Народное, детское, глицериновое: как Брокар перевернул индустрию мыла в России

Ко времени прибытия в Москву в 1861 году французского парфюмера Генриха Брокара никто и представить не мог, что мыло может быть не только черным. Через 40 лет он продавал миллионы самых разнообразных брусочков за 1 копейку. Все благодаря талантливой жене-маркетологу и желанию «отмыть Россию».



Душистый Генрих


Главной задачей Брокара было вытравить из страны так ненавидимый им запах кислых щей, трактиров, сырых тулупов и валенок и псины. Еженедельная баня была очень популярна среди народа, но вместо известного с древних времен, но дорогого мыла в ход шли зола, щелок, глина. В Россию молодой парфюмер привез новый способ получения концентрированных духов, но быстро понял, что такой товар пока не будет востребован. Продав во Франции свое ноу-хау, Генрих получил стартовый капитал и купил мыловаренное производство. Предпринимателя с новой экзотической для тех времен профессией определили «по фельдшерскому цеху» — более подходящей формулировки придумать не смогли.


Генрих Брокар с супругой


Главное — найти свою нишу
Определившись, что начинать завоевание России будет с мыла, Брокар первым делом сварил продукцию для детей. На ароматных брусочках были выдавлены буквы русского алфавита. Впоследствии многие признавались, что и читать учились по Брокару. Матери сразу же оценили и качество, и низкую цену (в три раза дешевле конкурентов). Заработок на такой продукции был невелик. Для простых людей цену было повышать нельзя, а аристократы пользовались французским мылом. Решение предложила супруга Шарлотта: она впервые сделала из средства гигиены сувенир и достойный подарок. Зайчики и кошечки, слоники и раки — разноцветные брусочки дарили и вешали на новогоднюю елку. Но самый большой успех был у набора «Мандарины»: здесь «выстрелило» оригинальное оформление, придуманное той же Шарлоттой. Картонка была разукрашена под деревянный ящик, выложена соломой, а к самим оранжевым «фруктам» прикреплялась веревочка и два восковых листика.

«Народное» мыло
Брокар создал и прозрачное «Глицериновое», и круглое, и овальное «Огурцовое», но настоящий хитом стало мыло за 1 копейку — «Народное». Теперь даже те, кто никогда раньше не использовал мыла, могли его себе позволить. Перекупщики дежурили у ворот фабрики, ожидая новую партию. На производство даже купили паровую машину, чтобы в разы увеличить количество товара.


Широкий ассортимент и постоянные эксперименты — залог успеха Брокара

Пока Генрих занимался модернизацией производства, Шарлотта решила диверсифицировать ассортимент с учетом успеха дешевых марок. Так появились «Народные» пудра и помада, стоившие по копейке. Этого набора хватало, чтобы сделать счастливой любую крестьянку. Всего за 3 копейки можно было купить настоящий подарок.

Поставщик Ея Императорского Высочества

Обычно венцом карьеры любого дореволюционного производителя было получение звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Однако путь к этому был долгим и тернистым. Кроме престижа, маркировка продукции подобным знаком защищала от подделок: в этом случае грозило не просто заведение уголовного дела, а 100% каторга. Брокар, не имея возможности получить знак, придумал хитрый ход. Во время посещения Москвы великой княгиней Марией Александровной, дочерью императора Александра II, ей был вручен роскошный букет с дивным ароматом. Цветы были выполнены из цветного воска и ароматизированы парфюмом Брокара. Необычность подарка княжна оценила, даровав право маркировать всю продукцию Брокара знаком «Поставщик Ея Императорского Высочества», что также защищало от подделок.


Фонтан с одеколоном вместо пробников духов

Все рекламные кампании Брокара были масштабны: однажды на запуске нового парфюмерного аромата он сделал целый фонтан с новым одеколоном, который можно было использовать бесплатно. Покупатели окунали туда вещи целиком: еще месяц вся Москва пахла «Цветочным». От такой ходячей рекламы продажи росли как на дрожжах.

За 40 лет упорного труда Брокар достиг своей мечты: запах тулупов и псины заменили «Персидская сирень» и «Тройной».


Источник: https://travelask.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1
1 2
Другие новости

Оставить комментарий

викинг
викинг Добавил(а) :
29 окт. 13:49 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Если француз, то наверное, не Генри, а Анри. Пишется одинаково, но читается на разных языках по-разному
Если француз, то наверное, не Генри, а Анри. Пишется одинаково, но читается на разных языках по-разному
dabar80
dabar80 Добавил(а) :
29 окт. 21:17 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Когда статьи тырешь)), надо хоть немного историю знать)))). Блогерам travelask.ru она явно не очень известна))), но вот история жизни Брокара хорошо описана дядей Гиляем))). 1. "В Россию молодой парфюмер привез новый способ получения концентрированных духов, но быстро понял, что такой товар пока не будет востребован. Продав во Франции свое ноу-хау, Генрих получил стартовый капитал и купил мыловаренное производство." А вот и некуя))), секрет концентрации духов он во Франции продал для того, чтобы на Шарлотте жениться)), и будущему тестю доказать, что он семью прокормить сможет))). 2. "Брокар, не имея возможности получить знак, придумал хитрый ход. Во время посещения Москвы великой княгиней Марией Александровной, дочерью императора Александра II, ей был вручен роскошный букет с дивным ароматом. Цветы были выполнены из цветного воска и ароматизированы парфюмом Брокара. Необычность подарка княжна оценила, даровав право маркировать всю продукцию Брокара знаком «Поставщик Ея Императорского Высочества»" тоже не совсем так))), букет действительно был, но он такой трюк уже перед Шарлоттой использовал))), а вот знак «Поставщик Е.И.В.» он получил за духи "Любимый букет императрицы")))). Ну и тому подобное)))), так как всё комментировать просто места не хватит)))). Кстати, фабрику Брокара знали и ценили при СССР и, как не парадокс, знают и ценят сейчас))), просто под другим названием))). Она со времён революции "Новой зарёй" называется))), а запах духов "Любимый букет императрицы" с детства знаком большинству на этом сайте))), так что можете заценить как букетик княгини Марии Александровны пах))) - духи "Любимый букет императрицы" в СССР продавались как "Красная Москва")))).
Когда статьи тырешь)), надо хоть немного историю знать)))). Блогерам travelask.ru она явно не очень известна))), но вот история жизни Брокара хорошо описана дядей Гиляем))). 1. "В Россию молодой парфюмер привез новый способ получения концентрированных духов, но быстро понял, что такой товар пока не будет востребован. Продав во Франции свое ноу-хау, Генрих получил стартовый капитал и купил мыловаренное производство." А вот и некуя))), секрет концентрации духов он во Франции продал для того, чтобы на Шарлотте жениться)), и будущему тестю доказать, что он семью прокормить сможет))). 2. "Брокар, не имея возможности получить знак, придумал хитрый ход. Во время посещения Москвы великой княгиней Марией Александровной, дочерью императора Александра II, ей был вручен роскошный букет с дивным ароматом. Цветы были выполнены из цветного воска и ароматизированы парфюмом Брокара. Необычность подарка княжна оценила, даровав право маркировать всю продукцию Брокара знаком «Поставщик Ея Императорского Высочества»" тоже не совсем так))), букет действительно был, но он такой трюк уже перед Шарлоттой использовал))), а вот знак «Поставщик Е.И.В.» он получил за духи "Любимый букет императрицы")))). Ну и тому подобное)))), так как всё комментировать просто места не хватит)))). Кстати, фабрику Брокара знали и ценили при СССР и, как не парадокс, знают и ценят сейчас))), просто под другим названием))). Она со времён революции "Новой зарёй" называется))), а запах духов "Любимый букет императрицы" с детства знаком большинству на этом сайте))), так что можете заценить как букетик княгини Марии Александровны пах))) - духи "Любимый букет императрицы" в СССР продавались как "Красная Москва")))).

показать все комментарии (5)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!