Любопытный психологический эксперимент времен СССР



Обычных школьников приводили в усовершенствованный тир, где были установлены две мишени - за попадание в левую школьник получал рубль личных денег, в правую - рубль выдавался классу для общих нужд.

Перед выстрелом каждый видел табло "как стреляли до него" - на котором умышленно показывалось "большинство стреляли для своего кармана".
Школьники попадали в конфликтную ситуацию - понимая, что его коллектив несплоченный и почти все до него взяли рубль себе.

Что выбирали дети — на видео.



Кстати, очень интересный факт (если поднять данные ГАРФ по повторению этого эксперимента в республиках). Украинские советские дети как один стреляли в общий карман, а прибалтийские - дали максимальный результат "выстрелов для себя", в республиках Кавказа 100% выстрелов "для класса" после объяснялись "свои деньги у меня и так есть", а в одном южном регионе после эксперимента из тира украли винтовку…







В соцсетях часто встречается рассказ про эксперимент "столовая на доверии" - проведенный "в середине 70–х в некоей заводской столовой". Там руководство решило убрать кассиршу, поставив вместо нее поднос для денег. Каждый, кто приходил обедать - оставлял деньги на подносе, если нужно - брал с подноса сдачу.

Эксперимент длился в течении месяца, причем с каждым днем все расстраивая экспериментаторов - выручка уменьшалась день за днем. Неожиданно, в конце одного рабочего дня на подносе появилась сумма, которая покрыла все "долги" за месяц и превысила дневную выручку. Оказалось, что это был день зарплаты на заводе - получив её, люди вернули всё с лихвой.

В комментариях к этой истории часто можно прочесть "фейк", "такого не может быть" и даже "как же хреново было в СССР, что у людей не хватало денег до зарплаты на еду". Однако, историки выяснили - такой эксперимент действительно проводился - в начале 80-ых в Днепропетровске, в столовой Южмаша (ЮМЗ). Его, при поддержке статистического управления Госплана СССР и Минтранса СССР проводили специалисты по прикладной социологии нескольких вузов.





Цель - перед вводом универсамов (где можно было брать продукты самому и идти на кассу) и бескондукторных систем оплаты за проезд в городском транспорте (положил деньги в кассу, открутил билетик и прокомпостировал его). Эксперты хотели понять степень честности гражданина как в ограниченном сообществе (где все друг друга знают), так и среди незнакомых людей, а также движущие мотивы (не)оплаты обеда, проезда, товара.

Выяснилось, что под конец месяца люди не докладывали деньги за обед из-за того, что тратили деньги на "более важные" цели - праздники, выезды за город, выплату алиментов или оплату (пусть небольшую) обучения детей плаванию, в музыкальных и спортивных школах, и т.д.

Аналогичная история происходила и на транспорте без кондукторов. Я очень хорошо помню такие кассы для самостоятельной оплаты у нас в маленьком городке. Все думал тогда ребенком, почему все кидают деньги, а не выкрутят билет просто так.

тказ от кондукторов мог объясняться двумя причинами, хотя какая из них главная, мы не знаем. Во-первых, советского человека как-то несолидно было проверять – идеологи уверяли, что наше общество всё ближе к коммунизму и жадность скоро совсем отомрёт вместе с загнивающим капитализмом. Во-вторых, правительство искало возможности повысить эффективность экономики, чтобы не отстать от капиталистических стран за то время, пока идёт строительство коммунизма.

Как бы то ни было, в автобусах, трамваях и троллейбусах появились наклейки «Честность – лучший контролёр» и механические кассы. Входя в салон, пассажир был обязан положить в слот монетки для оплаты проезда:

3 копейки в трамвае,
4 – в троллейбусе,
5 – в автобусе.

После этого он проворачивал ручку, двигавшую билетную ленту. Из гнезда появлялся билетик, его надо было оторвать и пробить в компостере, висевшем тут же в салоне.





Касса была полностью механической. Сейчас это кажется необычным, но в неё не было встроено каких-либо способов подтверждения приёма денег и их подсчёта. В автобусной кассе не было даже простейших электронных монетоприёмников, какими оборудовалось метро и автоматы по продаже газировки. Да и вообще билет можно было выкрутить просто так не кидая денег.

Население СССР всё-таки оказалось недостаточно сознательным и революционным. Известно, что выручка от продажи билетов после внедрения бескондукторной системы резко снизилась.

В конце 80-х годов в стране полностью отказались от касс в автобусах, а билеты стали продавать в стационарных кассах на остановках, где оплату легко было проконтролировать. Компостеры в автобусах существовали до середины 1990-х годов, в одних регионах от них отказались раньше, в других позже. А потом на транспорт вернулись кондукторы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

vova.
vova. Добавил(а) :
23 ноября 2023 19:00 #
ПивоРыбкаТортик
Вопрос к автору статьи - зачем компостировать уже купленный в кассе билет? А на остановках вообще то продавали абонементы, которые как раз и надо было компостировать в транспорте, а если не успел купить на остановке, то покупали абонемент у водителя. Помнится в Свердловске именно так и оплачивали проезд.
Вопрос к автору статьи - зачем компостировать уже купленный в кассе билет? А на остановках вообще то продавали абонементы, которые как раз и надо было компостировать в транспорте, а если не успел купить на остановке, то покупали абонемент у водителя. Помнится в Свердловске именно так и оплачивали проезд.
Уралец
Уралец Добавил(а) :
23 ноября 2023 20:49 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовКоньяк за первую публикацию
Было-было... Это я про кассы. Помню.
Было-было... Это я про кассы. Помню.

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!