Запах цариц! Ученые воссоздали «любимые» духи Клеопатры

Ученые сумели сделать духи царицы по рецепту, написанному на древнегреческом языке почти два тысячелетия назад.

Хотя сейчас царица Египта широко известна своими любовными приключениями и красотой, Плутарх указывал, что Клеопатра не была чрезмерно привлекательной физически, но ее обаяние и ум были неотразимы. Клеопатра VII Филопатор правила Египтом с 51 по 30 г. до н. э. и была последней правительницей царства Птолемеев. И теперь исследователи сумели воссоздать духи именитой царицы на основе древнего рецепта.

Духи Клеопатры
Будучи царицей Египта, одного из самых могущественных и богатых королевств своего времени, неудивительно, что Клеопатра использовала одни из самых роскошных косметических и парфюмерных средств, доступных в то время.

В 2012 году Роберт Литтман и Джей Сильверстайн, археологи из Гавайского университета, обнаружили близ древнего района Мендес, Египет, древние амфоры, которые все еще содержали остатки тех самых духов.

С помощью египтологов Доры Голдсмит и Шона Кафлина исследователям спустя больше чем 10 лет удалось воссоздать аромат, используя рецепты, написанные на древнегреческом языке и латыни.

▶ Так, парфюм, получивший название «Мендезианские духи» — в честь города, в котором его были производили, — был чрезвычайно популярен среди богатых людей в Египте и во всем древнем мире.

Рецепт древнего парфюма
▶Считается, что древние духи были гораздо более концентрированными и стойкими, чем современные духи: в процессе тестирования исследователи использовали такие ингредиенты, как финиковое масло, мирра, корица и сосновая смола, — котоыре вначале обнаружили в ходе анализа остатка духов в древних амфорах из египетского Мендеса.

В результате ученые создали сладкий, пряный и манящий аромат, который, вероятно, может быть похож на аромат самой Клеопатры. Однако греческая царица Египта не просто пользовалась духами: она, вероятно, каждый день пользовалась разнообразной древней косметикой.

Как свидетельствуют бесчисленные изображения других женщин в египетском искусстве, она, несомненно, использовала сурь — комбинацию масел и порошкообразных металлов (обычно свинца, сурьмы, марганца или меди) — в качестве подводки для глаз, а также множество других косметических средств, включая тени для век и подобие современных румян.