Какие автомобили были доступны представителям советской номенклатуры (7 фото)

Советский Союз старался обеспечивать себя всем необходимым и быть полностью самодостаточным государством. Премиальные автомобили для чиновников не были исключением. Советская промышленность, в частности автопром, прошли большой путь развития от выпуска лицензионных копий заморских иномарок и покупки немецких авто, до создания своих собственных моделей, в том числе и для высшего руководства страны.



С чего все начиналось


Лицензионная копия. |Фото: avto.goodfon.ru.




Первое поколение советских автомобилей для номенклатуры по большей части состояло из реквизированной в ходе революции собственности у представителей буржуазии и дворянства. Однако из-за бездорожья и отсутствия запчастей данный автопарк очень быстро пришел в полную негодность. Первым единым служебным авто стал только ГАЗ-А – лицензионная копия американского автомобиля Ford-A, который выпускался с 1932 года в Горьком. Кстати, именно этот автомобиль заложил основу для будущего советского автомобилестроения.

Первый полностью советский. |Фото: regnum.ru.




Постепенно ГАЗ-А стал главной служебной машиной номенклатуры, Красной армии, МВД, НКВД, а также работал в качестве такси. В последствии машину заменили более совершенной моделью – ГАЗ-М1. Впрочем, высшее руководство страны на скромных М-ках почти не ездило, предпочитая закупать для своих нужд лимузины Lincoln, Cadillac, Buick и Packard. Первым действительно советским чиновничьим автомобилем (в том числе и для высших кругов) стал ЗИС-101. В период с 1936 по 1945 год он был выпущен тиражом в 8.4 тысячи штук.

Интересный факт: после окончания Второй мировой войны в стране вновь возник дефицит машин для чиновников. Частично он был удовлетворен за счет трофейных немецких авто.

Рывок к тотальной автомобилизации


Роскошный ГАЗ-12 ЗИМ. ¦Фото: carsweek.ru.





В 1946 году стало понятно, что темпы автомобилизации чиновников следует наращивать. Именно тогда появился главный советский автомобиль. Для простых людей создавались «Москвичи». Представители уловного среднего класса могли позволить себе «Победы», а вот для чиновников высших рангов предназначались «Чайки». Именно в это время появляются первые отечественные бронированные автомобили для чиновников, а также полноприводные модели лимузинов. Наконец, появляется и знаменитый парадный фаэтон! Интересно, что автомобили ЗИМ и ЗИС в послевоенные годы также использовались в качестве карет скорой помощи и даже обычных такси.

Интересный факт: в послевоенное десятилетие было единственным временем, когда советским гражданам могли продать официально в том числе и автомобили высшего класса. Правда, ЗИМ стоил порядка 40 тысяч рублей. Для сравнения, «Победа» стоила 16 тысяч рублей, а ранний «Москвич» только 9 тысяч. Первый премиальный автомобиль, который не стали отпускать в частные руки - «Чайка», вышедшая на дороги в 1959 году.

Предмет статуса


Тринадцатая модель. |Фото: yandex.com.tr.




Еще в сталинские времена автомобиль среди партийной номенклатуры был приравнен к денежной награде. Машины полагались в качестве поощрения в том числе за 25 лет безупречной службы полным корабельным старшинам, а также офицерам. Машины вручали вместе с орденами. Автомобили вроде «Чайки» всегда относились к «Большому классу» и позиционировались с буквы закона в том числе, как «мотивирующий элемент» для советских чиновников.

Для себя и для гостей. |Фото: yandex.com.




Однако, далеко не все представители советской верхушки стремились пересесть на более крутые машины. Бывали и обратные примеры. Ярчайшим из таковых является первый секретарь ЦК компартии Белорусской ССР Петр Машеров, который предпочел устаревшую ГАЗ-13 «Чайку», даже когда получил право использовать более современный автомобиль.

Интересный факт: Петр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе за 2 недели до пленума ЦК КПСС. Ожидалось, что там он будет назначен на должность председателя Совета министров СССР. Неожиданная гибель видного чиновника с высоким авторитетом, как среди коллег, так и среди простых граждан породила множество слухов о политическом убийстве. Кроме того, после гибели Машерова с производства были сняты старые модели ГАЗ-13.

Конец всего


ГАЗ-14 ¦Фото: yandex.com.




В перестройку советский автопром (в том числе советский премиальный автопром) вошел с новым планом. Разрабатывались и создавались новые, перспективные модели. Конструкторы давали властям все больше новых проектов для чиновников. В последние годы существования СССР было представлено сразу две «Волги», новый седан ГАЗ, ЗИЛ и новая «Чайка». ЗИЛ не понравилась лично Михаилу Горбачеву и проект сразу же закрыли. «Чайка» также стала жертвой могильщика Союза. В те годы в номенклатуре шла «борьба с привилегиями». По распоряжению генсека проект «Чайки» был свернут, а все чертежи и техническая оснастка для производства авто – уничтожены. В итоге история отечественных премиальных автомобилей закончилась вместе со страной в которой их делали.

Начиная с 2010 года, собственные машины для чиновников начали разрабатывать в России в рамках проекта Aurus.

Источник: novate.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
1
Другие новости

Оставить комментарий

ясурала
ясурала Добавил(а) :
25 июня 2019 12:30 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовШайберКоньяк за первую публикацию
В школе на НВП сидели с военруком ля-ля.И тоже чёй-то про машины заговорили..Я возьми да скажи для смеха,но с серьёзным лицом,что и машины ЗИМ и часы ЗИМ на заводах в честь моего деда названы,ну и меня тоже..*Ой да не вагинь*!!-*Чё не вагинь-то: завод имени Мигутина,коротко и ясно!.Смеху было..
А фигли.подходит.
В школе на НВП сидели с военруком ля-ля.И тоже чёй-то про машины заговорили..Я возьми да скажи для смеха,но с серьёзным лицом,что и машины ЗИМ и часы ЗИМ на заводах в честь моего деда названы,ну и меня тоже..*Ой да не вагинь*!!-*Чё не вагинь-то: завод имени Мигутина,коротко и ясно!.Смеху было..
А фигли.подходит.
Сатэн
Сатэн Добавил(а) :
25 июня 2019 12:52 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУважуха2РеспектЗвезда Героя Екабу2Участник Движух ЕкабуПочетный клуб ЕкабуЕкатеринбургПокажитесь уже всеУчастник Зимних игрищ2Забанен админами за неподобающее поведениеУчастник Майской прогулкиХеллоуинЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1003Малорик - показал(а), как изменился(-ась) с Екабу за 6 лет!8 Марта 2014Весенний ледДР Екабу: 7 летТурнир по боулингуЕкабу Kids MarketШайберЧемпионат по КикеруДжек-ФонарьPacman-буквоедБицепс - 30 000 комментовГубки - 50 000 комментовОсенний лед Екабу 2015Зимние Игрища 2016Лауреат премии Екабу 2015Караоке турнир 2016Майская прогулка 2016ДР Екабу: 9 летЮбилей Екабу. Нам 10 летКоньяк за первую публикацию
и тут Мишка меченный приложыл свои руки...паскуда
и тут Мишка меченный приложыл свои руки...паскуда

показать все комментарии (5)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!