Чем отличаются реактивные истребители разных поколений (6 фото)

В Интернете не стихают споры, чьи самолеты пятого поколения круче — наши или натовские. Однако далеко не каждый понимает, чем вообще отличаются поколения с первого по пятое.


F15 против МиГ-21: истребитель «Микоян Миг-21» летит над облаками, а истребитель F15 пролетает над ним в перевернутом полете


Поколение в технике — понятие несколько условное. Например, в классификации автомобилей в СССР были точно заданы диапазоны рабочего объема двигателей и снаряженная масса автомобилей. Но нет характеристики, по которой можно однозначно отнести самолет к тому или иному поколению.

Конечно, авиаконструкторы стремятся превзойти конкурентов, и это соперничество приводит к повышению характеристик, обычно за счет применения схожих технических решений. В определенный период времени актуальные модели разных производителей из разных стран более или менее схожи друг с другом, и их относят к одному поколению.

Начало
Первые работоспособные реактивные истребители появились в сороковые годы, их относят к нулевому поколению. Характерные признаки этой стадии развития — дозвуковая скорость и прямое крыло.

Первое поколение получило стреловидное крыло, что позволило довести скорость почти до звуковой, а некоторые модели могли в отдельные моменты даже превышать скорость звука.

Истребители второго поколения стали сверхзвуковыми, на них применялись турбореактивные двигатели с форсажем — режимом временного ускорения благодаря сжиганию дополнительного топлива в форсажной камере за турбиной. Конструкторы стали экспериментировать с формой крыла, и на них уже появились бортовые радары, а основным вооружением вместо пушек стали ракеты.


Третье поколение просуществовало довольно долго. Если предыдущие появлялись в течение 5-10 лет, то к третьему относятся истребители, созданные между 1955 и 1980 годами.

Первым и самым распространенным представителем третьего поколения стал советский МиГ-21 (первый полет в 1955 году). Это вообще самый массовый сверхзвуковой самолет в мире: только в СССР построили 10 645 экземпляров, а еще его делали в Индии (5657), ЧССР (194) и КНР (точное количество неизвестно, ориентировочно более 2000).


Механики перекатывают самолет МиГ-21 на стоянку. Авиабаза Кубинка, СССР



Признаками третьего поколения можно считать максимальную скорость более 2М (число Маха — скорость звука; она зависит от плотности воздуха и поэтому разная на разной высоте), способность длительное время двигаться на сверхзвуковой скорости.

Первым представителем четвертого поколения стал А-15 Eagle («Орел»), созданный McDonnell Douglas. Он впервые взлетел в 1972 году. Признаки этого поколения — двухконтурные турбореактивные двигатели (они же турбовентиляторные), широкое использование электроники, в том числе электродистанционная система управления (ЭДСУ), по-английски она образно называется Fly-by-wire, то есть «управление полетом по проводам».



А-15 Eagle



Интегральная аэродинамическая схема подразумевает использование фюзеляжа в качестве источника подъемной силы, «помощника» крыла.

Для улучшения маневренности эти самолеты спроектированы как статически неустойчивые. Это означает, что при выводе самолета из равновесия возникающие силы стремятся вывести его еще дальше от этого состояния. Простейшая аналогия — маленький шарик, который лежит на поверхности большой сферы. Он стремится скатиться при малейшей возможности.

Статически нейтральный самолет наоборот, похож на шарик, лежащий на дне круглой чаши: при малейшей возможности стремится вернуться на место. Удерживать машину в таких режимах фактически не в состоянии ни один человек, и возможность реализовать идею сверхманевренности появилась благодаря компьютерным системам. К этому времени они достигли достаточного уровня быстродействия и надежности при небольших размерах.

Истребители четвертого поколения проектировали примерно до 2010 года, многие из них и сейчас стоят на вооружении ВВС разных стран мира. Например, F-15 до сих пор служат в ВВС США, Саудовской Аравии и Израиля, его лицензионная копия производства Mitsubishi летает в Японии, советский Су-27 используется в России и других странах бывшего СССР, а Dassault Mirage 2000 состоит на вооружении ВВС не только родной для него Франции, но и других стран: Греции, Египта, ОАЭ, Катара, Индии, КНР и Перу.



F-15



Последние модели и модификации истребителей четвертого поколения называют поколениями 4+ и 4++. Это означает, что они благодаря модернизации уже приблизились по многим характеристикам к пятому поколению.

С ним закончилась холодная война
Пятое поколение начали разрабатывать на самом излете холодной войны, в восьмидесятые годы прошлого века. Тогда первые представители их предшественников уже поступали на вооружение в США и СССР.




Важнейшая особенность современного поколения — малозаметность для средств обнаружения (по-английски это называют Stealth), с одной стороны, и наличие более эффективных радаров — с другой.



F-22 Raptor



В США история пятого поколения началась в 1981 году с разработки требований к новому истребителю. Но первый его представитель F-22 Raptor, спроектированный Lockheed Martin, взлетел только в 1997 году, а на вооружение поступил и вовсе в конце 2005-го. В 2006 году первый полет совершил еще один американский истребитель пятого поколения — F-35 Lightning II. US Air Force начали использовать его в 2015 году.



F-35 Lightning II



Новейший российский проект истребителя пятого поколения Су-57 был разработан в рамках программы ПАК-ФА («Перспективный авиационный комплекс — Фронтовая авиация»). Первый полет он совершил в январе 2010 года, а серийные самолеты поставляются в Воздушно-космические силы РФ с конца 2020-го.


Су-57


Тема пятого поколения настолько обширна и богата, что мы рассмотрим ее в отдельной статье на сайте MAXIM и там же осветим тему поколений будущих.
Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости

Оставить комментарий

olddevil
olddevil Добавил(а) :
11 апр. 16:19 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
п-дорас Тузик опять обосрался. Я живу в городе, где производят Су, так вот их не 10-15, только в нашем городе. И индусы НИКОГДА не участвовали в разработке военной продукции. Опять обосрался Тузик
п-дорас Тузик опять обосрался. Я живу в городе, где производят Су, так вот их не 10-15, только в нашем городе. И индусы НИКОГДА не участвовали в разработке военной продукции. Опять обосрался Тузик
Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
12 апр. 13:41 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Написал(а) ;tyz Вчера, 16:01
Побешу olddevila этой информацией...
А вот F-22 и F-35 изготовлены в количестве 200+ и 1000+ штук...

F-35 - около 600 штук. Это много, но и выпускается он дольше. И экспорту его никто не препятствует
F-22 - не экспортируется. По тому что не продают, потому что для себя. Да и дорог не в меру.

Су-57 с 2020 года только поступает в войска. Сейчас с новым двигателем выпуск увеличится. На экспорт не поставляется (см. выше).
Что там индусы "разрабатывали" - ХЗ, даже интересно.
С наращиванием производства и с новым двигателем Индия может и купит позже (может себе позволить самой решать, что и у кого покупать).

А вот всякие Индонезии и Малазии, которые покупали нашу авиацию (это не только самолёты, вертолёты), лет 10 назад резко стали покупать дорогую западную. СШП начали увязывать эти покупки с финансовыми мерами воздействия.
Нечестная конкуренция в отношении стран с использованием "административного ресурса"...
Написал(а) ;tyz Вчера, 16:01
Побешу olddevila этой информацией...
А вот F-22 и F-35 изготовлены в количестве 200+ и 1000+ штук...

F-35 - около 600 штук. Это много, но и выпускается он дольше. И экспорту его никто не препятствует
F-22 - не экспортируется. По тому что не продают, потому что для себя. Да и дорог не в меру.

Су-57 с 2020 года только поступает в войска. Сейчас с новым двигателем выпуск увеличится. На экспорт не поставляется (см. выше).
Что там индусы "разрабатывали" - ХЗ, даже интересно.
С наращиванием производства и с новым двигателем Индия может и купит позже (может себе позволить самой решать, что и у кого покупать).

А вот всякие Индонезии и Малазии, которые покупали нашу авиацию (это не только самолёты, вертолёты), лет 10 назад резко стали покупать дорогую западную. СШП начали увязывать эти покупки с финансовыми мерами воздействия.
Нечестная конкуренция в отношении стран с использованием "административного ресурса"...

показать все комментарии (5)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!