Музей вертолетов в Торжке

Музей вертолетов 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, расположенного в г. Торжке Тверской области, был создан в начале 1990-х годов. Несмотря на то, что несколько лет назад музей был официально зачислен в список музеев Тверской области, попасть в него все так же нелегко по причине нахождения музея на территории действующего военного аэродрома…
В музее собраны образцы всех винтокрылых машин, когда-либо осваивавшихся в 344-ом Центре. А учитывая особый статус этой воинской части (344-й Центр БП и ПЛС занимается подготовкой высокопрофессиональных экипажей вертолётов), можно с уверенностью утверждать, что это почти весь парк военных и морских вертолётов, выпускавшихся в СССР.

Экспозицию музея открывает вертолет Ми-1 (Hare - по классификации НАТО). Это советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Миля в конце 1940-х годов. Первоначально обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля 1). Первый полет совершил в 1948 году и стал первым советским серийным вертолётом.


Кроме базовой версии, рассчитанной на пилота и 3 пассажиров, выпускались и другие версии и модификации - санитарные с боковыми съемными гондолами, почтовые с подвесными контейнерами, перегоночные с дополнительными топливными баками, сельскохозяйственные для опрыскивания и опыления, с поплавками, учебно-тренировочные и другие.


Одним из таких вертолётов, сделанным в варианте "люкс", пользовался президент Финляндии. Два дополнительно оснащенных Ми-1Т использовались в Арктике для базирования на ледоколах.


Боевые Ми-1 начали создавать с 1958 года на базе модификации Ми-1МУ. По бокам машины закрепили 2 кассеты с 12 реактивными снарядами. Некоторые модификации оснащались пулеметами, 100-кг бомбами, противотанковыми ракетами "Фаланга" и "Малютка". Также предлагался вариант установки крупнокалиберных авиапулеметов в боковых подвесных контейнерах. Была попытка использовать Ми-1 как противолодочный вертолет, но его силовой установки оказалось недостаточно для перевозки поискового и бомбового оборудования.


Армейские вертолеты Ми-1В активно применялись в Китае в полицейских операциях. Египет и Сирия применяли Ми-1 в конфликте с Израилем. Вертолет также использовался в гражданской войне в Северном Йемене, в Ираке для подавления курдских мятежей, на Кубе для ликвидации отрядов вооруженной оппозиции. Сегодня эту машину можно встретить редко только в качестве экспоната музея или памятника.


Экипаж - 1 человек + 3 пассажира. Крейсерская скорость - 145 км/ч. Радиус действия - 360 км. Потолок - 1220 м.


Ми-2 (Hoplite - по классификации НАТО) - советский многоцелевой вертолёт, применяющийся в армейской и гражданской авиации с 1960-х годов. Даже в настоящее время Ми-2 активно принимает участие в тендерах, соревнуясь с новыми вертолетами. Это простая в эксплуатации, неприхоливая и надежная машина, которая для многих вертолетчиков была первой, учебной. Считается, что если ты умеешь управлять Ми-2, значит сможешь поднять в воздух любой вертолет. Его экипаж - 1 человек + 10 пассажиров. Скорость - 194 км/ч. Дальность полета - 580 км. Потолок - 4000 м.


Ми-4 (Hound - по классификации НАТО) - еще один советский многоцелевой вертолет. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и в вооруженных силах вплоть до появления Ми-8.


Экипаж Ми-4 состоял из 3 человек. Ми-4 перевозил до 16 пассажиров, автомобиль или артиллерийское орудие, мог оснащаться поплавками.


Крейсерская скорость - 140 км/ч. Дальность полета - 465 км. Потолок - 1200 м.


Ми-8 (Hip - по классификации НАТО) - многоцелевой вертолет, разработанный в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Широко используется по настоящий момент для выполнения множества гражданских и военных задач.


История Ми-8 насчитывает огромное множество модификаций и модернизаций. Это и различные варианты пассажирских вертолетов, транспортные, сельскохозяйственные, противотанковые, минные заградители, с приборами ночного видения, летающая мастерская, заправщик-танкер, буксировщик трала, морской спасательный, штабной, командный пункт, артиллерийский корректировщик, вертолет теленаблюдения, радио-химический разведчик, воздушный госпиталь, вертолет радио-электронного противодействия, постановщик помех, транспортно-штурмовой и т.д.


Ми-24 (Hind - по классификации НАТО) представлен в музее 3 машинами. Это советский транспортно-боевой вертолет, выпуск которого начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался во многих вооруженных конфликтах и войнах. Его неофициальное название - "Крокодил".


Ми-24 первых модификаций (Ми-24А) имел "прямоугольное" остекление. Места пилота и радиста-стрелка располагались рядом, не тандемом.


В носу Ми-24А устанавливалась подвижная пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12.7 (боекомплект - 900 патронов). На пилонах - блоки неуправляемых реактивных снарядов и 4 противотанковые ракеты "Фаланга-М".


Таких машин было построено около 250 штук.


Ми-24В (экспортный вариант - Ми-35) - самая массовая модификация вертолета. Кабины были расположены уже тандемом, изолированы.


Вместо низкоскорострельного А-12.7 был установлен четырехствольный пулемет Якушева-Борзова, появилось новое ракетно-бомбовое вооружение, новые системы наведения и двигатели.


Как и Ми-8 вертолет Ми-24 за историю своей эксплуатации успел поучаствовать в большом количестве вооруженных конфликтов во многих уголках планеты.


Кроме основной функции боевого транспортного вертолета, также были варианты: минный тральщик, противотанковый, разведывательно-корректировочный, морской (проект), ночной, милицейский патрульно-спасательный, разведчик, высотный и другие.


Экипаж Ми-24 - 3 человека + 8 десантников.


Ми-10 (Harke - по классификации НАТО) - военный транспортный вертолет "летающий кран", созданный на базе Ми-6. Его гражданская модификация, для выполнения строительно-монтажных работ - Ми-10К.


Экипаж машины составлял 5 человек. Основной задачей при проектировании была возможность переносить крылаты и баллистические ракеты. Грузы можно было перевозить на внешней платформе либо с помощью гидрозахватов.


Ввиду того, что эти вертолеты были выпущены ограниченным тиражом, уведеть их вживую даже в музеях - большая редкость.


Ми-18 - одна из экспериментальных модификаций вертолета Ми-8. Отличается удлиненным фюзеляжем (техническим заданием требовалась большая вместимость), убраны боковые топливные баки, усилена жесткость и прочность фюзеляжа.


Так как скорость Ми-18 предполагалось увеличить до 270 км/ч, стала выгодной установка убираемого шасси. Рулевой винт перенесли с правой стороны на левую, установили экранно-выхлопные устройства подавления ИК-излучения двигателей. Количество боковых дверей увеличили до двух.


В связи с рядом различных факторов советские ВВС отказались финансировать дальнейшую раработку Ми-18, решив обойтись уже имеющимся парком Ми-8.


Два образца Ми-18 остались в качестве наглядных пособий в учебных центрах (один как раз здесь, в Торжке). Отработанные на Ми-18 новые элементы конструкции и оборудования были впоследствии внедрены на других серийных Ми-8.


Третья машина типа Ми-24 в музее 344-го ЦБП и ПЛС - уникальная. В 1992 году женский экипаж (летчик - Г.Расторгуева, штурман - Л.Полянская) на специально подготовленном Ми-24В осуществили перелет Торжок - Майами (США), приуроченный к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза.


После этого грандиозного перелета машина была передана в музей.


Ми-6 (Hook - по классификации НАТО) - тяжелый военный транспортный вертолет. строился он с 1964 года крупной серией как в военном, так и в гражданском вариантах.


Экипаж вертолета составляли 5 человек. Скорость - 300 км/ч. Полезная нагрузка - 12 тонн.


Одной из любопытных модификация Ми-6 является пожарный вариант Ми-6ПЖ.


Его можно увидеть в музее ВВС в Монино.


Ка-25 (Hormone - по классификации НАТО) - советский противолодочный вертолет корабельного базирования. Является первым отечественным вертолетом изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолетом СССР. На его основе создано большое количество модификаций.


Экипаж машины составлял 2 человека. Вертолет мог брать на борт 12 пассажиров. Крейсерская скорость - 185 км/ч.

Метки: Тверь

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

0
Другие новости

Оставить комментарий

Borland
Borland Добавил(а) :
4 сентября 2009 12:12 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Величае и мощь, уважаю!
Величае и мощь, уважаю!
ПЭкстон
ПЭкстон Добавил(а) :
4 сентября 2009 12:20 #
ПивоРыбка
хм...интересно на ходу ли они???
хм...интересно на ходу ли они???

показать все комментарии (34)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!