История харакири: как появился жуткий японский ритуал

Пугающая и в какой-то степени нечеловеческая традиция «харакири» появлялась и в книгах, и в фильмах, и даже в современных японских СМИ. Но для чего же она нужна и что означает: вот главные нюансы этого темного обычая.


А вас пугает традиция харакири? Расскажите в комментариях, какие вам известны страшные ритуалы других стран!

Японские самураи, как известно, верили, что смерть предпочтительнее предполагаемого бесчестия или попадания во вражеский плен. Наиболее остро эта вера проявилась в широко известной практике харакири, ее второе имя — сеппуку. Это древняя японская традиция, когда человек вспарывает себе живот и лишает себя жизни: она имела место даже во время Второй мировой. Но почему известный своей древней мудростью народ когда-то избрал такой мучительный и ужасный способ умереть? И почему именно самураи так поступали?



Японская театральная постановка


Харакири и сеппуку
Буквальный перевод — «резать живот». Стоит отметить, что харакири — это не «вульгарное» слово для сеппуку. Оба слова пишутся одним и тем же иероглифом. «Родным» японским чтением является харакири, используемое в разговорной речи, а «классическим» китайским чтением является сеппуку, используемое в официальных письменных документах: дело в том, что природа японских и китайских иероглифов имеет особую историческую связь.

Японские традиции
Практика харакири имеет множество различных деталей, но есть несколько общепринятых, если так можно выразиться, элементов для всех версий ритуала. Для самурая, намеревающегося покончить с собой, должны были быть установлены время и дата действия, чтобы он мог подготовиться физически и морально. В означенный день на землю клали квадрат шелка, на котором самурай преклонял колени в особую позу — сейдза, а перед ним ставили танто - короткий кинжал, который обычно носился на поясе вместе с катаной.

Самурай сочинял относительно небольшую предсмертную поэму, чтобы передать ее своим потомкам. Затем он открывал лацканы своего кимоно, обнажая живот, хватал танто за лезвие и вонзал его в живот ребром вверх. То, как проходило харакири, конечно, зависело от силы духа самурая. Японцу приходилось терпеть агонию как можно дольше, не нарушая самообладания. Когда агония становилась невыносимой, кайсякунин (секундант) разрубал почти до конца шею самурая, тем самым отдавая ему часть и позволяя ему умереть. Это самое «почти» — демонстрировало контроль над жизнью и не позволяло отрубленной голове окровавить землю. Согласно японскому поверью, любая часть земли, которой касался труп, считалась нечистой.



47 ронинов, «Ритуал самоубийства», неизвестный художник, 1910 г.


Причины харакири
Наиболее известной причиной (по крайней мере, в художественной литературе) харакири было искупление за «постыдный» поступок. Это не означает, что самурай убивал себя за любой незначительный проступок: имелось в виду нечто, что не может быть исправлено иначе. Но для совершения сеппуку необходимо иметь разрешение от более высокого авторитета, такого как даймё или сёгун.


Совершение сеппуку без разрешения считалось бесчестным и, согласно буддийским убеждениям, могло привести к реинкарнации с более низким статусом. Исключение составляли случаи, когда самурай находился на поле боя перед врагом.

Живот был главной целью ритуала, потому что считалось, что душа находится в желудке. Так, разрез живота считался самым быстрым способом освободить душу, чтобы она могла перевоплотиться в новое тело.

Минамото Ёримаса совершает сэппуку из «Сто стихотворений» Утагавы Куниёси, 1843–1846 гг.


История харакири

Считается, что обычай сеппуку зародился в японский период Хэйан. Первый известный случай произошел после битвы при Удзи в 1180 году, когда Минамото Ёримаса покончил с собой, чтобы избежать пыток от рук своих врагов. Большинство самураев, которые потерпели поражение, если бы их не убили сразу, пошли бы по этому пути. Так, сеппуку считалось милостью в контексте поля битвы, шансом для самурая умереть на своих условиях, если битва пойдет не в его пользу.

Известным примером сеппуку в новейшей истории был Юкио Мисима, писатель, жесткий националист, который считал, что японские военные и общество ослабли после окончания Второй мировой. В 1970 году он ворвался в штаб японских сил самообороны и совершил харакири после неудачной попытки склонить политиков к перевороту.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
23 янв. 18:36 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Дикари-с...
Дикари-с...
Уралец
Уралец Добавил(а) :
23 янв. 19:10 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
Ну, дикари - не дикари, а силу духа надо иметь не слабую.
Ну, дикари - не дикари, а силу духа надо иметь не слабую.

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!