Знаете ли вы, почему Китай называют Поднебесной?

Как всегда, дело в раздутом эго императорских особ.




Русское название Китая происходит от тюркского Qytan, а оно, в свою очередь, от слова «кидани» — это группа кочевых племён из Манчжурии, основавших в 907 году династию Ляо. Сами племена со временем затерялись в истории, а топоним остался.



Но наверняка вы слышали, что восточный экономический гигант в наши дни также именуется Поднебесной. И многих интересует почему. Давайте разбираться.

Китайская цивилизация является одной из старейших в мире. Долгое время это государство было самым развитым в своём регионе. А окружающие его страны — Япония, Корея, Королевство Рюкю и Вьетнам — подчинялись ему и находились под его влиянием.

Только император Китая владел так называемым Небесным Мандатом со всеми вытекающими. Это означало, что он — Сын Неба, власть которому вручили сами боги. Правители Кореи, Вьетнама и других соседних стран родственных связей с высшими силами не имели и могли именоваться лишь королями.

Только японцы в период Асука (538–710 гг.) разорвали вассальные отношения и тоже окрестили своего властителя Сыном Неба и императором. Естественно, после этого у них с бывшим сюзереном возникла взаимная неприязнь.

__________________________________________________

Из‑за превосходства над соседями у китайцев сложилось мировоззрение, называемое синоцентризмом.

__________________________________________________


Китай для его жителей представлялся центром мира, окружённ ым либо вассалами, верными императору, либо «варварами», от которых ничего путного ждать не приходится. И вообще, неплохо было бы отгородиться от них стеной повыше.

Синоцентризмом продиктованы были и самоназвания китайцев. Свою страну они окрестили Чжунго. Этому термину больше двух тысяч лет, и он переводится как «Срединное государство» — то есть то, что находится в самом центре мира.

Почему Китай называют Поднебесной



Также Китай долгое время именовали Тянься — это переводится как «Всё, что под небом», или «Поднебесная». Слово обозначало все земли, подвластные императору. Загвоздка в том, что в конфуцианской идеологии последний рассматривался как представитель богов на Земле. А значит, подчинённой ему территорией считался весь существующий мир.

Согласно взглядам жителей средневекового Китая, их страна находилась в географическом центре Земли (которая, кстати, по тогдашним представлениям, имела квадратную форму). Сердцем её являлся двор императора. Вокруг него располагались высокопоставленные чиновники, за ними — их подчинённые, дальше — обычные граждане империи. На самой окраине этой структуры находились вассалы и те, кого китайцы считали варварами.


__________________________________________________

Да, обитатели всяких Европ и Америк тоже принадлежали его императорскому величию — просто они об этом не знали. Дикари же.

__________________________________________________

Синоцентризм прослеживается во многих исторических документах. Например, в одном из самых известных произведений — «Чжоу ли», написанном в III веке до нашей эры, — философ Чжуан‑цзы утверждал: «Величие Китая в том, что он является центром мира, объединяющим все народы и страны под своим крылом».

Правда, в XVIII–XIX веках, когда Поднебесная поближе познакомилась с Европой, а в частности — с Великобританией, выяснилось, что западные варвары на голову превосходят Китай в вопросах военной мощи, торговли и материально‑технического обеспечения.

Капитуляция империи Цин в 1842 году, после Первой опиумной войны, шокировала многих. А после поражения во Второй опиумной войне, в 1860 году, император и вовсе был вынужден подписать Тяньцзиньский договор, в котором ему пришлось назвать Великобританию «суверенной нацией», равной себе. Неслыханно, правда?


В общем, к середине XIX века обычай называть страну Поднебесной постепенно сошёл на нет. Современные китайцы вообще применяют слово «Тянься» просто для обозначения всего мира, не подразумевая, что им управляет один император, ведущий свой род от богов.

А в других странах — в том числе в России — термин «Поднебесная» используют просто как художественный эпитет. Во‑первых, это красивое слово, которое помогает разнообразить текст. А во‑вторых, оно позволяет подчеркнуть выдающиеся достижения современного Китая в плане экономики и развития государства.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
Другие новости

Оставить комментарий

;tyz
;tyz Добавил(а) :
6 октября 2023 19:18 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментов
Синоцентризм никуда не делся..
И так смешно слушать наших политиков, которые рассказывают о том, что они с Китаем НА РАВНЫХ... Китай решает свои вопросы, а если русские или какие-нибудь бразильцы будут мешаться под ногами - раздавят и не заметят...

Та же СВО - если бы Китаю она была не выгодна - России хватило бы на пару месяцев...
Синоцентризм никуда не делся..
И так смешно слушать наших политиков, которые рассказывают о том, что они с Китаем НА РАВНЫХ... Китай решает свои вопросы, а если русские или какие-нибудь бразильцы будут мешаться под ногами - раздавят и не заметят...

Та же СВО - если бы Китаю она была не выгодна - России хватило бы на пару месяцев...

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!