Почему в России железнодорожная колея шире общепринятой?

Отвечает Людмила Ласточкина
заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта России

Самой распространенной шириной колеи является стефенсоновская, или европейская, — 1435 мм. Именно такой она была у первой в мире железной дороги, построенной Джорджем Стефенсоном в 1830 году. Считается, что за основу инженер взял ширину оси между колесами экипажей.

Впрочем, стандартом это расстояние между внутренними гранями головок рельсов стало не сразу. Последующие инженеры руководствовались своими представлениями об оптимальных величинах. Но когда линии разных компаний Великобритании начали соединять, оказалось, что поезда не могут переходить с колеи одной ширины на другую. И каждый раз приходилось перекладывать груз в другие вагоны, что было весьма затратно. Поэтому в 1845 году парламент принял за стандарт те самые 1435 мм.


Комбинированная железнодорожная колея © zdrf.org



Сейчас такая ширина колеи используется в Центральной и Западной Европе, США, Канаде, Китае, Северной и Южной Корее, в большей части Австралии, странах Ближнего Востока и Северной Африки, Мексике, Панаме, Венесуэле, Перу, Уругвае и на Кубе.

Русская колея — вторая в мире по распространенности. Она шире: 1520 или 1524 мм. Почему? И почему стандарт является двойным?

Обратимся снова к истории. Первая железная дорога, построенная в России, — Царскосельская — имела ширину колеи 1829 мм, что позволяло перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты. Но перед постройкой Николаевской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, была создана специальная комиссия.



Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография, 1837 год



Русские и зарубежные инженеры, вошедшие в ее состав, произвели расчеты и установили, что сужение колеи на один фут (305 мм) позволит сократить объем земляных работ и существенно сэкономить. При этом такая колея будет не менее безопасной и представляет те же удобства для устройства паровозов. Так в Российской империи появился свой стандарт — 1524 мм.

В настоящее время колея такой ширины используется в Финляндии и частично в Эстонии. А Россия, страны СНГ, Грузия, Латвия, Литва, Афганистан и Монголия с 1970-х годов перешли на железные дороги с колеей 1520 мм. Изменение ширины всего на 4 мм позволило увеличить скорость поездов, не модернизируя их и даже не заменяя колеса состава.

В других странах могут быть свои стандарты, и русская колея не является самой широкой. Так, в Ирландии, Бразилии и частично в Австралии применяется ирландская — 1600 мм. В Португалии и Испании — иберийская, ее ширина составляет 1668 мм. А в Индии, Пакистане, Аргентине, Чили, Бангладеш, на Шри-Ланке — индийская шириной 1676 мм.




Распространенные колеи по странам




Ширина колеи в сравнении



Проблема перехода поезда с одной колеи на другую решается по-разному. В некоторых случаях прибегают к перестановке вагонов. На приграничных территориях иногда прокладывают пути с совмещенной колеей, пересаживают пассажиров, перекладывают груз. Или используют раздвижные колесные пары — колеса специальной конструкции, которые позволяют избежать замены вагонных тележек.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

6
1 1
Другие новости

Оставить комментарий

1wlad1
1wlad1 Добавил(а) :
3 ноября 2020 13:32 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикРеспектЗонтик - 3000 комментов
Есть прекрасный исторический анекдот про появление в России железной дороги. Приходят инженеры к Николаю I и спрашивают:
- В Европе ширина колеи 1435 миллиметров. Нам делать так же или шире?
- Нахуй шире, - ответил император.
Инженеры послушались и сделали в России ширину колеи 1524 миллиметра. Примерно на хуй шире.
С 1970-го года в СССР решили, что 4 миллиметра - как-то не в пизду, ни в красную армию, и начали класть рельсы с шириной колеи 1520 мм.
Есть прекрасный исторический анекдот про появление в России железной дороги. Приходят инженеры к Николаю I и спрашивают:
- В Европе ширина колеи 1435 миллиметров. Нам делать так же или шире?
- Нахуй шире, - ответил император.
Инженеры послушались и сделали в России ширину колеи 1524 миллиметра. Примерно на хуй шире.
С 1970-го года в СССР решили, что 4 миллиметра - как-то не в пизду, ни в красную армию, и начали класть рельсы с шириной колеи 1520 мм.
Wolosan
Wolosan Добавил(а) :
3 ноября 2020 15:05 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКоньяк за первую публикацию
1wlad1
Вопрос поставлен неверно. Всмысле заголовок статьи. Он должен звучать так. Почему общепринятая колея России больше нелепой Европейской?
1wlad1
Вопрос поставлен неверно. Всмысле заголовок статьи. Он должен звучать так. Почему общепринятая колея России больше нелепой Европейской?

показать все комментарии (3)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!