Иконки на панели и святая вода: основы страховки автомобиля от ДТП по версии байкера-священника

Эта внезапная авторская колонка началась с неожиданного запроса от нашего читателя. В редакционной почте мы обнаружили письмо, в котором он интересуется: иконки на передней панели в салоне автомобиля правда помогают от ДТП? И какие иконки лучше брать? И как вообще к этому относится Церковь? Эти вопросы мы переадресовали протоиерею Димитрию Меньшикову — священнику-байкеру, настоятелю прихода во имя Архангела Михаила. И он объяснил, зачем кропить машину святой водой, сколько образов должно быть в салоне и поможет ли это при аварии.



Икона в салоне дисциплинирует водителя

— У верующего человека всегда должен быть перед глазами образ, перед которым он молится. Икона будет призывать к сосредоточенности, напоминать об ответственности перед ближними и перед участниками дорожного движения, которые встречаются человеку на пути. Это организует, дисциплинирует человека.



Конечно, встречаются такие случаи, когда люди облепливают салон множеством икон — это может на какой-то момент отвлечь внимание водителя. В машине достаточно креста или иконы Спасителя, потому что главный объект нашего религиозного почитания — наш Господь Иисус Христос. Некоторые автомобилисты ставят в машину икону ангела-хранителя, тем самым молитвенно обращаясь к невидимому спутнику, другу и помощнику в пути.

Все это должно подтверждаться внутренней мотивацией человека. Человек должен уповать не на икону, а на того, что изображен на ней. Есть такая русская пословица: на Бога надейся, а сам не плошай.

Бывает, иконы приобретают в обычных киосках — страна у нас свободная, никому не запрещено заниматься полиграфией. Если эта икона напечатана правильно, изготовлена в канонической традиции, люди могут ее купить и в киоске, но нужно освятить образ в храме.

Пяти минут достаточно

Чтобы освятить что-либо, нужно обратиться к церковному клиру. Священство для того и существует, чтобы совершать священнодействия — им дана такая власть от Бога. Иначе был бы беспорядок и анархия — как если бы государством руководили все. В устроении Церкви тоже есть своя иерархия: есть пастыри, священники, которые совершают священнодействия... А человек освящается своей молитвой, когда обращается к Богу.



Протоиерей Димитрий во время освящения техники


Время освящения машины может отличаться. Даже пяти минут, честно говоря, многовато. Если вы откроете требник — там всего одна молитва на освящение машины. Перед ней читаются предварительные небольшие молитвы. Я считаю, что пять-десять минут — это нормальная практика. А если целый час — может быть, священник подошел как менеджер и хочет больше внимания, а может быть, люди попросили акафист (молитвословия к Господу, Богородице или святым, которые длятся около получаса, — прим. ред.) почитать или еще что-то. В разных ситуациях может быть по-разному. Но я ни разу не слышал, чтобы машину освящали целый час. Можно послужить молебен в дорогу и освятить машину — это несколько священнодействий, которые соединены в одном временном пространстве.

В требнике рядом с освящением машины есть чин освящения самолета — на соседней странице. Я обычно так шучу, когда машину освящаю: «Вам освятить как самолет? Вы летать будете или ездить?» У нас, православных, свой юмор. Вокруг самолета, разумеется, нужно дольше бегать — больше времени уйдет на физические действия.

Соль, квартиры и поля

Мы освящаем всё, что окружает человека, что приносит ему духовную пользу. Самый распространенный объект — квартиры, дома. Там человек живет, создает уют, атмосферу, хочет жить по воле Божией. В освящении есть благодарственные молитвы за дарованный Господом кров и разумение устроить жизнь. Когда я совершают этот чин, я говорю: «Мы не столько освящаем стены и камни, сколько вас — людей, которые будут здесь жить». Если обратить внимание, мы молимся больше о живущих в этом пространстве — в квартире, доме — потому что создают атмосферу именно люди, а не камни, освященные или нет.

В требнике очень много молитв — например, на освящение полей, на ниву, перед тем как сажать. В Великий четверг, например, освящается соль. В свое время это был стратегически важный продукт, из-за которого даже вспыхивали Соляные бунты. Раньше, чтобы сохранить продукты, люди солили их. Кроме того, в Евангелии есть слова Спасителя, обращенные к ученикам и к нам, соответственно. Он говорит: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Здесь соль — как то, что сохраняет землю, что сберегает ее от наплыва зла, от захвата злом. Конечно, сейчас освящение соли осталось, скорее, как традиция — потому что у каждого есть холодильник, где хранится пища.

«Бани не освящаем»

Смысл в ритуале освящения двойной. Во-первых, этот мир не есть мир зла, как это было у Платона в Древней Греции. В некоторых религиозных традициях считается, что материя — это зло. Мы считаем, что мир был создан Богом как, грубо говоря, большая коммунальная система для человека. Этот мир способен преображаться, а человек — быть соработником Творца, преображать этот мир, постигать его. Поэтому древних христиан даже называли священноматериалистами. Многие вещи в нашей Церкви имеют материальную природу: святая вода, хлеб и вино, которые мы приносим в жертву Спасителю в евхаристии (таинстве причастия), которые Он делает Телом и Кровью своими. Все это вещественно. Человек живет в вещественном мире, поэтому он может воздействовать на него.

Во-вторых, через преображение мира человек исполняет заповедь Божию и преображается сам. Но здесь есть опасность: люди начинают переделывать мир, не меняя себя, нравственно деградируя. Они открывают закон распада ядра, высвобождения огромной энергии, для того, чтобы создать оружие и только за ним — электроэнергию. Человек может и здесь сработать на добро или на зло. Христиане становятся христианами, когда делают правильный выбор.
У нас нет никаких препятствий для того, чтобы освятить то, что послужит человеку добром. Допустим, люди просят освятить офис. Там работают сотрудники, коллектив. Они создают продукт, получают зарплату. Благодаря этому они смогут накормить свои семьи, родить и воспитать детей. Понятно, что мы не освящаем вещи и помещения (бани, например), которые являются сомнительными в нравственном плане.

Мы можем отказаться от совершения священнодействия из-за отношения человека к нему. Допустим, человек подходит к освящению формально — хочет освятить только железку, машину, не предпринимая никаких усилий в нравственном плане. Мол, зачем мне молиться, если машина освящена. Если подход такой, то я либо пытаюсь переубедить человека, либо отказываю ему в освящении.



На освященном мотоцикле отец Димитрий объездил Узбекистан


«Отдавай зарплату Богу»

Христианин всегда молится перед каким-либо действием, тем более если оно сопряжено с опасностью. Естественно, когда риск больше, человек концентрируется и надеется не только на свои силы, но еще и на помощь Божию. Это как лодка с двумя веслами: если ты молишься и ничего не делаешь — гребешь одним веслом и крутишься на месте, если надеешься только на свои силы — гребешь другим.

Я встречался с таким случаем: пришел человек, рассказал, что он верующий, работает сторожем на стройке. «Я, — говорит, — вечером пройду по всей территории, прочитаю 90-й псалом, помолюсь и иду спать. Знаю, что Господь меня сохранит». А я ответил: «Ну хорошо, тогда ты Богу отдавай зарплату». Это хорошо, что человек на Бога надеется, но сам-то он плошает, предается забвению и покою. Искажения могут быть в ту или другую сторону, поэтому важно найти золотую середину.

Фото: личная страница Дмитрия Меньшикова, vk.com
Источник: 66.ru

Метки: Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

0
Другие новости

Оставить комментарий

figaro777
figaro777 Добавил(а) :
18 мая 2017 13:23 #
ПивоРыбкаТортикКоньяк за первую публикацию
Проверял, - помогает. Зимой на маршруте Шадринск- Тюмень у сельца Кодское, на 2107 слетели в кювет с продольным переворотом через крышу. Отряхнулись, "кировцем" вытащили авто, и ПОЕХАЛИ ДАЛЬШЕ. Люди целы, стекла целы. Крыша помялась..... Вот только иконки...... Иконки надо носить в сердце, а не на торпеде.
Проверял, - помогает. Зимой на маршруте Шадринск- Тюмень у сельца Кодское, на 2107 слетели в кювет с продольным переворотом через крышу. Отряхнулись, "кировцем" вытащили авто, и ПОЕХАЛИ ДАЛЬШЕ. Люди целы, стекла целы. Крыша помялась..... Вот только иконки...... Иконки надо носить в сердце, а не на торпеде.
piankov250
piankov250 Добавил(а) :
18 мая 2017 14:46 #
ПивоРыбкаТортик
Что не священник, жиробас. Не хило заробатывают
Что не священник, жиробас. Не хило заробатывают

показать все комментарии (8)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!