Моя работа — в Антарктиде
«Пейзажи антарктических оазисов ужасно похожи на снимки с марсохода Куриосити — если только убрать снег и голубое небо», Рассказ об экспедициях и научной работе на российской антарктической внутриконтинентальной станции «Восток».
Из Кейпа летели на самолете Ил-76 компании ALCI. Вылет из международного аэропорта, всё, как положено — билеты, досмотр, паспортный контроль, объявление на электронном табло. Кроме нас, этим рейсом летят индийские и немецкие полярники.
До Антарктиды лететь около 6 часов. Незадолго до посадки прямо в салоне переодеваемся в теплую одежду.
Приземляемся (вернее, приледняемся) на взлетно-посадочной полосе станции Новолазаревская (иностранцы говорят «Ново», полностью русское название им нипочем не выговорить).
Станция расположена в оазисе Ширмахера — полоске суши на краю континента длиной около 20 км и шириной до 4 км.
Пейзажи антарктических оазисов ужасно похожи на снимки с марсохода Куриосити — если только убрать снег и голубое небо.
На станции проводим 2 дня. Принимают нас гостеприимно — теплая постель, вкусная еда, баня. Как всегда, встречается множество знакомых — мир полярников довольно тесен.
Жизнь на береговых станциях (а их у России, напомню, четыре: Мирный, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен плюс несколько сезонных баз) абсолютно по всем параметрам — бытовые условия, климат, досуг, обеспечение (в том числе и продуктами питания) — на порядок комфортнее, чем на Востоке. Даже зимой любой обитатель станции может в хорошую погоду пойти полюбоваться чудесными пейзажами, порыбачить, поглазеть на пингвинов и тюленей. Если будет совсем скучно — навестить соседей. Например, неподалеку от Ново расположена индийская станция Майтри, а возле Прогресса — китайская Жонг-Шан и индийская Бхарати. А на Новолазаревской можно посетить виртуальный филиал Русского музея!
7 декабря на небольшом самолете BT-67 («Баслер») вылетаем на восток, в сторону Прогресса. Делаем небольшую подсадку для дозаправки возле бельгийской станции Принцесса Елизавета. Это одна из самых красивых и технически продвинутых станций в Антарктиде.
По дороге любуемся умопомрачительными видами, которые я когда-нибудь — честное слово! — обязательно вам покажу.
На Прогресс прилетаем в 4 утра 8 декабря и, немного отдохнув, летим на юг, то есть, на Восток. Путь в 1400 км занимает 4,5 часа. Тут уже глазу зацепиться не за что, под нами — белая пустыня без конца и края. Незадолго до посадки замечаем крошечные черные точечки на горизонте — это транспортный поход с Прогресса спешит к Востоку.
Наконец, под крылом самолета показывается несколько одиноких домиков — это цель нашего путешествия.
Самолет, подпрыгивая, садится на полосу, а к нам уже спешат местные жители, которые долгих 10 месяцев были изолированы от всего остального мира...
Ну что ж, добро пожаловать: российская антарктическая внутриконтинентальная станция Восток.
Открыта 16 декабря 1957 года, расположена в центральной части Восточной Антарктиды на 78,5° ю. ш. и 107° в. д. Высота над уровнем моря 3488 м. Средняя годовая температура воздуха −56 °С, абсолютный минимум −89 °С, в разгар лета среднесуточная температура поднимается до −25 °С. Давление воздуха 60% от нормы. Количество осадков 23 мм — меньше, чем в Сахаре. Холодная сухая абсолютно безжизненная пустыня.
Вот первое, что видит вновь прибывший на станцию человек:
Канадский флаг — потому, что летчики, которые нас сюда привезли — из Канады (да и сам самолет тоже). Тут так принято — из какой страны кто приезжает, той страны и флаг вывешивается.
Проходим 200 метров — и перед нами открывается панорама станции:
Слева — буровые вышки (крайняя слева — 5Г), в правой части снимка — здание ДЭС (дизель-элекростанции), левее нее, там, где антенны и провода, под снегом расположен жилой дом. Вот, в общем-то, и все. Обойти станцию можно минут за 5.
А вот снимок с противоположной точки:
Это станция уже вторая, она построена в конце 1970-х. А первая, 1957-го года, находится чуть в стороне глубоко под снегом. В 1980-х и 1990-х на старую станцию еще часто наведывались, так как там было устроено хранилище кинофильмов, а теперь далеко не все даже знают, где она находится.
Прилетели мы на Восток вечером 8 декабря. Вот самые первые минуты после приземления:
В зимовку 59-й РАЭ на станции было 12 человек. Нас прилетело 7, итого население станции увеличилось до 19-ти.
О том, как себя чувствует человек первые дни на Востоке, я уже писал где-то. Из-за очень низкого давления воздуха вновь прибывший на станцию испытывает недостаток кислорода — гипоксию. Кто бывал в высокогорье, знает, что это. Все люди справляются с «горняшкой» по-разному. Некоторые настолько тяжело, что их приходится эвакуировать, но такое, к счастью, бывает не часто. Я последние годы переношу это дело очень легко — говорят, это называется «остаточная акклиматизация»: организм вроде как помнит это состояние и быстро перестраивается. Даже одышки нет, лишь со сном проблемы.
На следующий день после нас на станцию прибыл транспортный поход со станции Прогресс:
Про поход я потом обязательно расскажу поподробнее. Они побыли у нас 2 дня и ушли обратно 11-го числа.
Работы в первые дни в основном подготовительные — очистить буровую от снега, наладить оборудование и т. д.
В субботу была баня — это самое приятное развлечение на Востоке! особенно после того, как полдня поработаешь на морозе. Баня бывает раз в неделю, ну еще в середине недели можно разок помыться. Каждый день не получится — воду надо экономить.
Суббота и воскресенье — обычные рабочие дни, выходных здесь не бывает.
Погода за прошедшие дни была хорошая, без сильного ветра. Температура менялась от −41 °С «ночью» до −28 °С «днем». Пишу в кавычках, так как на самом деле тут сейчас полярный день, солнце за горизонт не заходит. Кстати, все фото в этом посте сделаны в полночь — когда солнце ниже, цвета контрастнее получаются.
Обещанный рассказ про транспортный поход между станциями Прогресс и Восток.
Те из вас, кто хоть что-то знает об этом, наверняка получили свои знания из книги Санина «72 градуса ниже нуля». Книга хороша, как художественное произведение, и кто сам в походе не был, не заметит в ней ничего странного. На самом деле, ляпов там много, да и в целом всё слишком героизировано и романтизировано, в реальности оно несколько иначе. Во всяком случае, надо отдать Санину должное за популяризацию труда полярников и, как сейчас говорят, «за создание их позитивного имиджа».
На днях будет 10 лет, как я в первый раз отправился со станции Восток с походом в сторону Мирного — думаю, не пора ли мне написать свой вариант повести, тем более, что сюжетная линия была бы не хуже санинской...
Ладно, в любом случае, те походы уже в прошлом. Сейчас всё совсем по-другому.
Для разогрева — историческая фотография: прибытие на станцию Восток последнего похода со станции Мирный.
Рядом с огромной «Харьковчанкой» Pisten Bully выглядит весьма скромно. И действительно, он значительно менее мощный, но компенсирует это быстроходностью и меньшим расходом горючего. За один сезон походники теперь успевают сделать два броска на Восток, так что перебоев с топливом тут теперь нет. Кроме того, PB маневреннее, легче в управлении и, что очень важно в условиях центральной Антарктиды, работать на них гораздо комфортнее. Со сменой техники поменялись и люди, хотя и в новом походе у меня много старых знакомых.
Как я уже писал раньше, поход на Восток прибыл утром 9 декабря. В течение этого и следующего дня походники скачивали топливо в станционные ёмкости, чистили станцию от снега (фото выше). А кроме того, немного отдохнули, помылись в бане, сходили на экскурсию на буровую, позвонили домой со станционного телефона...
А днем 11 числа покинули станцию, чтобы дней через 10 вернуться на Прогресс.
Из Кейпа летели на самолете Ил-76 компании ALCI. Вылет из международного аэропорта, всё, как положено — билеты, досмотр, паспортный контроль, объявление на электронном табло. Кроме нас, этим рейсом летят индийские и немецкие полярники.
До Антарктиды лететь около 6 часов. Незадолго до посадки прямо в салоне переодеваемся в теплую одежду.
Приземляемся (вернее, приледняемся) на взлетно-посадочной полосе станции Новолазаревская (иностранцы говорят «Ново», полностью русское название им нипочем не выговорить).
Ил-76 на ВПП ст. Новолазаревская
Станция расположена в оазисе Ширмахера — полоске суши на краю континента длиной около 20 км и шириной до 4 км.
Пейзажи антарктических оазисов ужасно похожи на снимки с марсохода Куриосити — если только убрать снег и голубое небо.
Вид на оазис Ширмахера
На станции проводим 2 дня. Принимают нас гостеприимно — теплая постель, вкусная еда, баня. Как всегда, встречается множество знакомых — мир полярников довольно тесен.
Жизнь на береговых станциях (а их у России, напомню, четыре: Мирный, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен плюс несколько сезонных баз) абсолютно по всем параметрам — бытовые условия, климат, досуг, обеспечение (в том числе и продуктами питания) — на порядок комфортнее, чем на Востоке. Даже зимой любой обитатель станции может в хорошую погоду пойти полюбоваться чудесными пейзажами, порыбачить, поглазеть на пингвинов и тюленей. Если будет совсем скучно — навестить соседей. Например, неподалеку от Ново расположена индийская станция Майтри, а возле Прогресса — китайская Жонг-Шан и индийская Бхарати. А на Новолазаревской можно посетить виртуальный филиал Русского музея!
7 декабря на небольшом самолете BT-67 («Баслер») вылетаем на восток, в сторону Прогресса. Делаем небольшую подсадку для дозаправки возле бельгийской станции Принцесса Елизавета. Это одна из самых красивых и технически продвинутых станций в Антарктиде.
Принцесса Елизавета
По дороге любуемся умопомрачительными видами, которые я когда-нибудь — честное слово! — обязательно вам покажу.
На Прогресс прилетаем в 4 утра 8 декабря и, немного отдохнув, летим на юг, то есть, на Восток. Путь в 1400 км занимает 4,5 часа. Тут уже глазу зацепиться не за что, под нами — белая пустыня без конца и края. Незадолго до посадки замечаем крошечные черные точечки на горизонте — это транспортный поход с Прогресса спешит к Востоку.
Наконец, под крылом самолета показывается несколько одиноких домиков — это цель нашего путешествия.
Восток с высоты птичьего полета
Самолет, подпрыгивая, садится на полосу, а к нам уже спешат местные жители, которые долгих 10 месяцев были изолированы от всего остального мира...
Ну что ж, добро пожаловать: российская антарктическая внутриконтинентальная станция Восток.
Открыта 16 декабря 1957 года, расположена в центральной части Восточной Антарктиды на 78,5° ю. ш. и 107° в. д. Высота над уровнем моря 3488 м. Средняя годовая температура воздуха −56 °С, абсолютный минимум −89 °С, в разгар лета среднесуточная температура поднимается до −25 °С. Давление воздуха 60% от нормы. Количество осадков 23 мм — меньше, чем в Сахаре. Холодная сухая абсолютно безжизненная пустыня.
Вот первое, что видит вновь прибывший на станцию человек:
Канадский флаг — потому, что летчики, которые нас сюда привезли — из Канады (да и сам самолет тоже). Тут так принято — из какой страны кто приезжает, той страны и флаг вывешивается.
Проходим 200 метров — и перед нами открывается панорама станции:
Слева — буровые вышки (крайняя слева — 5Г), в правой части снимка — здание ДЭС (дизель-элекростанции), левее нее, там, где антенны и провода, под снегом расположен жилой дом. Вот, в общем-то, и все. Обойти станцию можно минут за 5.
А вот снимок с противоположной точки:
Это станция уже вторая, она построена в конце 1970-х. А первая, 1957-го года, находится чуть в стороне глубоко под снегом. В 1980-х и 1990-х на старую станцию еще часто наведывались, так как там было устроено хранилище кинофильмов, а теперь далеко не все даже знают, где она находится.
Прилетели мы на Восток вечером 8 декабря. Вот самые первые минуты после приземления:
В зимовку 59-й РАЭ на станции было 12 человек. Нас прилетело 7, итого население станции увеличилось до 19-ти.
О том, как себя чувствует человек первые дни на Востоке, я уже писал где-то. Из-за очень низкого давления воздуха вновь прибывший на станцию испытывает недостаток кислорода — гипоксию. Кто бывал в высокогорье, знает, что это. Все люди справляются с «горняшкой» по-разному. Некоторые настолько тяжело, что их приходится эвакуировать, но такое, к счастью, бывает не часто. Я последние годы переношу это дело очень легко — говорят, это называется «остаточная акклиматизация»: организм вроде как помнит это состояние и быстро перестраивается. Даже одышки нет, лишь со сном проблемы.
На следующий день после нас на станцию прибыл транспортный поход со станции Прогресс:
Про поход я потом обязательно расскажу поподробнее. Они побыли у нас 2 дня и ушли обратно 11-го числа.
Работы в первые дни в основном подготовительные — очистить буровую от снега, наладить оборудование и т. д.
В субботу была баня — это самое приятное развлечение на Востоке! особенно после того, как полдня поработаешь на морозе. Баня бывает раз в неделю, ну еще в середине недели можно разок помыться. Каждый день не получится — воду надо экономить.
Суббота и воскресенье — обычные рабочие дни, выходных здесь не бывает.
Погода за прошедшие дни была хорошая, без сильного ветра. Температура менялась от −41 °С «ночью» до −28 °С «днем». Пишу в кавычках, так как на самом деле тут сейчас полярный день, солнце за горизонт не заходит. Кстати, все фото в этом посте сделаны в полночь — когда солнце ниже, цвета контрастнее получаются.
Обещанный рассказ про транспортный поход между станциями Прогресс и Восток.
Те из вас, кто хоть что-то знает об этом, наверняка получили свои знания из книги Санина «72 градуса ниже нуля». Книга хороша, как художественное произведение, и кто сам в походе не был, не заметит в ней ничего странного. На самом деле, ляпов там много, да и в целом всё слишком героизировано и романтизировано, в реальности оно несколько иначе. Во всяком случае, надо отдать Санину должное за популяризацию труда полярников и, как сейчас говорят, «за создание их позитивного имиджа».
На днях будет 10 лет, как я в первый раз отправился со станции Восток с походом в сторону Мирного — думаю, не пора ли мне написать свой вариант повести, тем более, что сюжетная линия была бы не хуже санинской...
Ладно, в любом случае, те походы уже в прошлом. Сейчас всё совсем по-другому.
Для разогрева — историческая фотография: прибытие на станцию Восток последнего похода со станции Мирный.
Рядом с огромной «Харьковчанкой» Pisten Bully выглядит весьма скромно. И действительно, он значительно менее мощный, но компенсирует это быстроходностью и меньшим расходом горючего. За один сезон походники теперь успевают сделать два броска на Восток, так что перебоев с топливом тут теперь нет. Кроме того, PB маневреннее, легче в управлении и, что очень важно в условиях центральной Антарктиды, работать на них гораздо комфортнее. Со сменой техники поменялись и люди, хотя и в новом походе у меня много старых знакомых.
Как я уже писал раньше, поход на Восток прибыл утром 9 декабря. В течение этого и следующего дня походники скачивали топливо в станционные ёмкости, чистили станцию от снега (фото выше). А кроме того, немного отдохнули, помылись в бане, сходили на экскурсию на буровую, позвонили домой со станционного телефона...
А днем 11 числа покинули станцию, чтобы дней через 10 вернуться на Прогресс.
16
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: