Небо, самолет, девушка: как полетать над Екатеринбургом и стать частным пилотом

Представьте, коллеги вручают вам в день рождения не обычный конверт «а-ля скинулись всем коллективом», а сертификат на полет на самолете. Нет, не на «Эйрбас» или «Боинг» к Средиземному морю, а на маленькую двухместную «Цессну», берущую разбег по грунтовой полосе длиной меньше километра в окрестностях Балтыма...

Вы выбираете время, приезжаете на частный аэродром им. Кузнецова что в Красном Адуе под Екатеринбургом, проходите небольшой инструктаж, а дальше… Меньше всего полет на легком самолете напоминает путешествие бортом на 300 пассажиров - с малюсенькими иллюминаторами и неприятными соседями. Это больше похоже на аттракцион с безграничными возможностями. Не знаешь, куда смотреть: вдаль, на Екатеринбург, предстающий с высоты в несколько сотен метров как на ладони, или прямо под ноги, на озера и коттеджные поселки. В компании «Уралавиа» рассказывают, что интереснее всего уральские пейзажи рассматривать ранней осенью, когда ландшафт становится разноцветным. Но и весной это совершенно ни с чем не сравнимое чувство, когда на вираже замирает сердце от такой близкой земли и такого прозрачного неба.



Попробовать…
Пожалуй, это самый романтичный подарок, причем не только для мужчины (как думают сами мужчины), но и для девушки. Но больше всего порадуются сертификату на полет те, кто с замиранием сердца прислушивается в аэропорту к шуму двигателей и каждый раз задирает голову вслед пролетающему самолету. «Захватывает, затягивает» - так описывают пилоты малой авиации свои ощущения. И мы можем подтвердить – для выработки зависимости достаточно одной «дозы».

К сожалению, наши соотечественники до сих пор в своем большинстве пребывают в уверенности, что малая авиация в России ограничивается АН-2, опыляющими сельхозугодья, да пилотажниками из ДОСААФ. Это не так.



Пять лет назад разрешительный порядок полетов для малой авиации в стране сменился на уведомительный, это дало толчок развитию отрасли. Грубо говоря, теперь, имея лицензию частного пилота и располагая сертифицированным воздушным судном, вы можете просто отправить в центр навигации свой план полета и приблизительное его время и тут же можно лететь. А вот частных аэродромов, как, впрочем, и государственных, пока не так много, один из них – площадка базирования компании «Уралавиа» в уже упомянутом Красном Адуе. Для тех, кто уже определился с увлечением (или даже будущей профессией), здесь существует школа пилотов (о ней чуть ниже), для тех, кто хочет попробовать – ознакомительные полеты в компании опытных инструкторов. Причем это не только пассивное созерцание окрестностей города: под контролем пилота, в безопасных условиях, вы можете попробовать подержать штурвал. Именно после такого опыта многие становятся курсантами и получают лицензию.



Кстати, совет для тех, кто отправится в демонстрационный полет. Вооружитесь хорошей фото- или видеотехникой (а лучше и тем, и другим). Будет очень обидно, если кадры, снятые на смартфон, не смогут передать друзьям и коллегам эмоции и ощущения (а они, поверьте, будут). Ваши собственные в «Уралавиа» запишут на экшн-камеру – полюбуетесь на свою мимику в моменты счастья.
Отдельно стоит сказать о погоде, она в полетах малой авиации является решающим фактором. Если вы видите за окном безоблачное небо, это вовсе не значит, что полет состоится. Очень многое зависит от ветра, его направления и порывов. Только тогда, когда начальник аэродрома убедится в безопасности полета, он даст разрешение на вылет. Полеты с площадки в Красном Адуе возможны только в светлое время суток – это тоже стоит учесть при планировании поездки.



Что можно сказать аэрофобам? – Попробуйте! Есть вероятность, что охватит паника – тогда, в отличие от пассажирского лайнера, вы сможете быстро вернуться на землю, печально констатировав: небо – это не для вас. Но может так статься, что свою фобию получится «отпустить». Этому будет способствовать пилот, который сидит рядом и объясняет все свои действия, все маневры и звуки. Если в полете на регулярном или чартерном рейсе у вас иногда возникает желание пойти в кабину пилотов и потребовать/попросить/вымолить объяснение поведения воздушного судна – этот вариант для вас. Страх того, что вы ничего не контролируете, недоверие к пилотам, которых вы даже не видите, - все уходит. «Физиогномисты», определяющие недосып/нервный срыв/содержание алкоголя в крови по лицу командира самолета, мелькнувшему перед полетом на секунду в окне кабины, смогут обстоятельно поговорить с пилотом, получить инструкции и ответы на вопросы, которые давно мучили.



Частная авиация на то и частная – все решаете вы. Но, конечно, в рамках правил безопасности. В «Уралавиа» предлагают полеты на двухместных самолетах Аэропракт A-22 (его еще называют «Летучая лисица») и на Cessna 150. Они имеют сертификаты Росавиации, как и аэродром их базирования. Что касается стандартных маршрутов: в заголовке мы немного слукавили – полеты непосредственно над Екатеринбургом на небольших высотах запрещены, причем не только для малой авиации. Но увидеть город можно и находясь в районе Пышмы, от Балтыма прекрасно виден Шарташ, один из классических маршрутов – вокруг Екатеринбурга.



… и остаться
Может так получиться, что с первого полета небо не отпустит вас, и подаренный коллегами сертификат станет путевкой в мир авиации. Захочется держать штурвал при наборе высоты и в крутых виражах. Тогда вам дорога в школу частных пилотов. Удовольствие недешевое, но не сказать, что запредельно дорогое: около 460 тыс. руб., в эту сумму входят и теория, и непосредственно полеты. В общем, не дороже любого другого «мужского» хобби, будь то хоть страйкбол, хоть мотоспорт. Подкупает и близость «Уралавиа» к Екатеринбургу, согласитесь – ездить за 200 верст в Челябинск и за 30 в Адуй – две большие разницы. К тому же, чтобы пройти теоретический курс, понадобится не меньше месяца посвятить практически ежедневной учебе, что означает «переезд» в другой город, если школа находится не в Екатеринбурге.

Теорию и тренажеры курсанты проходят на базе Уральского учебно-тренировочного центра гражданской авиации (УУТЦ ГА) в Кольцово, а на летную практику приезжают уже в Красный Адуй. Но, конечно, сразу даже с инструктором никто за штурвал не пустит. Сначала – наземная подготовка в объеме 30 часов. Это уже прикладная теория. В аудитории курсанты получают общие знания о типах самолета, на аэродроме им предлагается изучить уже именно ту модель, на которой они будут летать. Специфики у каждой из них хватает, у инструкторов, а со временем и у курсантов появляются «любимчики». «Цессна» чуть более плавная, чем «Аэропракт», на ней приятнее, как говорят пилоты, «идти на маршруте», зато у «Аэропракта» характер «побойчее», в общем, все как с темпераментами водителей и автомобилей.



Еще один важный момент, с которым столкнутся курсанты до полетов – прохождение медкомиссии, в авиации она называется ВЛЭК (Врачебно-летная экспертная комиссия). Та самая, которой как огня боялись пилоты высшего класса в советском фильме «Экипаж». Но то экипажи коммерческих авиакомпаний. Для «частников» требования значительно мягче (на лицензию PPL нужно пройти третью категорию ВЛЭК). В зависимости от возраста частота прохождения медкомиссий дифференцируется (чем человек моложе, тем реже нужно проходить обследование), а если врачи обнаружат, например, хроническое заболевание, то его можно вылечить и пройти ВЛЭК без проблем.

Лицензия частного пилота в России предполагает общий налет минимум 40 часов, из них лишь небольшая часть – самостоятельные полеты, остальное необходимо отлетать с инструктором. Как и в автошколе, в конце обучения курсанты сдают «госэкзамен», по итогам которого Росавиация может выдать лицензию. Или отправить на пересдачу. Правда, по словам руководителя школы Геннадия Волчихина, никто из учеников «Уралавиа» не то, что не «заваливал» экзамен – не сдавал теоретический тест меньше, чем на 85 процентов, что является отличным показателем.



И вот заветные корочки в руках. Не сказать, что выбор «купить самолет или пока полетать на арендованном» будет мучительным, поскольку стоимость летательного аппарата – самого простого, без изысков и «с пробегом» - начнется от миллиона рублей. Средняя цена составит 2,5-4,5 млн руб., плюс обслуживание, плата за «базирование» на той или иной площадке, и, конечно, топливо (например, Cessna 150 предпочитает высокооктановые бензины). Впрочем, не все так грустно. Самолет – неплохое вложение средств, которое можно постепенно окупать, сдавая в аренду. Или – пройти повышение квалификации и получить «корочки» коммерческого пилота. Многие выпускники «Уралавиа» арендуют самолеты у компании (для них, кстати, условия всегда привлекательнее). Недостижимая мечта притворяется в реальность: обладатель лицензии частного пилота может в обеденный перерыв посмотреть погоду, договориться с аэродромом, а после работы сесть в машину, 40 минут в строну Нижнего Тагила, и вот уже он докладывает о взлете с уютной грунтовой полосы.



У выпускников встает вопрос: куда летать? И насколько сложно согласовать маршрут. Долгое время небо в России «принадлежало» военным, однако в 2010 г. Росавиация ввела для малой авиации так называемый уведомительный порядок полетов, уже упоминавшийся выше. С некоторыми ограничениями, но все же теперь пилот не должен подавать заявку, согласовывать ее с несколькими ведомствами, ждать. Достаточно просто направить план и время полета в местные органы управления воздушным транспортом. Есть зоны, пролет над которыми закрыт (например, такие города как Екатеринбург, различные военные объекты), но в целом небо стало открытым. И чем дальше от центра и юга страны – тем проще. На Урале нет такой плотности трафика, как, например, в районе Краснодарского края. По словам Геннадия Волчихина, Свердловская область пока что немного отстает от соседей, у которых развитие частной авиации идет быстрее – тем интереснее будет слетать в соседние регионы, потому что в какой-то момент «крутиться над аэродромом» пилоту надоест. Тем не менее, с десяток площадок для полетов частного борта есть и на Среднем Урале. При желании и согласовании сесть можно и в аэропорту Кольцово (правда, за обслуживание придется заплатить немалые деньги). А в «Уралавиа» сейчас активно обсуждают предстоящий полет группы из двух местных самолетов и двух вертолетов в Сочи, причем разговоры выглядят так, как если бы обычные обыватели планировали съездить на машинах в Крым. Другими словами, ничего невозможного и сверхсложного.





Автор: Станислава Свердлова
Фото: из архивов компании «Уралавиа» (сайт aviaura.ru, группа vk vk.com/svnebo)

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

11
Другие новости

Оставить комментарий

ptich
ptich Добавил(а) :
24 мая 2016 12:49 #
ПивоРыбкаТортикПокажитесь уже всеУчастник Майской прогулки
Реклама есть-а ценников нет
Реклама есть-а ценников нет
vit-j
vit-j Добавил(а) :
24 мая 2016 12:53 #
ПивоРыбка
ptich
Все по ссылке внизу статьи)))
ptich
Все по ссылке внизу статьи)))

показать все комментарии (8)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!