Шаманы Урала: кто они?

Расследование ЕКАБУ.


Побывав несколько лет назад на шаманском ритуале в черте родного города Екатеринбурга, я не стала приверженцем духовных практик, не изменила своего отношения к необъяснимому и даже не купила себе красивый антуражный бубен. Открытием для меня стало другое: шаманы – это не какие-то фольклорные существа, обитающие в лесной глуши. Это люди, которые зачастую живут среди нас и рядом с нами, выглядят, как мы, только им, возможно, доступно нечто большее, чем остальным.

Мысль такова: Шаманы на Урале существуют, и при помощи этого текста я лишь хочу проиллюстрировать данное утверждение, естественно, не претендуя на то, чтобы собрать в одном материале комментарии всех людей, которые занимаются этим «ремеслом».


Шаман – это мастер, как повар или кузнец

В день, когда я лично познакомилась с этим явлением (летом 2007 года на Уктусе, у здания бывшей детской спортивной школы «Химмашевец», где проходил ритуал), мне довелось познакомиться сразу с двумя шаманами. И пока один из них, шаман рода Тюнгур – Лычан Оюн, готовился к ритуалу «Дерево Мира», второй, Максим Лапа, шаман родом из Тувы, ввел меня в курс дела:

«Каждый человек есть шаман, но в силу некоторых обстоятельств одним это не нужно, потому что они находят себя в чем-то другом, в каком-то ином ремесле. Шаман – это тоже мастер, как повар, кузнец или врач. Но шаман отличается от них вот чем. Есть, например, пять видов действий, которые совершает каждый человек. Шаману этих пяти видов недостаточно для жизни, поэтому он совершает шесть видов действий, то есть делает то, что и все остальные, и еще одно. То, чему меня учил дед, до определенного момента мне не было нужно. Но я заболел, и мне потребовалось то самое «шестое действие» – шаманизм, чтобы исцелиться. Теперь я не могу без него. Остальные люди могут считать это чудом или магией, но для шамана это то же, что сходить за покупками или почистить зубы.


Ритуал – это некое театральное действо, которое выполняется по канонам и традициям уральского шаманизма. Вообще, ритуал – это некий спектакль, в котором шаман обращается к духам по какому-то поводу. На это действо шаман приглашает людей, предлагая им поучаствовать и тем самым показывая свою открытость. Шаман живет для людей. Он не является звеном цепочки человек-государство-система. Он находится рядом с человеком. В ритуале «Древо Мира» (или «Древо Жизни») шаман выбирает древо, с помощью которого мы можем прийти к верхнему миру – миру будущего. Каждый ритуал проводится согласно правилам, записанным в книгах. Время и условия его проведения, костюм шамана, инструменты и последовательность действий – все должно соответствовать определенной традиции. Так делали наши отцы, деды, прадеды и старшие предки. Музыка в ритуале – это импровизация, которая зависит от состояния.

Каждый шаман надевает одежду – камлат, на котором находятся разные предметы-символы. Это прибежища, «домики» для духов. Шаман договаривается с ними, в каком предмете будет жить каждый дух, причем если для шамана нет прошлого, настоящего и будущего, а все «сейчас», то в качестве прибежища для духов он может использовать любой предмет, даже сотовый телефон. У каждого предмета есть определенный смысл, то есть костюм надевается не для красоты. Камлат делится на три сектора, символизирующие верхний, средний и нижний миры».


Он может выглядеть, как мы, но в его мире живут духи

Антон Моисеев называет себя колдуном и близко знаком с шаманом по имени Вова Шаманик. Они живут в частном доме на Сибирском тракте. Вова занимается изготовлением бубнов, рун, амулетов, талисманов, трубок и рукояток для ножей, часто жжет костры во дворе дома, иногда уходит в лес. Периодически Антон и Вова собираются и играют на бубнах с другими людьми, которым это по душе. Антон рассказал:


«Шаман – это целая вселенная. Это не просто человек, который занимается духовными практиками. В первую очередь, это определенный внутренний мир, где живут духи, с которыми общается этот человек. Шаманами становятся по-разному. Кому-то это передается по наследству, кто-то становится учеником шамана и постигает это ремесло, у кого-то проявляются экстрасенсорные способности, которые можно развивать самостоятельно. Кто-то получает опыт от невидимых учителей, уходя в лес по внутреннему зову и возвращаясь со знаниями. Некоторые становятся шаманами в силу каких-то внутренних изменений, с переменой жизненных обстоятельств и мировоззрения. А у некоторых этот дар остается нераскрытым, многие даже не подозревают о своих способностях, которые проявляются в повседневной жизни в каких-то мелочах, будь то повышенная интуиция или что-то еще.


Общение с духами может происходить следующим образом: шаман задает вопрос, отправляя посыл из своего внутренего мира во внешний, и начинает отслеживать знаки, которые приходят ему – они помогают найти ответ на вопрос. Другой способ общения – это камлание (стучание в бубен). Бубен вводит шамана в определенное состояние – транс, в котором приходят образы, которые, как и знаки, позволяют найти нужные ответы. В глубоком трансе возможны даже путешествия в нашем или иных мирах. Более опытный шаман посредством камлания способен перемещаться в верхний или нижний мир. Случается, что нужно излечить человека, тогда дух входит в тело шамана, как в пустой сосуд, и через него начинает лечить больного.
У каждого шамана своя одежда, свои амулеты, свои «аксессуары». Но в традиционном понимании атрибутика (наряд, в котором все привыкли представлять шамана) используется не всеми. Например, Вова Шаманик выглядит так же, как и любой из нас, хотя у него есть особенная одежда, которую он надевает в определенных случаях».

Фестивали

Сразу несколько человек, с которыми мне посоветовали пообщаться, чтобы разобраться в этой теме, оказались участниками этнофестивалей, которые проводятся на Урале. Этим летом на Урале прошло по меньшей мере три таких мероприятия.


Этно фестиваль «Энергия жизни», как описано в соцсетях, это «свободное пространство воссоединения с собой, с природой, с миром и людьми», где происходит «обновление внутренних сил человека, создается атмосфера радости и творчества». Второй – «Небо» – это проект для тех, кто «открыт природе, ищет общения с близкими по духу людьми и рассматривает саморазвитие как неотъемлемую часть жизни». Третий, «Доброфест», как и остальные, основан на принципах «экологичности жизни, совместного творения, оздоровления тела и сознания, живого питания». Организаторы стараются построить целый этно город, где есть центральная площадь со сценой и ярмаркой с торговыми рядами, чайными и едальней, есть детская площадка и сказочная поляна, улица ремесел и площадь творчества. Как утверждают организаторы мероприятий, на их площадках нередко можно встретить шаманов.

Курай, курай, курай

А вот кусочек репортажа с ритуала шамана Лычана, на котором я побывала. Я прибыла на место к вечеру, пока все собирались, поговорила с Максимом Лапой о шаманизме, затем…
«…Затем мой собеседник идет помогать Лычану готовиться к ритуалу. Несколько человек вместе с ними собирают мусор на месте предстоящего ритуала.


- Во всем есть дух, даже в стекле, – произносит Лычан, собирая осколки.

Вечереет. Моросит дождь. Я сижу на ржавой пожарной лестнице детской спортивной школы. Место выбрано не случайно. Гора рядом со зданием школы – это место энергетической силы. Не случайно на этом уникальном природном месте было капище (место жертвоприношений) древних людей. Передо мной полуразрушенная спортивная площадка, выцветшие надписи на кирпичных стенах «Привет участникам соревнований!», «Юные Химмашевцы! Постоянно совершенствуйте спортивное мастерство». Вокруг – лес. Дождь становится сильнее. Кто-то из людей на поляне предлагает:


- Может, пошаманить, чтоб дождя не было во время ритуала?
- Нельзя вмешиваться в саму природу. Пускай все идет, как идет, – отвечает Лычан.
Максим Лапа несет на поляну бубен.
- Зря он бубен тащит. Духи воды наглотаются, – произносит Лычан и предлагает всем зайти в помещение: переждать дождь и дать отдохнуть поляне от людей.

В помещении пахнет благовониями. Когда гости зашли, стали зажигать свечи. В комнате с баром пьют чай или более крепкие напитки, общаются. На стене висит покрывало с вышитыми символами и знаками. В соседней комнате танцуют под шаманскую музыку. Две комнаты отделены друг от друга широким проходом и полупрозрачной занавеской. Если смотреть через нее из комнаты с баром на людей, танцующих в соседнем зале, создается ощущение театра теней. Все ждут заката.

Наконец, на улице стемнело. Мы выходим. Человек сорок, примерно. Шаман надел свой наряд. Разжигают костры, приносят инструменты.

Несколько минут шаман пробуждает бубен, сидя у костра. Слышно горловое пение и звуки бубна. Все собрались у костра и затихли.


Начинается ритуал. Мы все по просьбе Лычана встаем вокруг дерева и беремся за руки. Шаман рассыпает рис вокруг «Древа Жизни». Затем каждому из нас раздает по горстке зерна. Мы идем по кругу под звуки бубна. Играют еще несколько шаманов, в том числе и мой недавний собеседник. Затем каждый по очереди загадывает желание, подходит к Древу, прикасается к камню, лежащему возле него, высыпает рис и привязывает заранее приготовленную ленточку на три узла. Желание нужно представлять картинкой, а не загадывать словами, потому что духи видят картинки, а не слова. Так нам объяснили заранее. Играет музыка. Все остальные хлопают в ладоши в ритм. Когда все закончили, Лычан сказал всем вместе крикнуть как можно громче. По лесу проходит громовое эхо голосов сорока человек.


- Вот это – сила, – улыбается шаман.

Ритуал заканчивается тем, что мы трижды произносим слово «курай», проведя три раза рукой по часовой стрелке, а затем кидаем по веточке в огонь, «чтобы нашим предкам стало теплее». Честно говоря, я ожидала чего-то более впечатляющего.


Следующий ритуал, который начал проводить Лычан, – это ритуал исцеления беременной женщины. Меня просят не фотографировать, и я отхожу в сторону. Скоро за мной приедут, и я жду в стороне. Шаман бьет в бубен и то ли говорит, то ли поет. Женщина лежит на одеяле на земле у костра.


- Шаманы не ставят задачи противопоставить свои возможности исцеления официальной медицине, – еще до ритуала уточнил Максим. – Просто у некоторых людей не остается выбора, и поэтому они идут к шаманам. Кстати, шаманизм очень тесно связан с медициной. Например, в Туве, на родине шаманизма, шаманы принимают людей в специальных кабинетах, наряду с докторами…» Что ж, я очень надеюсь, что это действительно помогает.


Автор: Анастасия Ежевика
ФОТО: Вероника Беккер, Анастасия Ежевика

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
3
Другие новости

Оставить комментарий

Amba
Amba Добавил(а) :
26 августа 2013 12:20 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикРеспектПокажитесь уже все2Участник Мистер ЕкабуАктивный участник ПрофсоюзаОбщение без ограниченийЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +1002Лауреат премии Екабу 2015Коньяк за первую публикациюИллюстратор Екабу 20185Писатель Екабу 20184
bartolu4i
bartolu4i Добавил(а) :
26 августа 2013 13:37 #
ПивоРыбка
может быть
может быть

показать все комментарии (15)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!