Для чего на турбинах самолета рисуют спирали?





Наверняка вы обратили внимание на одну чрезвычайно важную и весьма примечательную деталь двигателя самолета – странные рисунки спиралей, нанесенные на подвижные элементы турбины. Наносят их отнюдь не для красоты.

Самое время узнать, зачем именно они нужны.





Для начала небольшое нелирическое отступление: приходилось ли когда-нибудь задумываться над тем, что будет если пролетающая птица (или даже стая птиц) столкнуться с самолетом? А что будет, если несчастные «пернатые камикадзе» прямиком угодят в турбину, двигатель летающей машины? Совершенно очевидно – ничего хорошего. Так вот, такое происходит достаточно часто. По данным одной только Международной ассоциации гражданской авиации каждый год случается не менее 5 500 столкновений птиц с самолетами.







В абсолютном большинстве случаев птицы врезаются в самолеты при посадке или взлете последних. Около трех четвертей всех подобных аварий случается на высоте до 300 метров. Пятая часть всех подобных ЧП происходит на высоте 300-1 500 метров. Оставшиеся 5% приходятся на столкновения на высоте более 1 500 метров. С кабиной самолета птицы сталкиваются в 12% случаев. Куда чаще – в 45% случаев, они сталкиваются с двигателем (турбиной) самолета.

Современные самолетные двигатели разработаны таким образом, чтобы выдерживать столкновение с птицей массой до 2 кг. Так что, даже если закинуть в работающую турбину пару-тройку куриц, ворон или чаек, ничего страшного (кроме того, что турбина окажется загажена ошметками тушек) не произойдет. Тем не менее, столкновение со стаей каких-нибудь диких гусей, каждый из которых весит около 4 кг, может привести к дополнительным проблемам. Например, столкновение может привести к срыву компрессора, который в свою очередь может стать поводом для отключения всего двигателя. Иными словами, ЧП случаются. Чаще всего они не являются критическими, однако в целях безопасности самолеты обычно экстренно возвращаются на землю после таких столкновений. Лучше, чтобы подобного не случалось в принципе.





И здесь мы наконец подходим к первоначальному вопросу: зачем на пропеллере турбины нужна загадочная спираль. И первое назначение этих спиралек – отпугивание птиц. Дело в том, что во время вращения создается визуальное мерцание, которое отлично распознает в воздухе большинство пернатых. А самое главное, что это «мерцание» им очень не нравится и они в большинстве случаев сразу же пытаются сменить курс своего движения.

Второе не менее важное назначение – обеспечение безопасности. Дело в том, что в аэропортах бывает очень шумно. Настолько шумно, что трудящийся рядом с самолетом персонал может не услышать, когда летательный аппарат завел свои двигатели. Вращение турбины может быть крайне слабо различимо для человеческого глаза, особенно в первые секунды работы. И вот, когда спираль начинает вращаться, она «превращается» для человеческого глаза из спирали в кружок. Это сильно помогает сотрудникам аэропорта, позволяя им легко понять, когда к турбине уже нельзя приближаться.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

7
1
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) через 1 минуту:
9 февр. 21:39 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Только турбина у авиадвигателя сзади, а спираль - на втулке вентилятора (это - часть компрессора).
Только турбина у авиадвигателя сзади, а спираль - на втулке вентилятора (это - часть компрессора).
Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) через 37 секунд:
9 февр. 21:40 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
С Днём Гражданской авиации всех причастных!
С Днём Гражданской авиации всех причастных!

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!