Жизнь за портреты
Екатеринбург посетил художник, который уже несколько лет живет и путешествует по миру без копейки денег, расплачиваясь абсолютно за все портретами.
В минувшие выходные Екатеринбург встречал художника Сергея Баловина, основателя проекта «Натуральный обмен». Уже несколько лет он живет и путешествует по миру без копейки денег, расплачиваясь абсолютно за все портретами.
Внешне – типичный художник. Борода, тельняшка, шляпа, «творческий беспорядок» на голове, кисть в руках… Но своё творчество Сергей не продает за деньги, а обменивает на яблоки, джинсы, ночлег или билет на поезд. Совсем недавно художник, живущий «натуральным обменом» в одном из самых прогрессивных городов мира – Шанхае, завершил кругосветное путешествие. А сейчас он колесит по России, встречаясь с людьми, делясь опытом и «опортречивая» их.
Как наслаждаться жизнью без кошелька? Быть абсолютно независимым от падения курса рубля? Об этом и многом другом Сергей Баловин рассказал всем пришедшим на встречу в галерею современного искусства «Свитер». А приготовившим подарок еще и написал портрет!
— Сергей, какое событие стало стартовой точкой Вашего проекта?
— К нему привела целая история. Вообще-то я рисую и путешествую, по сути, всю жизнь.
— Тогда расскажите, как начали рисовать?
— Однажды в детском саду нам дали задание нарисовать птиц. Я понятия не имел, как это делать. Сидел и смотрел в пустой лист. Воспитательница взяла мой альбом и нарисовала снегирей, красивых таких… Вроде показала, как это делается, попросила повторить. Но они были настолько идеальны, что добавить мне было нечего, я закрыл альбом и, довольный, ушел с мамой домой. А она вечером увидела рисунок и решила, что её сын невероятно талантлив. Я маму расстраивать не стал… Поэтому никто не удивился, когда через 3 года я захотел в художественную школу. Позже поступил в Воронежский Педагогический Университет, где впоследствии и стал преподавать.
— Как же вы оказались в Китае?
— В университете я вел занятия по живописи у группы китайских студентов. Их было совсем немного, на занятия они ходили плохо, но один – Лю Ган – был особенно старательным. Я, кстати, стал его дипломным руководителем, потом он в аспирантуру поступил, тоже в России. Однажды он познакомил меня с другим китайцем, товарищем Шенем, художником из города Чунчинь. Тому очень понравились мои акварели, он предложил мне организовать персональную выставку в его городе.
Я с удовольствием согласился: начал оформлять документы, готовиться к поездке, купил билеты себе и Лю Гану, который согласился ехать со мной переводчиком. Товарищ Шень, кроме слов «осень халасо», ничего по-русски сказать не мог. Так случилось, что пока я собирался, Шень уже уехал из Воронежа и… пропал. Ни в России, ни в Китае его никто найти не мог. Но мы не стали отменять поездку, переиграли сценарий… Нашли другой город, других встречающих.
Так я и оказался в Пекине, потом – в Цзинане. Организовав там выставку и продав практически все картины, я вернулся в Россию. С рюкзаком денег! И, знаете, решил, что в Китае совсем неплохо… Осень даже халасо. Уволился из университета, стал оформлять новую визу в Китай. В общем, уже три года я живу в Шанхае. Всё про мою жизнь в Китае я подробно рассказывал много раз. В том числе и в блоге. Так и назвал историю – «Осень халасо».
— Китайский не выучили?
— Ровно в той степени, чтобы не заблудиться. В моём словарном запасе примерно слов 150, мне хватает. В принципе, в любой точке планеты можно жить и без знания языка. Русскоязычные граждане это, кстати, успешно доказывают. Главное, погромче говорить и активно жестикулировать.
— Когда начали жить натуральным обменом?
— В Шанхае и начал. Когда кошелек опустел, вести тусовочную жизнь и снимать квартиру стало не на что. На русскоязычном портале Шанхая я дал объявление, что нарисую портреты в обмен на любые полезные вещи для моей новой квартиры. Люди несли абсолютно все: от продуктов до техники. Так в доме появилось 5 чайников, стулья, 7 сковородок – как видите, что-то даже с избытком. А самое главное, появились новые друзья.
Я стал проводить вечеринки, творческие вечера, приглашал музыкантов, художников. Очень кстати стали ко мне приходить и предводители русского клуба в Шанхае. Им понравилась моя квартира как прекрасное место для встреч. Мы стали организовывать мероприятия с платным входом, это показалось мне странным, но я решился: квартиру же нужно было как-то оплачивать. Люди платили около 100 юаней за вход, приносили напитки и закуски. Эти встречи были достаточно популярны – так квартира практически полтора года себя окупала. Я понял, что можно жить и смотреть мир без денег.
— То есть Ваш проект не имеет цели, это процесс ради процесса?
— Это как жизнь ради жизни. Я стал меньше планировать свое будущее и больше жить сегодняшним днем, это гораздо круче. Главным образом, этот проект дает мне свободу.
— А что насчет Вашего кругосветного путешествия?
— Я завершил его летом. Спустя почти 2 года вернулся в Шанхай, на свою вторую родину. Но меня оттуда депортировали из-за просроченной визы, я уехал в Таиланд, на остров Самуи, где 2 недели жил на шикарнейшей вилле, порисовывая портретики. Потом Камбоджа, а уже оттуда я прилетел в Красноярск. Из Красноярска вот к вам приехал, минуя Новосибирск и Омск. Новый Год планирую встретить с близкими, в Воронеже.
— По родным соскучились? Как они относятся к Вашему образу жизни?
— Конечно, соскучился! Они привыкли и смирились. Родители никогда не ограничивали меня в свободе: отдельно я стал жить уже в 18 лет, а в 2008 году я впервые уехал пожить за границу, во Францию. Маме с отцом очень нравится эта страна, и потому они крайне удивились, что позже я сменил локацию на Китай. А еще больше удивились, что Китай я страстно полюбил. Но они ничему никогда не препятствовали, всё прекрасно понимают. Я с детства в разъездах, мои родители – геологи … Я был зачат во Владивостоке, а рожден в Воронеже.
— А в Ваши планы жена, семья, дети не входят?..
— Поживем – увидим. Я подумаю над вашим предложением.
— Какой самый значительный подарок вам дарили?
— Если честно, нет таких! Весь проект для меня – это самый значительный подарок. Он дает свободу. Но встречаются и очень неожиданные, необычные вещи… Один итальянец в Москве, например, случайно увидел, как я пишу портреты. Он оказался довольно состоятельным человеком, но с собой у него ничего не было… На обычной бумажке он написал мне приглашение в его квартиру в Будапеште и разрешение на неограниченное пользование винным погребом. Забавно, конечно, но я уверен, что если буду в Будапеште – обязательно позвоню ему!
— Вы на самом деле не испытываете никаких неудобств от жизни без денег? В магазины как ходите, в больницы..?
— Я вообще не хожу в магазины! На что мне? У меня денег нет! Смотрите, у меня прекрасные брендовые джинсы. Мне подарил его владелец магазина в Новосибирске. Я понятия не имею, сколько они стоят, но я чувствую, что это лучшие джинсы, которые я на себя надевал. Мне на самом деле комфортно: я ведь не аскет, не езжу со спальником и рюкзаком за плечами, не сплю на лавочке… Как правило, я ночую в хороших условиях, кушаю в ресторанах.
— Ну, а зубы как лечите, предположим?
— Не поверите, это тоже можно делать с помощью творчества. В Воронеже, например, я делал работы для интерьера в офисе владельца стоматологической клиники. Это был странный заказ, копии каких-то импрессионистов… Но всем все понравилось, и зубы я там лечил бесплатно.
— Вы пытались посчитать, сколько портретов нарисовали за все время?
— Нет. Но можно предположить, что около пяти тысяч… В среднем, я рисую по 50 портретов в каждом городе, а городов я проехал уж точно больше сотни.
— Не устаете от людей?
— От людей нет! Немножко надоедает рассказывать одно и то же каждый раз. Но я сравниваю себя с актерами – они ведь из года в год играют одни и те же роли…
— Как относитесь к современному российскому искусству?
— На данный момент из российских художников мне очень нравится Дамир Муратов, с которым я познакомился в Омске, Василий Слонов, «Синие Носы»... Да много кто! Это не совсем искусство, порой они просто прикалываются, но делают они это искренне и от души. К сожалению, в России не учат современному искусству. Тут учат рисовать.
А вообще, паблик арт, уличное искусство – здорово! Это честнее: здесь художник обращается не к абстрактному галеристу, который займется перепродажей, а к аудитории. Искусство становится не обращением, а криком души. Неважно, что творит художник, какими средствами, важнее посыл и осознание того, для чего он это делает!
Кстати, когда знакомишься с художником лично, начинаешь иначе оценивать его искусство. Не всегда зрителю удается распознать идею. А биография, история автора помогают в этом…
— То есть искусство должно быть для народа?
— С моей точки зрения – да. В юности я смеялся над этим утверждением, а теперь сам пришел к нему. Мне ближе искусство, понятное большинству, а не холодная субстанция, находящаяся в другом измерении.
— Сергей, дайте совет людям, которые пробуют жить без денег. Музыкантам, например…
— Быть разным! Я вот, например, тоже играю на гитаре немножко. Когда я застрял на 4 месяца в Индии, то зарабатывал еще и этим, хотя большинство песен, которые я знаю – на русском. Я просто прогуливался с гитарой мимо баров и ресторанов, а индусы меня останавливали и просили сыграть. Приглашали петь, договаривались о музыкальных вечерах за деньги, за ужин…
— Ну, а если нет какого-то выдающегося таланта?
— Мы живем в информационной эпохе, даже постинформационной уже! Полазьте в Интернете – вы всегда найдете, чем быть полезным! А еще нужно определиться, зачем вам это... Просто жить без денег, как минимум, странно. Моя конкретная цель – свобода и путешествия. Это как в бизнесе: ставите цель, расписываете шаги для её достижения, двигаетесь к результату.
Текст, фото: Юлия Осадчева
В минувшие выходные Екатеринбург встречал художника Сергея Баловина, основателя проекта «Натуральный обмен». Уже несколько лет он живет и путешествует по миру без копейки денег, расплачиваясь абсолютно за все портретами.
Внешне – типичный художник. Борода, тельняшка, шляпа, «творческий беспорядок» на голове, кисть в руках… Но своё творчество Сергей не продает за деньги, а обменивает на яблоки, джинсы, ночлег или билет на поезд. Совсем недавно художник, живущий «натуральным обменом» в одном из самых прогрессивных городов мира – Шанхае, завершил кругосветное путешествие. А сейчас он колесит по России, встречаясь с людьми, делясь опытом и «опортречивая» их.
Как наслаждаться жизнью без кошелька? Быть абсолютно независимым от падения курса рубля? Об этом и многом другом Сергей Баловин рассказал всем пришедшим на встречу в галерею современного искусства «Свитер». А приготовившим подарок еще и написал портрет!
— Сергей, какое событие стало стартовой точкой Вашего проекта?
— К нему привела целая история. Вообще-то я рисую и путешествую, по сути, всю жизнь.
— Тогда расскажите, как начали рисовать?
— Однажды в детском саду нам дали задание нарисовать птиц. Я понятия не имел, как это делать. Сидел и смотрел в пустой лист. Воспитательница взяла мой альбом и нарисовала снегирей, красивых таких… Вроде показала, как это делается, попросила повторить. Но они были настолько идеальны, что добавить мне было нечего, я закрыл альбом и, довольный, ушел с мамой домой. А она вечером увидела рисунок и решила, что её сын невероятно талантлив. Я маму расстраивать не стал… Поэтому никто не удивился, когда через 3 года я захотел в художественную школу. Позже поступил в Воронежский Педагогический Университет, где впоследствии и стал преподавать.
— Как же вы оказались в Китае?
— В университете я вел занятия по живописи у группы китайских студентов. Их было совсем немного, на занятия они ходили плохо, но один – Лю Ган – был особенно старательным. Я, кстати, стал его дипломным руководителем, потом он в аспирантуру поступил, тоже в России. Однажды он познакомил меня с другим китайцем, товарищем Шенем, художником из города Чунчинь. Тому очень понравились мои акварели, он предложил мне организовать персональную выставку в его городе.
Я с удовольствием согласился: начал оформлять документы, готовиться к поездке, купил билеты себе и Лю Гану, который согласился ехать со мной переводчиком. Товарищ Шень, кроме слов «осень халасо», ничего по-русски сказать не мог. Так случилось, что пока я собирался, Шень уже уехал из Воронежа и… пропал. Ни в России, ни в Китае его никто найти не мог. Но мы не стали отменять поездку, переиграли сценарий… Нашли другой город, других встречающих.
Так я и оказался в Пекине, потом – в Цзинане. Организовав там выставку и продав практически все картины, я вернулся в Россию. С рюкзаком денег! И, знаете, решил, что в Китае совсем неплохо… Осень даже халасо. Уволился из университета, стал оформлять новую визу в Китай. В общем, уже три года я живу в Шанхае. Всё про мою жизнь в Китае я подробно рассказывал много раз. В том числе и в блоге. Так и назвал историю – «Осень халасо».
— Китайский не выучили?
— Ровно в той степени, чтобы не заблудиться. В моём словарном запасе примерно слов 150, мне хватает. В принципе, в любой точке планеты можно жить и без знания языка. Русскоязычные граждане это, кстати, успешно доказывают. Главное, погромче говорить и активно жестикулировать.
— Когда начали жить натуральным обменом?
— В Шанхае и начал. Когда кошелек опустел, вести тусовочную жизнь и снимать квартиру стало не на что. На русскоязычном портале Шанхая я дал объявление, что нарисую портреты в обмен на любые полезные вещи для моей новой квартиры. Люди несли абсолютно все: от продуктов до техники. Так в доме появилось 5 чайников, стулья, 7 сковородок – как видите, что-то даже с избытком. А самое главное, появились новые друзья.
Я стал проводить вечеринки, творческие вечера, приглашал музыкантов, художников. Очень кстати стали ко мне приходить и предводители русского клуба в Шанхае. Им понравилась моя квартира как прекрасное место для встреч. Мы стали организовывать мероприятия с платным входом, это показалось мне странным, но я решился: квартиру же нужно было как-то оплачивать. Люди платили около 100 юаней за вход, приносили напитки и закуски. Эти встречи были достаточно популярны – так квартира практически полтора года себя окупала. Я понял, что можно жить и смотреть мир без денег.
— То есть Ваш проект не имеет цели, это процесс ради процесса?
— Это как жизнь ради жизни. Я стал меньше планировать свое будущее и больше жить сегодняшним днем, это гораздо круче. Главным образом, этот проект дает мне свободу.
— А что насчет Вашего кругосветного путешествия?
— Я завершил его летом. Спустя почти 2 года вернулся в Шанхай, на свою вторую родину. Но меня оттуда депортировали из-за просроченной визы, я уехал в Таиланд, на остров Самуи, где 2 недели жил на шикарнейшей вилле, порисовывая портретики. Потом Камбоджа, а уже оттуда я прилетел в Красноярск. Из Красноярска вот к вам приехал, минуя Новосибирск и Омск. Новый Год планирую встретить с близкими, в Воронеже.
— По родным соскучились? Как они относятся к Вашему образу жизни?
— Конечно, соскучился! Они привыкли и смирились. Родители никогда не ограничивали меня в свободе: отдельно я стал жить уже в 18 лет, а в 2008 году я впервые уехал пожить за границу, во Францию. Маме с отцом очень нравится эта страна, и потому они крайне удивились, что позже я сменил локацию на Китай. А еще больше удивились, что Китай я страстно полюбил. Но они ничему никогда не препятствовали, всё прекрасно понимают. Я с детства в разъездах, мои родители – геологи … Я был зачат во Владивостоке, а рожден в Воронеже.
— А в Ваши планы жена, семья, дети не входят?..
— Поживем – увидим. Я подумаю над вашим предложением.
— Какой самый значительный подарок вам дарили?
— Если честно, нет таких! Весь проект для меня – это самый значительный подарок. Он дает свободу. Но встречаются и очень неожиданные, необычные вещи… Один итальянец в Москве, например, случайно увидел, как я пишу портреты. Он оказался довольно состоятельным человеком, но с собой у него ничего не было… На обычной бумажке он написал мне приглашение в его квартиру в Будапеште и разрешение на неограниченное пользование винным погребом. Забавно, конечно, но я уверен, что если буду в Будапеште – обязательно позвоню ему!
— Вы на самом деле не испытываете никаких неудобств от жизни без денег? В магазины как ходите, в больницы..?
— Я вообще не хожу в магазины! На что мне? У меня денег нет! Смотрите, у меня прекрасные брендовые джинсы. Мне подарил его владелец магазина в Новосибирске. Я понятия не имею, сколько они стоят, но я чувствую, что это лучшие джинсы, которые я на себя надевал. Мне на самом деле комфортно: я ведь не аскет, не езжу со спальником и рюкзаком за плечами, не сплю на лавочке… Как правило, я ночую в хороших условиях, кушаю в ресторанах.
— Ну, а зубы как лечите, предположим?
— Не поверите, это тоже можно делать с помощью творчества. В Воронеже, например, я делал работы для интерьера в офисе владельца стоматологической клиники. Это был странный заказ, копии каких-то импрессионистов… Но всем все понравилось, и зубы я там лечил бесплатно.
— Вы пытались посчитать, сколько портретов нарисовали за все время?
— Нет. Но можно предположить, что около пяти тысяч… В среднем, я рисую по 50 портретов в каждом городе, а городов я проехал уж точно больше сотни.
— Не устаете от людей?
— От людей нет! Немножко надоедает рассказывать одно и то же каждый раз. Но я сравниваю себя с актерами – они ведь из года в год играют одни и те же роли…
— Как относитесь к современному российскому искусству?
— На данный момент из российских художников мне очень нравится Дамир Муратов, с которым я познакомился в Омске, Василий Слонов, «Синие Носы»... Да много кто! Это не совсем искусство, порой они просто прикалываются, но делают они это искренне и от души. К сожалению, в России не учат современному искусству. Тут учат рисовать.
А вообще, паблик арт, уличное искусство – здорово! Это честнее: здесь художник обращается не к абстрактному галеристу, который займется перепродажей, а к аудитории. Искусство становится не обращением, а криком души. Неважно, что творит художник, какими средствами, важнее посыл и осознание того, для чего он это делает!
Кстати, когда знакомишься с художником лично, начинаешь иначе оценивать его искусство. Не всегда зрителю удается распознать идею. А биография, история автора помогают в этом…
— То есть искусство должно быть для народа?
— С моей точки зрения – да. В юности я смеялся над этим утверждением, а теперь сам пришел к нему. Мне ближе искусство, понятное большинству, а не холодная субстанция, находящаяся в другом измерении.
— Сергей, дайте совет людям, которые пробуют жить без денег. Музыкантам, например…
— Быть разным! Я вот, например, тоже играю на гитаре немножко. Когда я застрял на 4 месяца в Индии, то зарабатывал еще и этим, хотя большинство песен, которые я знаю – на русском. Я просто прогуливался с гитарой мимо баров и ресторанов, а индусы меня останавливали и просили сыграть. Приглашали петь, договаривались о музыкальных вечерах за деньги, за ужин…
— Ну, а если нет какого-то выдающегося таланта?
— Мы живем в информационной эпохе, даже постинформационной уже! Полазьте в Интернете – вы всегда найдете, чем быть полезным! А еще нужно определиться, зачем вам это... Просто жить без денег, как минимум, странно. Моя конкретная цель – свобода и путешествия. Это как в бизнесе: ставите цель, расписываете шаги для её достижения, двигаетесь к результату.
Текст, фото: Юлия Осадчева
2
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (4)
Написать комментарий: