В Екатеринбурге открылись мастер-классы по кузнечному делу
Теперь у екатеринбуржцев появилась уникальная возможность постичь азы кузнечного ремесла. В центре города одна из самых древних кузниц Урала распахнула свои двери для всех желающих научиться искусству ковки.
В музее им. Ф.М.Решетникова нас встретил Юрий Анатольевич Кошкин – кузнец-художник. После непродолжительного разговора выяснилось, что идея создать подобные мастер-классы появилась неспроста.
– Оказывается, мало кто знает о существовании нашей кузницы. С помощью мастер-классов, которые могут посетить все желающие, мы хотели бы привлечь внимание как к самой кузнице, так и к кузнечному ремеслу в целом. К тому же, содержание кузницы – дело затратное. Только на коксовый уголь в день уходит 600-800 рублей. Администрация не всегда может найти такие деньги. Были моменты, когда кузница простаивала из-за отсутствия топлива. Мастер-классы как раз смогли бы покрыть эти расходы, - говорит Юрий Анатольевич.
Проходим в кузницу. Здесь разместилось множество причудливых изделий из металла: фигурки, статуэтки, подковы и т.д. Но в центре внимания – горн, без которого немыслимо существование мастерской.
– Вот так вот дышит горн, как маленький вулканчик. С помощью специального вентилятора можно регулировать в нём температуру. Чем больше вентилятор дает воздуха, тем температура выше. Металл начинает плавиться при температуре 900-1200 градусов, - рассказывает Юрий Анатольевич.
По его словам, раскочегарить подобный агрегат непросто. И профессиональные кузнецы специально обучаются этому навыку.
После небольшой экскурсии по кузнице, было решено делать подкову. На счастье. Причём не декоративную, а настоящую, по старинной методике! Юрий Анатольевич берёт в руки железный прут и кладёт его в угли. Ждём минут 15. Сталь должна как следует накалиться.
- Юрий Анатольевич, сейчас очень модно украшать участки для индивидуального строительство коваными заборами, оградками… Вы занимаетесь изготовлением подобных вещей?
- Наша кузница не приспособлена для изготовления больших производственных заданий. Мы занимаемся мелкой пластикой: делаем подковы, небольшие кованые элементы. Здесь все работы - необычные и эксклюзивные. Это её главное отличие от производственных кузниц. Наша кузница является музейным экспонатом и существует как часть музея. В ней нельзя устанавливать дополнительное оборудование, потому что это может повредить стены. Грубо говоря, мы тут ничего не можем изменить и использовать на полную мощь как производственную единицу. Даже станок не можем поставить.
Отвлекаемся от беседы и идём к горну. Сталь приобрела ярко-оранжевый цвет. А это значит, что пришло время работать.
В ход идет молоток и огромная тяжёлая кувалда. С их помощью и создаётся подкова. Искры и частички металла при каждом ударе кувалды разлетаются в разные стороны. Сталь остывает на глазах. Смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» на глазах обретает свой первоначальный смысл.
– Металл можно мучить подобным образом недолго. В его составе есть углерод. При воздействии высоких температур углерод выгорает, и сталь становится непрочной, осыпается. Искусство ковки как раз заключается в том, чтобы за меньшее количество операций достичь нужного результата, - говорит мастер.
При виде этого тяжёлого труда, невольно отпускаю замечание: «Судя по всему, женщин-кузнецов не бывает!»
Юрий Анатольевич реагирует мгновенно:
- Как ни странно, именно женщины, причём преклонного возраста, часто проявляют интерес к кузнечному делу и просят дать им возможность «постучать». Социальная группа, которая интересуется кузнечным делом – это именно люди в возрасте, которые прошли заводы, фабрики: бывшие токари, слесари. Они в своё время на заводах занимались рутинным делом, которое их утомляло. Им всегда хотелось сделать что-нибудь необычное, а возможности такой не подворачивалось. В нашей кузнице они могут поработать в своё удовольствие и выковать всё, что душе угодно. А вообще народ начал проявлять интерес к кузнечному ремеслу. Вот недавно приходил врач-хирург, просил дать ему возможность что-нибудь выковать.
Продолжаем делать подкову.
«Вот видите, получился отворот. При создании этой подковы мы соблюдаем технологию древнюю технологию её изготовления. В результате она получится именно в том виде, в каком она должна быть. Подкова – это ортопедическое изделие. Каждая подкова делалась для каждой лошади индивидуально. Неподкованная лошадь быстро истирала копыта и начинала хромать, и становилась обузой.
Кузница вообще раньше была основой обеспечения движения по дорогам. Лошадь потеряла подкову – её надо восстановить. Где? Нужна кузница. Поэтому и появлялись почтовые дворы. Здесь можно было и подковать лошадь, и накормить, и полечить, и самому отдохнуть», - рассказывает кузнец.
- Юрий Анатольевич, а где в Екатеринбурге можно научиться профессиональной ковке?
- Вообще, в древние времена кузнечное дело передавалось по наследству: от отца к сыну и т.д. Это ремесло становилось семейным делом, благодаря чему происходило накапливание инструментов, опыта, специальных приспособлений.
Если говорить о сегодняшней ситуации, то в Архитектурной академии до 2013 года было отделение, которое занималось подготовкой профессиональных кузнецов. В прошлом году желающих обучаться этой специальности набрать не удалось. Поэтому такого отделения, где обучали бы кузнечному делу, сейчас нет. Кузнец - хоть и модная, популярная специальность, но трудоустроиться потом довольно сложно из-за того, что специализация очень уж узкая. Сейчас у нас в кузнице занимаются ювелиры, отрабатывают здесь навыки работы с металлом».
За разговорами мы и не заметили, как подкова – вернее, основная заготовка, была готова.
После мастер-класса наш экскурсовод показал нам галерею, где представлены оригинальные изделия из стали. Их в своё время изготовили студенты Архитектурной академии и члены общества «Кузнецы Урала».
Юрий Анатольевич надеется, что со временем галерее будет пополняться новыми интересными изделиями. Не исключено, что сюда попадут и творения людей, которые, благодаря созданным мастер-классам научатся профессионально ковать красивые и интересные вещи.
Фото: Илья Храмцов
В музее им. Ф.М.Решетникова нас встретил Юрий Анатольевич Кошкин – кузнец-художник. После непродолжительного разговора выяснилось, что идея создать подобные мастер-классы появилась неспроста.
– Оказывается, мало кто знает о существовании нашей кузницы. С помощью мастер-классов, которые могут посетить все желающие, мы хотели бы привлечь внимание как к самой кузнице, так и к кузнечному ремеслу в целом. К тому же, содержание кузницы – дело затратное. Только на коксовый уголь в день уходит 600-800 рублей. Администрация не всегда может найти такие деньги. Были моменты, когда кузница простаивала из-за отсутствия топлива. Мастер-классы как раз смогли бы покрыть эти расходы, - говорит Юрий Анатольевич.
Проходим в кузницу. Здесь разместилось множество причудливых изделий из металла: фигурки, статуэтки, подковы и т.д. Но в центре внимания – горн, без которого немыслимо существование мастерской.
– Вот так вот дышит горн, как маленький вулканчик. С помощью специального вентилятора можно регулировать в нём температуру. Чем больше вентилятор дает воздуха, тем температура выше. Металл начинает плавиться при температуре 900-1200 градусов, - рассказывает Юрий Анатольевич.
По его словам, раскочегарить подобный агрегат непросто. И профессиональные кузнецы специально обучаются этому навыку.
После небольшой экскурсии по кузнице, было решено делать подкову. На счастье. Причём не декоративную, а настоящую, по старинной методике! Юрий Анатольевич берёт в руки железный прут и кладёт его в угли. Ждём минут 15. Сталь должна как следует накалиться.
- Юрий Анатольевич, сейчас очень модно украшать участки для индивидуального строительство коваными заборами, оградками… Вы занимаетесь изготовлением подобных вещей?
- Наша кузница не приспособлена для изготовления больших производственных заданий. Мы занимаемся мелкой пластикой: делаем подковы, небольшие кованые элементы. Здесь все работы - необычные и эксклюзивные. Это её главное отличие от производственных кузниц. Наша кузница является музейным экспонатом и существует как часть музея. В ней нельзя устанавливать дополнительное оборудование, потому что это может повредить стены. Грубо говоря, мы тут ничего не можем изменить и использовать на полную мощь как производственную единицу. Даже станок не можем поставить.
Отвлекаемся от беседы и идём к горну. Сталь приобрела ярко-оранжевый цвет. А это значит, что пришло время работать.
В ход идет молоток и огромная тяжёлая кувалда. С их помощью и создаётся подкова. Искры и частички металла при каждом ударе кувалды разлетаются в разные стороны. Сталь остывает на глазах. Смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» на глазах обретает свой первоначальный смысл.
– Металл можно мучить подобным образом недолго. В его составе есть углерод. При воздействии высоких температур углерод выгорает, и сталь становится непрочной, осыпается. Искусство ковки как раз заключается в том, чтобы за меньшее количество операций достичь нужного результата, - говорит мастер.
При виде этого тяжёлого труда, невольно отпускаю замечание: «Судя по всему, женщин-кузнецов не бывает!»
Юрий Анатольевич реагирует мгновенно:
- Как ни странно, именно женщины, причём преклонного возраста, часто проявляют интерес к кузнечному делу и просят дать им возможность «постучать». Социальная группа, которая интересуется кузнечным делом – это именно люди в возрасте, которые прошли заводы, фабрики: бывшие токари, слесари. Они в своё время на заводах занимались рутинным делом, которое их утомляло. Им всегда хотелось сделать что-нибудь необычное, а возможности такой не подворачивалось. В нашей кузнице они могут поработать в своё удовольствие и выковать всё, что душе угодно. А вообще народ начал проявлять интерес к кузнечному ремеслу. Вот недавно приходил врач-хирург, просил дать ему возможность что-нибудь выковать.
Продолжаем делать подкову.
«Вот видите, получился отворот. При создании этой подковы мы соблюдаем технологию древнюю технологию её изготовления. В результате она получится именно в том виде, в каком она должна быть. Подкова – это ортопедическое изделие. Каждая подкова делалась для каждой лошади индивидуально. Неподкованная лошадь быстро истирала копыта и начинала хромать, и становилась обузой.
Кузница вообще раньше была основой обеспечения движения по дорогам. Лошадь потеряла подкову – её надо восстановить. Где? Нужна кузница. Поэтому и появлялись почтовые дворы. Здесь можно было и подковать лошадь, и накормить, и полечить, и самому отдохнуть», - рассказывает кузнец.
- Юрий Анатольевич, а где в Екатеринбурге можно научиться профессиональной ковке?
- Вообще, в древние времена кузнечное дело передавалось по наследству: от отца к сыну и т.д. Это ремесло становилось семейным делом, благодаря чему происходило накапливание инструментов, опыта, специальных приспособлений.
Если говорить о сегодняшней ситуации, то в Архитектурной академии до 2013 года было отделение, которое занималось подготовкой профессиональных кузнецов. В прошлом году желающих обучаться этой специальности набрать не удалось. Поэтому такого отделения, где обучали бы кузнечному делу, сейчас нет. Кузнец - хоть и модная, популярная специальность, но трудоустроиться потом довольно сложно из-за того, что специализация очень уж узкая. Сейчас у нас в кузнице занимаются ювелиры, отрабатывают здесь навыки работы с металлом».
За разговорами мы и не заметили, как подкова – вернее, основная заготовка, была готова.
После мастер-класса наш экскурсовод показал нам галерею, где представлены оригинальные изделия из стали. Их в своё время изготовили студенты Архитектурной академии и члены общества «Кузнецы Урала».
Юрий Анатольевич надеется, что со временем галерее будет пополняться новыми интересными изделиями. Не исключено, что сюда попадут и творения людей, которые, благодаря созданным мастер-классам научатся профессионально ковать красивые и интересные вещи.
Фото: Илья Храмцов
Метки: Екатеринбург
18
Другие новости
Оставить комментарий
показать все комментарии (15)
Написать комментарий: