Зачем в СССР во время войны делали деревянные самолёты

Ещё перед началом Второй мировой войны и в СССР, и в Германии поняли, что вопрос о победителе противостояния будет решаться не на земле и не под водой, а в небе. Именно поэтому на развитие авиации стороны направляли львиную долю военного бюджета – до 40 процентов. Вот только при этом приоритеты у стран оказались разными. И, как покажет результат, советский путь окажется верным.



Количество против качества

В свое время Германия большое внимание уделяла техническим характеристикам оружия и самолетов. Это дало ей несомненное превосходство – более высокую скорость по сравнению с советскими машинами. Тот же Me.109 имел показатели на 100 км/ч превосходящие наши.

Но Советский Союз не пожелал так просто мириться с этой ситуацией и решил победить врага количеством. В период с 1934 по 1941 года в СССР было произведено около 20 тысяч самолетов моделей И-15бис, И-16, И-35, И-153. Их «родственников» Як, МиГ и ЛаГГ, которые начали выпускаться всего за два года до начала Великой Отечественной, также было выпущено прилично – около двух тысяч машин.

Во время второй мировой войны СССР и вовсе стал выпускать более 1630 военных самолетов в месяц. По словам Алексея Солдаткина, старшего научного сотрудника Центрального музея Военно-воздушных сил, на протяжении всего периода войны было произведено 136 тысяч боевых машин. Причина такого стремительного роста производства заключалась в том, что для создания самолетов использовались материалы, служившие технической базой ещё первой мировой войны, а именно – древесина.

Продолжая традиции

Первые заводы, специализирующиеся на самолетостроении, появились в Советском Союзе в 20 веке. Располагались они в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе, и сначала производили в основном иностранные модели. Корпус этих машин почти полностью состоял из дерева, и их оборудование было рассчитано на деревянную конструкцию. Они имели полотняную обшивку. Использование металлических деталей же было редкостью.

Самолёты, которые были построены с применением металла, появились только в 1922 году, когда в производстве активно стал использоваться кольчугалюминий. Тогда же и произошел резкий рост отечественной авиационной промышленности. Только вот наши инженеры и конструкторы ещё долгое время предпочитали строить самолеты смешанного типа, а не более продвинутые модели, сделанные целиком из металла. Всё потому, что алюминий, применяющийся для строительства крыльев, в то время был в дефиците. В итоге из всего многообразия моделей, производившихся с 1930 по 1940 года (а их было около тысячи), примерно 74% наполовину или полностью были сделаны из древесины.

Несмотря на то, что в 1930 году давно уже было общеизвестно, что древесина устаревший и не самый эффективный материал в авиастроении, власти Советского Союза все же приняли оптимальное в то время решение – продолжать строить самолёты с её применением. Так была улажена проблема нехватки алюминия, к тому же многие понимали, что древесина – универсальный, легкодоступный и технологичный материал. Кроме того, прибегнуть к таким мерам заставила война: как раз в 1941 году были оккупированы заводы по производству алюминия на Украине, и вновь налаженное производство «деревянных» боевых машин помогло сильно облегчить положение Военно-воздушных сил.

Так, например, в изготовлении корпуса известных моделей истребителей ЛаГГ-3 и ЛаГГ-5 – основных представителей военно-воздушной армии – применялась бакелитовая фанера, пропитанная клеем и затем спресованная.


Дерево не для всех

Хотя древесина имела множество преимуществ, она все-таки не была фаворитом во всем. Оказалось, что у этого материала есть два важных недочета: вес и прочность. Самолёты из дерева имели вес, намного превосходящий их металлических «коллег», что заметно сказывалось на их эффективности. К тому же, такие самолёты намного больше были подвержены повреждениям.

По этой причине массово древесина использовалась только для создания истребителей. Штурмовики, бомбардировщики и прочие машины, для которых крайне важную роль играла защищенность, строились из алюминия. И даже при таком раскладе материалов было ограниченное количество – например, по досадному стечению обстоятельств, цельнометаллический МиГ-3 так и не смог войти в массовое производство, поскольку аллюминий был необходим для производства более нужной тогда модели Ил-2.

Воюют все

Но были и неоднозначные экземпляры. Несмотря на использование в производстве древесины, в большинстве случаев при конструировании самолетов тщательно продумывалась стратегия их применения для повышения военного потенциала СССР, а следовательно, использовались доступные на тот момент новейшие технологии. Но наряду с легендарными моделями Ил-2, Як-3 и Ла-5 существовал и самолет биплан По-2.

Его главная особенность состояла в том, что крылья и фюзеляж этого самолета полностью состояли из дерева, что делало его крайне уязвимым для противника. Даже от простой автоматной очереди он мог разлететься на щепки. Но тем не менее, в СССР аж до 1953 года его производили огромным тиражом – около 33 тысяч машин.

Все дело в советской смекалке. Советские инженеры быстро поняли, что биплан По-2 прекрасно может передвигаться в темноте и оставаться незамеченным. К тому же, его преимуществом была маленькая скорость – продвинутые Мессершмиты не могли нанести ему урон, поскольку при попытках держаться на хвосте, сваливались в штопор, и высокая скорость не позволяла им преследовать такой медленный объект.

Как только плюсы этой модели стали очевидны, власти Советского Союза приняли решение о переводе её в ночные бомбардировщики. Самолеты перекрасили в темный оттенок и снабдили их снарядами.

Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, «ночные» По-2 оказались эффективны. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, даже несмотря на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. К тому же самолёт прекрасно справлялся и с разведывательной деятельностью.

Результаты боевой деятельности По-2 впечатляли настолько, что уже к 1943 году число полков, вооружённых этими самолётами, достигло 70. Создавались даже женские авиаполки, на вооружении которых стояли бесхитростные «кукурзники».

Тогда никому даже в голову не приходило, из какого материала сделан самолет. С блеском выполняет свою основную функцию – и ладно.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
16 ноября 2018 20:53 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Даже в реактивном бомбардировщике Ту-16 (послевоенных годов выпуска) использовалось дерево...

Довольно крупная деталь. Кто знает какая?
Даже в реактивном бомбардировщике Ту-16 (послевоенных годов выпуска) использовалось дерево...

Довольно крупная деталь. Кто знает какая?
LaBullet
LaBullet Добавил(а) :
16 ноября 2018 21:26 #
ПивоРыбка
Винты самолётов до сих пор делают деревянные, даже на современных винтовых самолётах.
Винты самолётов до сих пор делают деревянные, даже на современных винтовых самолётах.