Везли петицию Рейгану: в конце 80-х уральцы на катамаранах дошли из Свердловска до Барселоны (12 фото)

В пути моряки чуть не погибли под пулями на полигоне НАТО и узнали об августовском путче, находясь в Греции.



В конце 1980-х годов четыре экипажа уральцев отправились в длинное путешествие. Они решились на смелую авантюру – дойти на катамаранах из Екатеринбурга (тогда ещё – Свердловска) до Майами. Свой морской поход они назвали акцией "За мир, безъядерную Европу и разоружение". Решили собирать подписи под петицией о разоружении и привезти их Рональду Рейгану в США.

Возглавлял один из экипажей Юрий Самарин. До 1978 года он служил на военно-морском флоте, а в 1990–1993 годах был председателем свердловского Горсовета. В 2011 году Самарин, к сожалению, погиб в автокатастрофе.

Ещё один участник похода, Олег Лаптев, сегодня работает в МЧС, продолжает ходить на катамаранах, конструирует новые модели любимого водного транспорта и учит новичков преодолевать пороги уральских рек. А ещё – с удовольствием вспоминает о былых приключениях.

– В те времена было сложно попасть за границу, тем более, нам, работникам завода Калинина, – рассказал Олег Лаптев E1.RU. – Поэтому мы обратились в Компартию, предложили такой проект: во всех коммунистических городах на пути собирать митинги, зачитывать наше воззвание, собирать подписи за мир. Петицию хотели привезти в Америку Рейгану. Коммунисты заинтересовались, начали нам помогать – немного финансово, с получением виз и разрешений на прохождение шлюзов. Без этой помощи мы бы дальше Билимбая не ушли!



По пути моряки из Екатеринбурга собирали митинги за разоружение.


Маршрут у моряков был впечатляющий: через Чусовую они доплыли до Камы, потом попали в Волгу, Цимлянское водохранилище, Дон, оттуда в Азовское море, Чёрное море, через пролив Босфор переплыли в Мраморное море, через пролив Дарданелы – в Эгейское, а оттуда в Средиземное. По пути они заходили в Турцию, Грецию, Испанию, Италию и другие страны. Остановились в Барселоне.

– Следующий этап должен был быть из Барселоны в Португалию через Гибралтарский пролив, а оттуда уже через Атлантику на Майами, – вспоминает Олег. – В принципе, мы готовы были, но тут началась перестройка. Советский Союз распался, и на этом у нас всё закончилось.

Весть об августовском путче застала моряков, когда они были в Греции.

– В августе 1991 года мы остановились у греческого острова Скирос, – рассказал Олег. – Там стояла американская яхта "Мария", к нам подошёл мужичок, рассказал, что у него жена русская, в честь неё он и назвал яхту. Пригласил нас в гости, накрыл стол, мы с ними хорошо пообщались, гуляли и танцевали до утра. А утром включаем приёмники, там "Голос Америки" – передают, что в России война, танки, людей давят. Мы думаем: "Ну ничего себе, хорошо мы погуляли!" А Юрий Самарин был председателем Горсовета. Встал и говорит: "В тяжелую минуту я должен быть рядом со своим народом! Идем в Афины и улетаем в Екатеринбург". Мы погнали в Афины, очень спешили, шли через шторм, но когда дошли, нам говорят: "А в России уже всё нормально". Ну мы и пошли дальше. В Греции нам советовали: "Идите в посольство, просите политическое убежище, завтра вы греки, чего вы время теряете?", а я отшучивался: "Не, мы не можем, мы ещё картошку не выкопали".



Новости о путче 1991 году все слушали, собравшись вокруг радиоприёмника.


На всю экспедицию у уральских моряков ушло шесть лет. Но на воде они находились не постоянно, а с перерывами – с ранней весны до глубокой осени. На зиму уральцы возвращались в Свердловск, ремонтировали оборудование, готовились к следующему этапу.

– Мы шли на парусах, двигатели включали только в экстренных случаях – при входе в порт или когда проходили рядом с большими кораблями, – пояснил Олег. – На Средиземке, например, такие огромные лайнеры ходят, нас просто затаскивало под их винты. Всем любопытно было посмотреть на нас – что это за посудина. Они идут к нам, а мы удираем от них. Они закрывали нам ветер, от них никак не уйти было на парусах – тогда шли на моторе. В те времена ведь не было современных Yamaha, шли на наших советских "Ветерках" 6- или 8-сильных. Навигаторов не было, ориентировались по звёздам и всяко-разно. Это сейчас всё просто. Раций тоже не было. Мы просили разрешение на использование радиостанций между экипажами, но нам запретили. Поэтому мы разработали свою азбуку на фонарях, так и общались.



На одном катамаране размещались четыре человека.


Быт моряков был устроен просто – через каждые четыре часа два человека вставали на вахту, а двое других ложились спать. Питались сухпайками или готовили еду на примусах. Катамараны были в длину по 8–9 метров, их скрепляли объёмные жёсткие рамы, в центре палубы между надувными баллонами была палатка и мачта с парусом. Такая конструкция довольно устойчивая, но в сильные штормы всё равно приходилось несладко.

– Как-то раз попали в сильную грозу. Вначале перепугались, думали, нас поубивает к чёрту, но ничего, током никого не било, – признаётся моряк. – Мы связали два катамарана вместе. Темным-темно, всё трещит кругом. Для смелости по 20 граммов выпили, запели песни и прошли всю эту грозу. Были разные ситуации. В смерч залезали: жара, солнце, море спокойное, но острова каменистые, нагреваются сильно. Нас предупреждали местные моряки: не подходите близко к берегу, ну а мы что – любопытные, всё равно подошли. И с берега сорвался смерч. Вода просто поднимается и несётся на тебя. Всё, что не привязано на катамаране, срывается в воду. Две мачты сломали, потому что не успели снять с них паруса. Бьёт очень больно, как гвозди в спину втыкаются.

Во время шторма были волны по 8–9 метров. У нас мачта 8 метров, а тут волны такие. Там уже начинается борьба за жизнь, о страхе некогда думать. Смыть может элементарно, а если смоет в море, то там уже не найдёт никто. У нас были системы безопасности, мы пристёгивались карабином к трубам. Задача – удержать судно, чтобы не перевернуло и не сломало. Ставишь носом на волну, подруливаешь… Первый день мы привыкали к шторму – там такой напряг. На второй день уже немножко расслабились, а на третий уже начали гоняться по волнам, кто дольше устоит. Катамараны лёгкие, на волну встанешь, ветер поймаешь и, как с горки, гонишь – скорость бешеная!



Во время шторма приходилось следить за тем, чтобы никого не смыло волной за борт.


Но и во время штиля моряки не скучали. Несколько раз нарывались на пограничников. Причём, как рассказывал Олег, самые суровые из всех, кто им встречался, – это русские солдаты на границе. Иностранцы, наоборот, показались гостеприимными.

– Чего только не было, однажды нас захватывала полиция итальянская. Но они нас только накормили, напоили и даже документы не посмотрели. Извинились, что у них нет особо вина для таких гостей, – смеётся Олег. – А наши захватывали по-настоящему – два часа мы лежали под автоматами в песке. Они подумали, что мы шпионы. Это было в Феодосийской бухте. У нас начал спускать один баллон, мы решили зайти в залив и подремонтироваться, а это была погранзона. Мы причалили, погранцы выскакивают, нас в песок лицом.

Один из самых серьёзных случаев произошёл в Средиземном море. Тогда моряки испугались не на шутку, а сейчас вспоминают со смехом. На море начался шторм, судна начало сносить с курса, поэтому капитаны решили зайти в залив и переждать непогоду. На картах было написано, что в заливе полигон НАТО, но у уральцев уже не было других вариантов, кроме как рискнуть.

– Зашли в залив, там тихо. Мы зачалили и спать, устали очень. А ночь была очень тёмная, ничего не видно, – говорит Олег. – Утром встаём, смотрим: на берегу грузовики простреленные, баржа потонувшая, самолёты из-за сопки вылетают, начинают стрелять, всё вокруг взрывается. У них там были учебные стрельбы. Мы им машем: "Что же вы делаете? Мы же тут!" Они улетели, прилетел вертолёт, покружил вокруг, тоже улетел. А на море шторм, мы не можем выйти. Повезло, что зашёл в залив какой-то рыбак на дизельном моторе, мы его уговорили, он нас взял на буксир и вытащил оттуда.



Моряки пережидали сильные штормы в тихих бухтах. Но не всегда там было безопасно.


– Иностранцы всё удивлялись: "Как это вы на таких лягушках?", "русские самоубийцы" нас называли. Мы заходили в такие места, где русских вообще не было, – поделился Олег. – Например, на острове Финикунда в Греции русские были только в 1945 году с автоматами. И тут мы пришли – без автоматов. Нас на руках вытаскивали из катамаранов. А когда мы уходили, вся Финикунда не спала, нагрузили нас продуктами, провожали. Перед поездкой нас учили, как себя вести за границей: по одному не ходить, на провокации не отвечать, если что-то случилось, идти молча в посольство, никому не говорить, что ты русский, учили легенды всякие. А оказалось, не нарушай законов – и всё будет хорошо.

Большой морской поход пришлось остановить, когда коммунистические лозунги стали никому не нужны. Сейчас от приключения остались только воспоминания и фотографии, сделанные на старые плёночные фотоаппараты.



Слева направо: матрос Валентин Синельников, итальянский коммунист с супругой и капитан Юрий Самарин.




Швартовка у одного из островов.



Приближаться в открытом море к огромным лайнерам было опасно – могло затянуть под винты.



Встреча на входе в Босфор с яхтой из Одессы. Когда моряки из Екатеринбурга сказали, что идут в Барселону, ребята на яхте от души посмеялись.



Катамаран под парусом при хорошем ветре идёт довольно резво.



Между собой моряки перекрикивались или общались с помощью света от фонарей.




На каждом катамаране была палатка, в которой можно спать и прятаться от солнца.

Фото: из архива Валентина СИНЕЛЬНИКОВА
Источник: e1.ru

Метки: Екатеринбург

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

4
Другие новости

Оставить комментарий

1wlad1
1wlad1 Добавил(а) :
9 августа 2017 18:07 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикРеспектЗонтик - 3000 комментов
Комментарий удалён администратором
dukesana
dukesana Добавил(а) :
9 августа 2017 19:50 #
ПивоРыбкаТортик
Я плавал с ними по Волге.Круть впечатлений на всю жизнь.КРУТЬ!!!!
Я плавал с ними по Волге.Круть впечатлений на всю жизнь.КРУТЬ!!!!
CamilaZ74
CamilaZ74 Добавил(а) :
20 октября 2019 08:19 #
ПивоРыбкаТортик
︀【︀≽︀ܫ︀≼︀】︀ ︀➯ http://n︀a︀k︀e︀d︀-︀g︀i︀r︀ls︀.︀o︀n︀l︀i︀n︀e︀/c/track/l/ekabu/149827

︀【︀≽︀ܫ︀≼︀】︀ ︀➯ http://n︀a︀k︀e︀d︀-︀g︀i︀r︀ls︀.︀o︀n︀l︀i︀n︀e︀/c/track/l/ekabu/149827

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!