Зачем Зураб Церетели передал в Екатеринбург скульптуру «Ипатьевская ночь»?
Выставочный проект «Романовы. На изломе российской истории»: как это было?
В ночь со вторника на среду 17 июля в Доме Поклевских-Козелл состоялся флешмоб, посвященный памяти царской семьи Романовых. Акция с минутой молчания и возложением цветов прошла под эгидой выставочного проекта «Романовы. На изломе российской истории».
Более 200 жителей Екатеринбурга подошли в Свердловский областной краеведческий музей, чтобы принять участие в акции памяти и одними из первых в Екатеринбурге увидеть уникальную в России выставку, представленную в Доме Поклевских-Козелл.
Экспозиция посвящена царской семье, но, по словам работников музея, основной задачей выставки была цель показать, какое влияние на развитие Урала в разное время оказали представители рода Романовых. Чтобы полностью осветить все моменты, когда царская династия «соприкасалась» с Уралом, к организации экспозиции пришлось привлечь шесть музеев федерального уровня, в том числе Государственный исторический музей, музеи-заповедники Коломенское, Петергоф, Павловск, Центральный музей Вооруженных Сил; с этими площадками свердловский музей успел выстроить доверительные отношения и поэтому они предоставили на выставку часть своих уникальных коллекций - до 6 октября 2013 года.
Для многих посетителей возможность побывать в Доме Поклевских-Козелл в вечернее время стала поводом вспомнить детали из прошлого. Например, посетитель Августа Владимировна, вспомнила, что в этом самом здании в 1950 годах располагался «учительский» факультет Педагогического института. До тех пор, пока здесь не разместили музей, она, как и многие другие Свердловчане, ходила в это здание на лекции.
Закончив институт с отличием, Августа Владимировна проработала учителем математики 35 лет. На протяжении всего времени экспозиции Августа Владимировна – со значком Николая II на лацкане пиджака – настойчиво спрашивала у экскурсовода, где на этой экспозиции элементы Советского времени!
Уникальные экспонаты: от печали до усмешек
По словам работников музея, на выставке представлено более 500 экспонатов, и часть из них являются совершенно уникальными. Так, внимание посетителей привлекли канцелярские принадлежности и чернильница со стола из кабинета в его бронированном поезде, которыми Николай II подписал отречение. Хрустальные бюсты первых представителей династии Романовых примечательны тем, что были изготовлены на Екатеринбургской гранильной фабрике в середине XIX века, и прибыли в экспозицию из музея-заповедника Павловск. Миниатюрный дорожный чайничек цесаревича Алексея и плита, на которую ступала нога императора Александра I – все удалось доставить из различных музейных площадок страны и разместить в Доме Поклевских-Козелл.
Внимание визитеров привлекла фотография, сделанная в 1914 году. Тогда Елизавета Федоровна посетила Верхотурье и тогда же была сделана фотография, на которой царская персона оставила свою личную роспись; по их замечаниям эту фотографию важно перенести в Верхотурский музей для усиления интереса к этой развивающейся туристической территории.
Личные вещи последней императрицы Александры Федоровны несут огромный эмоциональный заряд: вышивка, дорожный набор, дневники убитой царицы вызвали не только меланхоличное настроение у мужчин, но и слезы у их спутниц.
Фрагменты Ипатьевского дома, где в трагичную ночь была расстреляна царская семья, тоже добрались до экспозиции. По словам экскурсовода, после того, как было принято решение о сносе Ипатьевского дома, в него буквально повалил народ с тем, чтобы унести с собой «все, что можно было отковырять»: кусок обивки, крыльца или штукатурки. Именно часть барельефа и была представлена «за стеклом» и вызвала ряд шуток по поводу ментальности российского человека.
Одним из ключевых элементов экспозиции стала скульптурная композиция Зураба Церетели «Ипатьевская ночь» - именно к ней во время минуты молчания возложили цветы в 01:30 ночи; в это время в подвале Ипатьевского дома была казнена царская семья.
В скульптуре Церетели все персоны убитой царской семьи расположены именно так, как стояли за секунду до расстрела. Чтобы избежать паники, Романовым сказали, что необходимо спуститься в подвал Ипатьевского дома, где будет сделана их фотография. После того, как одетые они спустились к месту своей гибели – в подвал – их расставили так, как подобает для фотографии, после чего расстреляли.
Посетители выставки активно интересовались, насколько живописные портреты совпадают с реальным изображением императора и императрицы. По найденным останкам черепов, благодаря использованию специальной технологии, удалось восстановить внешность Никлая II и Александры Федоровны: посетители согласились, что сходство очевидно.
ФОТО: Антон Басанаев
В ночь со вторника на среду 17 июля в Доме Поклевских-Козелл состоялся флешмоб, посвященный памяти царской семьи Романовых. Акция с минутой молчания и возложением цветов прошла под эгидой выставочного проекта «Романовы. На изломе российской истории».
Более 200 жителей Екатеринбурга подошли в Свердловский областной краеведческий музей, чтобы принять участие в акции памяти и одними из первых в Екатеринбурге увидеть уникальную в России выставку, представленную в Доме Поклевских-Козелл.
Экспозиция посвящена царской семье, но, по словам работников музея, основной задачей выставки была цель показать, какое влияние на развитие Урала в разное время оказали представители рода Романовых. Чтобы полностью осветить все моменты, когда царская династия «соприкасалась» с Уралом, к организации экспозиции пришлось привлечь шесть музеев федерального уровня, в том числе Государственный исторический музей, музеи-заповедники Коломенское, Петергоф, Павловск, Центральный музей Вооруженных Сил; с этими площадками свердловский музей успел выстроить доверительные отношения и поэтому они предоставили на выставку часть своих уникальных коллекций - до 6 октября 2013 года.
Для многих посетителей возможность побывать в Доме Поклевских-Козелл в вечернее время стала поводом вспомнить детали из прошлого. Например, посетитель Августа Владимировна, вспомнила, что в этом самом здании в 1950 годах располагался «учительский» факультет Педагогического института. До тех пор, пока здесь не разместили музей, она, как и многие другие Свердловчане, ходила в это здание на лекции.
Закончив институт с отличием, Августа Владимировна проработала учителем математики 35 лет. На протяжении всего времени экспозиции Августа Владимировна – со значком Николая II на лацкане пиджака – настойчиво спрашивала у экскурсовода, где на этой экспозиции элементы Советского времени!
Уникальные экспонаты: от печали до усмешек
По словам работников музея, на выставке представлено более 500 экспонатов, и часть из них являются совершенно уникальными. Так, внимание посетителей привлекли канцелярские принадлежности и чернильница со стола из кабинета в его бронированном поезде, которыми Николай II подписал отречение. Хрустальные бюсты первых представителей династии Романовых примечательны тем, что были изготовлены на Екатеринбургской гранильной фабрике в середине XIX века, и прибыли в экспозицию из музея-заповедника Павловск. Миниатюрный дорожный чайничек цесаревича Алексея и плита, на которую ступала нога императора Александра I – все удалось доставить из различных музейных площадок страны и разместить в Доме Поклевских-Козелл.
Внимание визитеров привлекла фотография, сделанная в 1914 году. Тогда Елизавета Федоровна посетила Верхотурье и тогда же была сделана фотография, на которой царская персона оставила свою личную роспись; по их замечаниям эту фотографию важно перенести в Верхотурский музей для усиления интереса к этой развивающейся туристической территории.
Личные вещи последней императрицы Александры Федоровны несут огромный эмоциональный заряд: вышивка, дорожный набор, дневники убитой царицы вызвали не только меланхоличное настроение у мужчин, но и слезы у их спутниц.
Фрагменты Ипатьевского дома, где в трагичную ночь была расстреляна царская семья, тоже добрались до экспозиции. По словам экскурсовода, после того, как было принято решение о сносе Ипатьевского дома, в него буквально повалил народ с тем, чтобы унести с собой «все, что можно было отковырять»: кусок обивки, крыльца или штукатурки. Именно часть барельефа и была представлена «за стеклом» и вызвала ряд шуток по поводу ментальности российского человека.
Одним из ключевых элементов экспозиции стала скульптурная композиция Зураба Церетели «Ипатьевская ночь» - именно к ней во время минуты молчания возложили цветы в 01:30 ночи; в это время в подвале Ипатьевского дома была казнена царская семья.
В скульптуре Церетели все персоны убитой царской семьи расположены именно так, как стояли за секунду до расстрела. Чтобы избежать паники, Романовым сказали, что необходимо спуститься в подвал Ипатьевского дома, где будет сделана их фотография. После того, как одетые они спустились к месту своей гибели – в подвал – их расставили так, как подобает для фотографии, после чего расстреляли.
Посетители выставки активно интересовались, насколько живописные портреты совпадают с реальным изображением императора и императрицы. По найденным останкам черепов, благодаря использованию специальной технологии, удалось восстановить внешность Никлая II и Александры Федоровны: посетители согласились, что сходство очевидно.
ФОТО: Антон Басанаев
Метки: Екатеринбург
9
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (37)
Написать комментарий: