Черная дыра, которая создаёт звезды (видео)

Астрофизики нашли чёрную дыру в карликовой галактике, которая не поглощает, а создаёт звезды.

А ведь обычно черную звезду описывают как монстра, который поглощает звёзды.

На снимке космического телескопа «Хаббл» учёные увидели мост из горячего газа, соединяющий чёрную дыру в центре карликовой галактики Henize 2-10 (30 миллионов световых лет от Земли) и ближайшую область звездообразования, расположенную в 230 световых годах от чёрной дыры. Статью опубликовали в журнале Nature.

На галактику Henize 2-10 астрономы обратили внимание в 2011 году. Тогда они предположили, что там может быть чёрная дыра. Но из-за того, что галактика карликовая, между учёными возникли споры: они не были уверены, что такие маленькие галактики могут быть домом для чёрных дыр, соразмерных сверхмассивным гигантам. Галактика Henize 2-10 содержит в десять раз меньше звезд, чем Млечный Путь. Другие учёные предположили, что там могла взорваться сверхновая.

Теперь астрофизики нашли «неопровержимые доказательства», что в этой галактике всё же есть чёрная дыра — с массой около миллиона солнечных масс.

По данным учёных, несколько миллионов лет назад выброшенный поток газа двигался со скоростью около 1,6 миллиона километров в час и врезался в плотное газовое облако, а после растёкся по нему («как вода из шланга, ударившаяся о насыпь грязи»), стимулируя звездообразование. Скопления звёзд выстраиваются перпендикулярно потоку, отмечая путь его распространения.

Этот эффект противоположен тому, что наблюдается в больших галактиках. Там вещество, падающее в чёрную дыру, уносится магнитными полями, образуя сверхгорячие струи плазмы. Эти джеты движутся со скоростью, близкой к скорости света. Газовые облака на их пути нагреваются настолько, что не могут достаточно остыть и образовать звёзды. Но в карликовой галактике Henize 2-10 отток был достаточно мягким и сжал газ в облаках до степени, оптимальной для звездообразования.

Это открытие должно помочь учёным понять, как именно формируются сверхмассивные чёрные дыры.

"К сожалению, мы не застали процесс образования первых чёрных дыр, а ответить на главный вопрос — откуда они взялись — очень хочется! И вот тут на помощь нам должны прийти карликовые галактики, которые могли сохранить какую-то память о тех событиях, затерявшихся в пространстве и времени.", - Эми Рейнс, астрофизик