Необычные профессии Екатеринбурга: специалист по лжи

Как распознать ложь и заставить вруна покраснеть? Подробности внутри.



На ЕКАБУ стартует новый проект, в котором мы будем рассказывать вам об интересных людях города и их необычных профессиях.

Раскрыть преступление, основываясь на мимике и жестах подозреваемого, действительно можно. Это происходит не только в ставшем популярным американском сериале «Обмани меня», но и в реальной жизни. Более того, такие профессионалы есть и в Екатеринбурге.

Сегодня у нас в гостях Илья Анищенко – настоящий Полиграф Полиграфович и «живой детектор лжи», который расскажет о том, как распознать ложь и заставить вруна покраснеть. О тонкостях работы профайлера и специалиста по раскрытию обмана, – в нашем материале.


— Илья, в чем заключается работа профайлера?

— Слово образовано от английского «profile», то есть психологический портрет человека. Профайлер – это специалист по невербальному общению и оперативной психодиагностике. Он собирает сведения о человеке на основе общения с ним, и далее может использовать эти данные. В том числе, такой профессионал способен распознать ложь, убедить своего собеседника признать свою вину. Сфер применения подобных знаний очень много. Допустим, на Западе и США существует авиационный профайлинг, направленный на выявление потенциальных террористов в аэропорту. Такие практики могут также оценить намерение заемщика вернуть банковский кредит. Есть страховые профайлеры. Кроме того, подобными навыками также могут обладать сотрудники по подбору персонала. В целом, психодиагносты работают для того, чтобы обезопасить людей от манипулятивной и злонамеренной лжи.

— Вы упомянули, что эта сфера деятельности развита в Европе и Америке. Если все же говорить о России, насколько профессия востребована здесь?

— Этот рынок почти совсем не развит, к сожалению. У нас даже школа детекции лжи в СССР появилась, только когда советский разведчик «посыпался» на полиграфе. В то же время, за рубежом это направление совершенствуется уже давно. Один из первых составленных портретов – профиль Джека Потрошителя. Отделы, специализирующиеся на профайлинге, в первую очередь стали появляться в ФБР. У нас же знаменитая 30-я лаборатория КГБ занималась всегда только полиграфологическими исследованиями. Кроме того, в России свидетельства таких специалистов до сих пор не принимаются судом, хотя в США заключение психодиагноста может являться косвенным доказательством вины.

Сегодня в России профайлеры работают, в основном, с коммерческими преступлениями. Допустим, нас зовут в случае краж крупных сумм денег на предприятии. Мы выезжаем, изучаем место преступления и все обстоятельства. Потом проводим беседу с подозреваемыми. Обычно хватает 20 минут, чтобы понять, причастен человек или нет. Если есть ощущение, что сотрудник как-то связан с деянием, мы начинаем задавать ему множество провокативных вопросов. Наша задача – подтолкнуть его к добровольному признанию вины, помочь понять, что это упростит ему жизнь. Еще вариант – заставить собеседника противоречить самому себе. Тут применяются различные методы, в том числе, нейролингвистическое программирование, в редких случаях даже гипноз. При этом, если специалист не уверен на все 100%, что человек виновен, он обвинительное заключение не напишет.

Бывают и другого рода дела. Допустим, моему коллеге пришлось работать с мужчиной, который подозревал в краже денег свою прислугу. Однако в результате оказалось, что деньги взяла жена. Здесь уже начинается работа с заказчиком, чтобы он «дров не наломал». В итоге, рассказывал мой коллега, они после передачи мужу результатов расследования всю ночь еще его успокаивали. Получается, не только дело раскрыли, но и оказали консультацию по проблемам семьи.



— Правильно ли понимаю, что профайлер – это такой живой детектор лжи?

— Не вполне, хотя сходства есть. И полиграфолог и профайлер задают испытуемому некий стимул –вопрос, утверждение, улику, картинку – и наблюдают за его реакцией. Между тем, детектор лжи отслеживает физические показатели испытуемого. Он фиксирует, как ведут себя верхнее и нижнее дыхание, потеет ли кожа, что происходит с пульсом и давлением. Есть также датчик, распознающий тремор, его кладут под попу. Обычно допрос занимает 3-4 часа. И важно помнить, что человек может отказаться от прохождения теста на полиграфе. У психодиагностов же все «экологично», никаких датчиков. Беседа больше часа не занимает, и отказаться от нее у подозреваемого обычно причин нет.

— Как именно профайлер распознает ложь? Например, если человек прикрывает рукой рот или чешет нос, значит ли, что он что-то скрывает?

— Я вижу, вы знакомы с книгой Алана Пиза «Язык телодвижений», поскольку это как раз оттуда. Я ее тоже в свое время читал и могу сказать, что его методика работает не совсем так, как ее воспринимают. Существует множество способов невербально передать информацию: жестами, тоном и тембром голоса, а также мимикой, в том числе, с помощью едва заметных микровыражений.

Просто нужно знать, что означают эти человеческие проявления в контексте той или иной культуры. Допустим, у нас кивок головы – это «да», покачивание – «нет», поднимание плеч – «нет» или «не знаю». Беседуя с человеком, мы анализируем, что он говорит и как себя при этом ведет. Если между мимикой и словами возникает противоречие, это признак обмана. Допустим, человек утверждает «я не виновен», но при этом кивает. Или заявляет «у меня все хорошо», а сам покачивает головой. Может также сказать «ты мне нравишься», но при этом рука будет в кулаке, что есть признак агрессии.

Главный прокурор Республики Крым Наталья Поклонская о том, что «внешность ей не мешает в работе»



Здесь важную роль играет подготовленность твоего собеседника, его характер и накопленный им опыт введения других в заблуждение. Например, у меня был случай. Сотрудник одного из предприятий, которому начальник задолжал зарплату, прошел через три точки контроля, проник к шефу в кабинет и компенсировал этот долг деньгами из сейфа. На допросе он заявлял, что не крал их, и всем своим видом подтверждал это. Такое поведение понятно, ведь он не считал, что украл эту сумму. То есть у преступника своя правда. Однако когда я спросил – видели ли вы эти деньги, держали ли в руках, - у него появилась реакция.

Иван Ургант о том, что ему не нравится в себе



Мы используем еще разные уловки, чтобы настроить человека на нужный лад. Некоторое время назад мне необходимо было побеседовать с одним из подозреваемых. Мы заранее узнали, что он играет в футбол и стоит на воротах. Перед интервью я перемотал себе пальцы, поскольку знаю, что вратари часто их выбивают. И где-то в середине разговора его спрашиваю: «Вы занимаетесь спортом?» Он ответил, что он голкипер. Я радостно киваю: «И я тоже вратарь, видите, вчера играл и пальцы выбил». И тут он, что называется, «поплыл», открылся и все рассказал.

— Почему так происходит? Почему наше тело выдает нас, когда мы хотим скрыть истину?

— Я сторонник теории эволюции и считаю, что люди произошли от обезьян. При этом 10-12 млн. лет назад, когда приматам нужно было коммуницировать друг с другом, они пользовались языком мимики и жестов. Где-то 2 млн. лет назад к ним подключились звуки. И только около 600 тыс. лет назад мы начали членораздельно говорить. Вот тогда и появилась ложь. Однако жесты никуда не делись. За управление ими отвечает самый древний мозг – лимбический, а за речь – новейший мозг - неокортекс . Особенность в том, что этот мозг не может контролировать первый, при этом лимбический мозг управляет многими частями тела. К примеру, лицо. На нем есть такие мускулы, которые могут двигаться только если команда поступает от лимбического мозга. Неокортексу управлять этим процессом трудно. Особенно это заметно при работе конечностей. Наши ноги находятся дальше всего от головы, в связи с этим мы их почти не контролируем. Получается, что можно следить за мимикой, но вы забудете про руки. И даже если будете помнить и о руках, то точно упустите ноги. Как пример, знаменитое «poker face». Игроки в покер, действительно, хорошо владеют собой. Но мне было бы очень интересно посмотреть, что творят при этом их ноги под столом.

«Искренность» невесты в программе о сватовстве



— Но все же если нужно соврать, как это сделать?

— Удается это, конечно, не всем, и нужны годы тренировки. Даже известных политиков, которые явно учились эффективно вуалировать правду, можно «читать». Дело в том, что ко всему подготовиться не получается, и иногда их искренние эмоции берут над ними верх. Просто обычно с истиной связано большое количество эмоций, поэтому когда человек пытается солгать, его лицо часто приобретает каменное выражение. Однако, если кратко, единственный способ солгать так, чтобы даже профайлер не увидел истину – это обмануть наш правдивый организм, создать для себя новую правду, «встроить» ее в свое сознание и полностью в нее поверить. Тогда ваше тело подтвердит то, что вы говорите, своими движениями. Можно еще тренировать навык лжи, играя в мафию. Впрочем, встреч с профайлерами лгунам все же лучше избегать.

В тексте использованы видеозаписи Блога профайлера.

Автор: Елена Сергеева

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

alexzz
alexzz Добавил(а) :
23 сентября 2014 12:22 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУважухаПокажитесь уже всеЗонтик - 3000 комментовКорона - репутация +100Pacman-буквоед
Leks66ekb
Leks66ekb Добавил(а) :
23 сентября 2014 12:25 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +1003
ой ... на лбу написано!
ой ... на лбу написано!

показать все комментарии (12)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!