Прерывисто, дистанционно, плавно: учимся ездить в «День жестянщика»

Как водится, за время сухого лета и осени, когда самое экстремальное покрытие – сырой асфальт, многие автомобилисты напрочь забывают правила зимнего вождения. В итоге, в первый же день снегопада ГИБДД шлет новости про рост числа мелких ДТП, а «пробочные» сервисы выдают 10 баллов и красные линии. Как уберечь себя от оторванных бамперов и погнутых крыльев, и как сэкономить время, нервы и здоровье, порталу Ekabu рассказали люди, не понаслышке знающие про экстремальные условия вождения.

Но в начале – коротко о специфике езды по зимнему покрытию.

Главное и основное – с первыми же осадками и наледью катастрофически падает коэффициент сцепления колес с дорогой. Если за сухой асфальт колесо держится ровно и плотно, то зимой до твердой поверхности мешает доставать снежный слой. Даже если он небольшой, падает пятно контакта – то есть та площадь поверхности шины, которая цепляется за асфальт.

Соответствующим образом падает и маневренность автомобиля, и четкость его команд на руль. Выражаясь спортивными терминами, нет «зацепа» и нет «держака». То есть шина слабо цепляется за асфальт. А на том, за что в итоге удается зацепиться, колесо не держится.На льду – и того хуже: пятно контакта колеса с поверхностью большое, а толку-то? Цепляться колесу не за что, на разгоне и торможении оно нещадно проскальзывает.



Олег Гринкевич, гонщик, мастер спорта по автокроссу:



- На льду и на снегу всегда важны плавное ускорение, соблюдение дистанции, плавное замедление. Никаких резких движений! При поворотах на скользком покрытии помогут короткие плавные «подруливающие» движения рулем, которые затаскивают машину в поворот: повернул руль – чуть отпустил, повернул – чуть отпустил. Если на вираже «морда» машины начинает вылезать прямо, не заправляется в поворот, то надо быстро и плавно чуть повернуть руль в обратную сторону.

На машинах без ABS эффективно торможение прерывистым нажатием на педаль тормоза. Но если есть электроника, то она работает все равно быстрее. Но! На голом льду коэффициент сцепления колес с покрытием равен нулю, там ABS работать не будет. Потому что она обеспечивает дальнейшее движение колеса, а на льду важно, чтоб колесо шло юзом. Так оно перед собой нагребает холмик, валик из крошки снега. И это в свою очередь способствует установке машины. Поэтому если под колесами голый, чистый, лед, то эффективнее тормозить ногой прерывисто, не допуская начала срабатывания АБС. На всех прочих покрытиях АБС работает эффективнее.

Я лично люблю торможение двигателем, когда на невысоких оборотах мы постепенно понижаем передачу, переключаясь все время вниз, и только под конец помогая педалью тормоза. Но если автомобиль оборудован системой ABS, то я бы с торможением двигателем не связывался. Если машина без АБС, то возможен срыв передней оси. Поэтому надо переключаться на передачу вниз на низких оборотах ,чтобы тормозной момент от мотора и от колодок сочетался. Вниз, вниз, вниз.


Со спецификой зимнего торможения неразрывно связан другой параметр. Про который многие, к сожалению, забывают. Параметр этот – «дистанция». Ее в первые снежные дни надо нещадно увеличивать и наращивать. Коль скоро тормозной путь на обледеневшем и заснеженном покрытии удлиняется, то нужно всегда оставлять себе место для маневра. Встает вопрос: какую дистанцию считать оптимальной?

Андрей Трухин. Гонщик команды «Урал-Мотор-Спорт», мастер спорта, чемпион России-2011 в зачете R3:



- При передвижении по скользкой дороге нужно избегать резких движений и резкого обращения с органами управления – педалью тормоза, акселератора, рулем. И обязательно держать дистанцию до впередиидущего автомобиля.

Как ее вычислить? Ну, можно придерживаться такого правила: делить скорость своей машины надвое. Этот результат и будет оптимальной дистанцией. Например, если скорость передвижения равна 40 километрам в час, то дистанцию можно держать на уровне 20 метров. Тогда, если машина впереди резко остановится, у вас будет возможность затормозить. Кроме того, я рекомендую смотреть не только на соседа спереди, но и на машину перед ним. Это тоже помогает вовремя затормозить.


Что касается плавности разгона, то это параметр не столько безопасности, сколько комфорта. По первому снегу особо не разгонишься, а вот впустую покрутить колесами и попалить сцепление на моноприводной машине можно. Поэтому в случае, когда ведущая ось только одна, акселератор даже не гладим ногой – чуть касасемся, не дыша и очень плавно. От продавливания в пол толку не будет – резина начнет беспомощно шлифовать асфальт. А заднеприводная машина так вообще может встать поперек дороги. Потому – без фанатизма. Дабы не пополнять и без того насыщенную статистику аварийности в первые снежно-ледяные дни.

Держите наши советы в голове, и пусть «День жестянщика» в этом году обойдет вас за три, так сказать, версты!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
Другие новости

Оставить комментарий

ХАРД
ХАРД Добавил(а) :
13 ноября 2012 12:33 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
а теперь объясните все это тупым п...дам за рулём "подаренных" авто
а теперь объясните все это тупым п...дам за рулём "подаренных" авто
ivanova
ivanova Добавил(а) :
13 ноября 2012 14:59 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗвезда Героя ЕкабуЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментов
познавательно
познавательно

показать все комментарии (6)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!