Забытый флагман Аэрофлота: чем удивляет довоенный советский самолет К-5
Вы слышали об авиаконструкторе Константине Калинине? Если нет, это неудивительно: его имя потерялось на фоне таких легенд, как Андрей Туполев или Сергей Ильюшин. Между тем, созданные им в 1930-е годы самолеты стали основной рабочей лошадкой гражданского флотанашей страны.
Калинин возглавлял КБ авиапредприятия «Укрвоздухпуть», конкурента «Аэрофлота» из Украинской ССР.
Это было до того, как «Аэрофлот» стал национальным монополистом. В тридцатые годы УВП был его сильным соперником – и партнером, – у которого был даже собственный автозавод в Харькове.
После успеха 4-местного авиалайнера К-4, получившего даже золотую медаль на авиашоу в Берлине, Калинин получил «зеленый свет» от правительства. Достаточно сказать, что первая пятилетка опытного самолетостроения включили два самолета: туполевский АНТ-9 и калининский К-5.
УВП поставили задачу создать авиалайнер, который мог бы поднять 10-12 пассажиров (в процессе работы его вместимость уменьшилась до 8 пассажиров). Первый полет самолет совершил в 1929 году, а производство его началось в 1930-м.
Уже на испытаниях К-5 показал себя отличной машиной, несмотря на отсутствие опыта у молодого КБ по созданию самолетов такого размера. С хорошей аэродинамикой и управляемостью, устойчивый и предсказуемый, он легко взлетал и садился, поднимался до высоты 5 км. Ни по летным характеристикам, ни по комфортабельности он не уступал самолетам, закупаемым за рубежом. В пассажирском салоне были установлены в два ряда 8 мягких кресел, а в хвосте наличествовало второе благо цивилизации – туалет.
И внешне украинский самолет получился красивым, с широкими крыльями эллиптической формы. Фюзеляж в передней части обшивался дюралюминием, сзади его обшивка была полотняной.
Флагман гражданского флота
Выпускался К-5 всего 4 года, но за это время в Харькове успели выпустить около 260 «пятерок» – больше, чем любого другого советского гражданского самолета того времени. Вплоть до начала Великой Отечественной войны он оставался главным авиалайнером «Аэрофлота», летая между Москвой, Ленинградом и Свердловском. Благодаря большому практическому потолку он также сделал возможными прямые рейсы через Большой Кавказский хребет.
Лишь в 1943 году, когда были списаны последние экземпляры, история этого замечательного самолета закончилась.
Источник
Калинин возглавлял КБ авиапредприятия «Укрвоздухпуть», конкурента «Аэрофлота» из Украинской ССР.
Это было до того, как «Аэрофлот» стал национальным монополистом. В тридцатые годы УВП был его сильным соперником – и партнером, – у которого был даже собственный автозавод в Харькове.
После успеха 4-местного авиалайнера К-4, получившего даже золотую медаль на авиашоу в Берлине, Калинин получил «зеленый свет» от правительства. Достаточно сказать, что первая пятилетка опытного самолетостроения включили два самолета: туполевский АНТ-9 и калининский К-5.
УВП поставили задачу создать авиалайнер, который мог бы поднять 10-12 пассажиров (в процессе работы его вместимость уменьшилась до 8 пассажиров). Первый полет самолет совершил в 1929 году, а производство его началось в 1930-м.
Уже на испытаниях К-5 показал себя отличной машиной, несмотря на отсутствие опыта у молодого КБ по созданию самолетов такого размера. С хорошей аэродинамикой и управляемостью, устойчивый и предсказуемый, он легко взлетал и садился, поднимался до высоты 5 км. Ни по летным характеристикам, ни по комфортабельности он не уступал самолетам, закупаемым за рубежом. В пассажирском салоне были установлены в два ряда 8 мягких кресел, а в хвосте наличествовало второе благо цивилизации – туалет.
К-5 особой агитэскадрильи им. Горького
(c) Прехнер М. Г. | Wikipedia
(c) Прехнер М. Г. | Wikipedia
И внешне украинский самолет получился красивым, с широкими крыльями эллиптической формы. Фюзеляж в передней части обшивался дюралюминием, сзади его обшивка была полотняной.
Флагман гражданского флота
Выпускался К-5 всего 4 года, но за это время в Харькове успели выпустить около 260 «пятерок» – больше, чем любого другого советского гражданского самолета того времени. Вплоть до начала Великой Отечественной войны он оставался главным авиалайнером «Аэрофлота», летая между Москвой, Ленинградом и Свердловском. Благодаря большому практическому потолку он также сделал возможными прямые рейсы через Большой Кавказский хребет.
(c) Прехнер М. Г. | Wikipedia
Лишь в 1943 году, когда были списаны последние экземпляры, история этого замечательного самолета закончилась.
Источник
1
Другие новости
Написать комментарий: