В МОСКВУ И ЗЕМЛЮ ВЛАДИМИРСКУЮ

ПУТЕШЕСТВИЕ в русскую сказку





Сегодня, как и сто лет назад, мы наблюдаем возврат к исконно русским традициям. Неспешный ритм, дух старины и древнерусское искусство сохранились не только где-то в глубинке. Найти древние храмы и фрески, изучить народные промыслы и рассмотреть многочисленные наличники и кокошники на зданиях в неорусском стиле можно и на улицах современной Москвы.

Вместе с проектом Мостуризма «Москва + Владимирская область. Путешествие в русскую сказку» мы подготовили два маршрута, основанных на исторической взаимосвязи двух древних княжеств.

Первым проводником станет владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, основавший Москву. А вторым — промышленник и меценат Юрий Нечаев-Мальцов, который уже в конце XIX века на весь мир прославил Гусь-Хрустальный, а столице подарил один из крупнейших музеев — ГМИИ им. А.С. Пушкина. Читайте, как отправиться в путешествие к истокам по их следам.


МАРШРУТ 1.
ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ

Герой маршрута: Юрий Долгорукий — младший сын Владимира Мономаха, князь владимиро-суздальский и основатель Москвы.

Предыстория


«Приди ко мне, брате, в Москов», — приглашал Юрий Долгорукий троюродного брата князя Святослава в свое новое поселение, гласит Ипатьевская летопись за 1147 год. Именно его принято считать официальной датой основания сегодняшней столицы. Безусловно, современные археологические раскопки доказывают, что поселения здесь существовали и за сто, и за двести, и за тысячи лет до этого. Однако славянская колонизация края и правда началась только в XII веке. По легенде, вероятно выдуманной много позже, направляясь из Киева во Владимир посреди болота, близ сегодняшней Москвы, Юрий Долгорукий увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов...». Истолковывая увиденное князем, мудрец предрек, что в этом месте «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

История же объясняет, что расширяя на юго-запад свои земли, владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий хотел укрепить границы на берегах Москвы, где сходились рубежи Черниговского, Рязанского и Смоленского независимых княжеств. Однако место было уже занято — здесь существовало небольшое поселение Кучково, принадлежавшее боярину Степану Кучке. Так или иначе, прибывшему князю он почета не оказал. Не стерпев неуважения, по обычаям тех времен Долгорукий решил конфликт силой — распорядился казнить Степана, а его дочь Улиту выдал замуж за своего сына Андрея (который позднее войдет в историю как Боголюбский), закрепив власть брачным альянсом. Земли Кучковичей перешли под контроль Суздаля. А на Боровицком холме начала расти крепость, которой предстояла долгая история.



Точка 1. Музей Москвы

Маршрут по следам Юрия Долгорукого начнем в Музее Москвы, где сохранились фрагменты той самой первой московской крепости, которую для контроля над границей своего княжества и торговым путем заложил Юрий Долгорукий в 1156 году. Укрепление состояло из земляного вала высотой восемь метров и трехметровой деревянной стены — по тем временам достойное оборонительное сооружение. Оно защищало город 80 лет, пока напавшие в 1238 году войска хана Батыя не сожгли деревянные постройки. Конструкции, крепившие деревянный вал, — все, что осталось сегодня от Москвы XII века. Помимо археологических артефактов в обновленной основной экспозиции можно увидеть серию уникальных акварелей Аполлинария Васнецова, на которых по историческим источникам он в мельчайших деталях воссоздал архитектуру и быт древней Москвы. Одна из них иллюстрирует основание Москвы, а именно строительство крепостных стен нового поселения на Боровицком холме по всем канонам древнерусского деревянного зодчества. Выставка «История Москвы с древнейших времен до XX века» заработает в Музее Москвы во второй половине 2024 года и заменит закрытую «Историю Москвы для детей и взрослых».



Больше следов княжения Долгорукого сохранилось во Владимирской области — предлагаем отправиться туда, чтобы познакомиться с историей. Тем более скакать больше трех дней на лошадях, как в княжеские времена, не придется. Дорога до крупных городов займет 2,5-3 часа на машине или меньше двух часов на скоростном поезде — на нем, правда, доехать можно только до Владимира, а оттуда добраться до Суздаля и Кидекши на рейсовом автобусе.





Предыстория

Вернемся на 40 лет назад: в 1113 году Владимир Мономах посадил своего младшего (примерно 25-летнего) сына на княжение в Ростове Великом — править Ростово-Суздальской землей, которая была тогда слабо заселенной окраиной. Ее освоением князья особо не занимались, мечтая поскорее пересесть на более «престижные» княжеские столы. К этому же стремился и наш герой, за что и получил свое прозвище. Но при этом сильно развивал и расширял свой край и для защиты своих земель основал города-крепости Дмитров, Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. Началось все с того, что, не ужившись с местным боярством, в 1125 году он перенес столицу княжества в Суздаль, а свою резиденцию — в Кидекшу.

СУЗДАЛЬ


Точка 2. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше


Чтобы продолжить путешествие по княжеству Долгорукого, переместитесь в Кидекшу (сегодня это село в 4 километрах к востоку от Суздаля). Вблизи слияния реки Каменки с рекой Нерль, соединяющей Суздаль с Владимиром, было удобно контролировать торговую артель. Поэтому девятьсот лет назад именно здесь князь устроил свою резиденцию — с крепостной стеной и валами, уцелевшими до наших дней. Но, главное, здесь сохранилась монументальная белокаменная церковь, в суровом стиле и правильных геометрических пропорциях которой будто отразился дух тех средневековых времен — с непрекращающимися междоусобицами и богатырской статью. Сегодня это древнейшая каменная постройка на Северо-Востоке Руси. Для княжеского двора ее заложил сам Юрий Долгорукий, освятив в честь своих двоюродных прадедушек — первых православных святых Бориса и Глеба. Внутри археологи недавно обнаружили единственный в России средневековый омфалий — особое место, куда в определенные моменты службы становился епископ. А еще здесь сохранились фрески XII века (тоже большая редкость), которыми храм был расписан уже после смерти Долгорукого.

Знакомство с архитектурным наследием — один из способов окунуться в историю и проделать путешествие сквозь века. Взглянуть на Москву, Владимир и Суздаль через эту призму можно с помощью специального маршрута «Чудеса архитектуры» на сервисе RUSSPASS. Всего проект «Москва+Владимирская область. Путешествие в русскую сказку» предлагает десять тематических маршрутов, основанных на исторической взаимосвязи двух древних княжений.

Точка 3. Банный комплекс «Горячие ключи» в Суздале

После прогулки по берегу Каменки можно отправиться в Суздаль и последовать старой русской традиции — попариться в бане из сруба. Например, в одной из бревенчатых бань комплекса «Горячие ключи». Начиная с Х века, русские бани регулярно упоминаются в летописях: впервые в уставе Владимира Красное Солнышко (того самого, что крестил Русь), где князь причисляет бани к заведениям для немощных. Народ и до князя успешно лечил хвори паром, березовым веником и ядреным квасом, но после распространения православия купание в бане стало обязательным — перед большими церковными праздниками и воскресным богослужением. Так что наверняка и князь Юрий Долгорукий не обходил баню стороной.

Точка 4. Мастер-классы Отца Андрея Давыдова по росписи фресок в Никольской церкви в Суздале

Новый день начните с прогулки по историческому центру — посмотрите Собор Рождества Пресвятой Богородицы и другие церкви вблизи Кремля, построенные уже потомками Юрия Долгорукого. Среди них выделяется Никольская церковь — возведенная в таком виде уже в XVIII веке, сегодня она воссоздает один из лучших памятников суздальской архитектуры XVIII века. В основе конструкции — древний тип шатрового деревянного храма «восьмерик на четверике»: с крошечными башенками по углам, арочными проемами и кокошниками, зубчиками и лентой цветных изразцов — все это отсылает к постройкам старых суздальских мастеров.

Но еще любопытнее, что здесь работает Иконописная мастерская, основанная настоятелем церкви Отцом Андреем Давыдовым — уже больше сорока лет он возрождает традиции русской иконописи, учит молодых художников и сам выполняет заказы для монастырей по всей стране. Более того, для всех желающих в мастерской проводят уроки по росписи фресок: можно посмотреть, как из природных материалов изготавливают краски по старинным рецептам и в древней технологии росписи по сырой штукатурке создать свою фреску.





ВЛАДИМИР


Точка 5. Георгиевский храм во Владимире


Далее вслед за Юрием Долгоруким переберемся во Владимир (это займет около часа на рейсовом автобусе, такси или личном автомобиле). Хотя этот город расцветет немного позже, уже при наследнике Долгорукого — Андрее Боголюбском, когда тот перенесет сюда столицу княжества, но и наш герой его вниманием не обделил. У русских князей, начиная с Владимира Святославича, существовал благочестивый обычай строить храмы в честь своих Ангелов-хранителей. И его Долгорукий решил воздвигнуть именно здесь: в 1129 году заложил на владимирском княжеском дворе деревянный храм, освященный в честь своего покровителя — Георгия Победоносца.

Затем на этом же месте воздвигли белокаменный храм, строительство которого завершилось уже в 1157 году, при Андрее Боголюбском. Раскопки показали, что это был одноглавый, четырехстолпный храм, с тремя массивными апсидами. И по строгости формы напоминал храм Бориса и Глеба в Кидекше, сильно отличаясь от находящихся рядом церквей, построенных при Боголюбском. Сегодня храм, расположившийся на Георгиевской улице, уже не слишком похож на традиционные «домонгольские» церкви. В таком виде, в стиле провинциального барокко, ее возвели в 1783-1784 годах после большого пожара, но в основании сохранилась та самая белокаменная кладка XII века.

Точка 6. Исторический музей во Владимире

Затем, прогулявшись по Большой Московской улице вдоль «Торговых рядов» и парка «Липки» (со знаменитым Дмитриевским собором и музейным центром «Палаты»), вы увидите нарядное здание из красного кирпича, похожее на древнерусский боярский терем. Вот уже более 100 лет здесь размещается местный Исторический музей, где можно подробно изучить родословную Владимирского края с древнейших времен до начала XX века. Макет в экспозиции музея, выполненный на основе археологических и летописных сведений, демонстрирует, как выглядел средневековый город. Здесь можно подробнее узнать о событиях времен Долгорукого и о дальнейшем развитии и расширении города при его потомках.



Точка 7. Успенский собор во Владимире


Посетив музей, загляните в близлежащие парки и дойдите до еще одного древнейшего храма — Успенского собора, который был построен по указу князя Андрея Боголюбского в 1158–1160 годах. Главный городской собор новой столицы Владимиро-Суздальского княжества возвели на самом высоком холме города Владимира так, да еще и на три метра больше в высоту киевской Софии. Такую «дерзость» князь объяснял замыслом построить главный храм всей Русской Земли. Так и вышло: вплоть до Ивана III здесь венчались московские и владимирские князья, а также покоилась главная русская святыня — Владимирская икона богоматери. Храм несколько раз восстанавливали и один раз расширяли, но ни разу не перестраивали полностью. В отличие от аскетичных храмов времен Долгорукого, фасады сооружения декорированы резными растительными капителями и рельефами. Внутри сохранились фрагменты первоначальной фресковой живописи 1161 года. Но, главное, единственные документально подтвержденные фрески Андрея Рублева, которого вместе с Даниилом Черным пригласили расписать Успенский собор в 1408 году.



МОСКВА


Точка 8. Успенский собор в Москве


Вернувшись в Москву, обязательно загляните в Кремль, где находится чуть ли не близнец владимирского Успенского собора. Дело было так: в XV веке чтобы построить новый кафедральный собор, Иван III пригласил итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Незнакомый с традициями строительства русских храмов, он поехал во Владимир и сделал обмеры местного Успенского собора. При проектировании учел ошибки русских зодчих, применил заморские ноу-хау (углубил фундамент и укрепил стены с помощью очень крепкого брускового кирпича и дубовых свай в основании). И хотя довольно точно повторил формы древнего храма, создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Изменил внутренние конструкции, а также некоторые детали (окна стали уже, апсиды еле заметными, а пять глав почти одинакового диаметра) — все это сделало тело собора словно более собранным и цельным.

Точка 9. Музей русского быта «По сусекам»

Оттуда через Большой Москворецкий мост вдоль реки прогуляйтесь до Берсеневской набережной, чтобы продолжить изучение истоков уже на уровне бытовых традиций. Здесь буквально два года назад открылся музей «По сусекам» — во внутреннем дворике Храма Николая Чудотворца (здание XVII века легко узнать по разноцветным кокошникам по всему фасаду), где будто сохранился уют и неспешность старой Москвы. В пристройке под каменными сводами разместилось порядка 250 предметов старинной утвари и предметов декоративно-прикладного искусства, которые основательница музея Елена Тюняева 15 лет собирала по российским городам и селам. Каждая вещь хранит тепло чьих-то рук, поэтому трогать, вертеть, разглядывать здесь можно и нужно все, — это основная фишка музея, его так и называют «трогательным». Во время посещения вам настоятельно предложат погладить рубелем белье, порубить капусту в корыте, помолоть зерно в жерновах, а в конце отведать чая с баранками прямо из русского самовара.

Точка 10. Галерея Глазунова

Прямо рядом, тоже у Храма Христа Спасителя, но со стороны Волхонки загляните в Галерею Глазунова. Будучи знатоком древнерусской истории и культуры, художник Илья Глазунов часто изображал на своих полотнах сюжеты из летописей, легенд и сказаний. Это и доблестные богатыри и князья, и райские птицы, и мифический Град Китеж. Кроме того, Глазунов много собирал иконы XV— начала XX веков — на интерактивной экскурсии можно подробно изучить традиции русской иконописи на Руси: например, как правильно читать иконостас, подготавливать основу для иконы, какие краски и инструменты использовать. И даже самостоятельно попробовать перенести рисунок методом припороха на доску с помощью прорисей, как это делали русские мастера.

Точка 11. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева


Затем переместитесь в Таганский район. Немногие знают, но, как и во Владимирском Успенском соборе, в Москве сохранились росписи Андрея Рублева — в одном из храмов Спасо-Андроникова монастыря, где иконописец служил монахом. Остатки его фресок можно увидеть в откосах алтарных окон Спаса Нерукотворного — в одном из древнейших сегодня соборов в Москве, построенном в 1410–1427 годы. Кроме того, сегодня в монастыре расположился музей, где хранится крупнейшая коллекция икон и можно изучить, как развивалось древнерусское изобразительное искусство с XI по XVII века.


Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

3
Другие новости

Оставить комментарий

olddevil
olddevil Добавил(а) :
24 апр. 06:52 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
про баню упомянули в маршруте а кабак где? Церковь, баня, кабак должны идти
про баню упомянули в маршруте а кабак где? Церковь, баня, кабак должны идти

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!