, что в подвалах располагались пыточные для непокорных крепостных и мятежников. Как дела обстояли на самом деле – тайна, покрытая мраком, потому как ни одного официального документа, в котором бы описывалось точное расположение и назначение этих подземных ходов, на сегодняшний день нет. Есть только предположения, догадки и домыслы.
Возможная схема расположения подземных ходов на территории усадьбы Расторгуевых-Харитоновых.
Много легенд ходит также вокруг первого архитектора усадьбы. Вот, например, одна из них:
Дворец легенда - «Уральский следопыт», 1959г. №6 с.28-32.
Доктор А.В.Ляпустин, хороший знаток уральской старины, записал легенду, которая называется строителем дворца некого француза, который служил хранителем в Эрмитаже. Француз окончил Парижскую академию художеств, был учеником знаменитого философа – энциклопедиста Дидро, был сослан на Урал по повелению Павла I. В газете «Вечерний Свердловск» челябинский краевед И.Борисов сообщил об интересной архивной находке. Он ознакомился с перепиской владельца кыштымских заводов А.А.Зотова с управляющим заводов Деви. В одном из писем Зотов коснулся вопроса о строительстве дворца и его архитекторе. «Вы давно интересуетесь судьбой архитектора в строительстве моего дворца, т.е. Харитоновского. Со слов моего отца, а он получил эти сведения от деда по матери Л.И.Расторгуева и деда по отцу Григория Федоровича Зотова: с начала 1796 г. мой дед Лев Иванович решил блеснуть перед екатеринбургской знатью тем, как построить небывалый еще в городе дворец. Денег была уйма, но не было даровитого зодчего. Из Петербурга отказались приехать, здесь же в Екатеринбурге не имелись. Это затруднение дед мой Лев и поведал начальнику канцелярии Пермской губернии. На что начальник канцелярии ответил, что в Тобольской каторжной тюрьме содержится узник один важный государственный преступник и в тоже время даровитый зодчий. Если дать кому следует, то в Петербурге могут временно из тобольской каторги узника отчислить на стройку дворца. Расторгуев так и сделал. Через 6 месяцев привезли узника в екатеринбургскую тюрьму. До свидания деда с зодчим главный директор тюрьмы предварил моего деда о том, чтобы он ни в коем случае не расспрашивал фамилии узника. Он умерший считается, только его номер может знать. Кроме того, и узник под страхом наказания шпицрутенами 500 ударов не скажет свое имя и тем более звание. Встреча моего деда с узником состоялась. Узник сказал: сударь я даровитый архитектор. Для того, чтобы моя фамилия превратилась в действительность, нужны большие деньги. Располагаете ли вы ими? Мой дед подтвердил. Через 12 лет дворец был готов. Но слово мой дед не сдержал в части досрочного освобождения узника или устройства его побега. Надломленный и обманутый моим дедом узник впал в ипохондрию. По дороге в Тобольск он повесился в Тюменской тюрьме». До 1798 года в Екатеринбурге не было штатного архитектора. Первым занял эту должность И. Николаев. Он обучался архитектурному художеству 1764- 1779 годах в Академии художеств, а затем работал архитектором в Колыванской губернии. Документальных доказательств его участия в постройке дворца нет. Более вероятным следует считать, что фасад и план нового каменного дома для Исакова «сочинил» землемер Петр Горбунов. В 1816 году поверенный заводчика выплатил 100 рублей некому архитектору Малышеву. Может быть он?
Ну а теперь, подборка современных фотографий усадьбы из моего фотоархива:
Зимний вид восточного фасада усадьбы
Ночная подсветка восточного фасада
Южный фасад
Ночная подстветка южного фасада
Летнее фото южного фасада
Внутренний двор
Внутренний двор, но с другого ракурса
Здание, под историческим названием «конюшня»
Вид на Вознесенскую горку с северной стороны. Обратите внимание на ступени, очередной арт-проект Екатеринбурга. Сейчас их вид немного изменился: краской добавили разводы.
Парадные ворота, вид со двора
Вид на конюшню со стороны ТЮЗа
То же самое, но другой ракурс
Немного фотографий декора интерьеров:
Декоративное убранство купола
Детали лепнины
Фрагмент рельефа в актовом зале Дворца творчества учащихся. Сам рельеф состоит из 12 знаков зодиака, здесь фото знака Близнецов.
Кабинет, расписанный по мотивам сказок Пушкина
Обратите внимание на потолок
Кабинет, расписанный по мотивам сказов Бажова
Кессонные потолки
Мозаика советского времени в витраже
Недавно выдался шикарный теплый денек, который дал мне возможность отфотографировать парк, наряженный в золото:
Вид в сторону Вознесенской церкви
Главная аллея парка
Парк облюбовали утки, от желающих покормить нет отбоя
Еще один вид главной аллеи
Золотой цвет осенью в тренде
Парк пользуется большой популярностью в погожие денечки
Пригорок
Уточка позирует
Ротонда на острове
Берег оккупировали голуби
Эту иву на переднем плане очень любят фотографы
Сотрудники детского экологического центра вырастили маньчжурский орех
Светящийся куст
Подвесной мостик
Он же
Золотая осень в парке
Большое спасибо всем, кто помогал мне в подборке материалов!
Метки: Екатеринбург
27
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (15)
Написать комментарий: