Проект «Пигмей»: почему аэроподводная лодка не была принята на вооружение






Тридцатые годы прошлого века запомнились как период различного рода экспериментов в области военной техники и вооружения. Особенно ярко это проявилось во второй половине десятилетия - после того, как стала ясна угроза начала новой большой войны. Поэтому совсем неудивительно, что военные инженеры все чаще стали обращаться к попыткам воплощения в жизнь не только самых амбициозных, но и откровенно фантастических проектов. Одним из таких и был проект «Пигмей», который оказался слишком большой авантюрой, чтобы получить билет в жизнь.


«Пигмей» в числе сверхмалых подводных лодок советского производства. /Фото: twitter.com



История этого амбициозного проекта началась в Ленинграде, где в тридцатых годах двадцатого столетия располагалось Остехбюро – конструкторское бюро, занимающееся разработкой военной техники. В сферу его интересов входила сухопутная, авиационная, морская тематики – всеядное. Руководителем там был В.И. Бекаури - человек, отличающийся незаурядными идеями и авантюрным характером. Видимо поэтому именно в его бюро создавались столь необычные и амбициозные проекты.


Владимир Иванович Бекаури, главный конструктор Остехбюро. /Фото: sfw.so



Одной из таких разработок бюро и стала аэро-подводная лодка (АПЛ). При этом приставка «аэро», в отличие от других проектов, где к субмарины действительно приделывались крылья, конкретно в этом случае такой смысловой нагрузки не несёт. Это слово просто указывает на то, что лодка должна была иметь дистанционное управление с самолета. Спустя время от последнего отказались, а вот приставка осталась.


К 1935 году группа разработчиков во главе с Ф.В. Щукиным составила проект, а уже в августе на базе завода № 196 «Судомех» первый опытный образец был воплощен в металле. Длина прототипа составила 16 метров; ширина – 2,6 метра; водоизмещение – 18 тонн. Оружие было представлено двумя 457-мм торпедными аппаратами открытого типа, Экипаж состоял из четырёх человек, а в автономном режиме лодка могла функционировать до трёх суток. .


Боковой чертеж , современная реконструкция. /Фото: alternathistory.com



Первый этап испытаний лодка прошла в Финском заливе, после чего ее переправили на Черное море в Балаклаву. К тому моменту командование запросило у завода первую серию из десяти подобных сверхмалых подводных лодок. Проекту было присвоено название «Пигмей».

В 1936 году были начаты флотские испытания «Пигмея» в Балаклаве. И вот тут начались проблемы: разработчикам никак не удавалось преодолеть недочеты конструкции - на «Пигмее» регулярно что-то ломалось. Дошло до того, что назначенный командир экипажа лодки лично просил командование проект закрыть - настолько невыполнимыми оказались работы.


АПЛ во время испытаний. /Фото: pikabu.ru



Проект был закрыт после ареста сотрудников Остехбюро в 1937 году: начатую серию разобрали на металл, а вот первый прототип почему-то не тронули и просто переправили в Феодосию, где лодка и встретила Великую отечественную войну. Зато когда немцы отступили, ни «Пигмея», ни документации по нему так и не нашли. Сегодня одной из наиболее состоятельных версий о судьбе подлодки считают таковую, согласно которой вермахт попытался использовать ее в своих целях, но недоработанная машина попросту затронула. Периодически гидроархеологи натыкается на дне Черного моря на какие-то подлодки,но доказательств, что одна из них была «Пигмеем», все еще нет.

Источник: https://novate.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
24 декабря 2020 21:09 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Время поисков и фантастических идей...
Время поисков и фантастических идей...

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!