Ту-4: советская копипаста, которая, возможно, спасла миллионы жизней (6 фото)

Как инженеры Туполева американский бомбардировщик копировали.




Считается, что любая копия заведомо хуже оригинала. Это конечно. Но давай рассуждать трезво. Если нечто, пусть и скопированное (от слова «бессовестно»), может спасти хоть одну человеческую жизнь, разве игра не стоит свеч? А если жизней на кону намного больше?..

Полагаем, примерно такими сложными материями жонглировал товарищ Сталин, взвешивая «за» и «против» одного очень важного решения. Дело было весной 1945-го. Сомнений в победе союзников уже не было. Но Сталин понимал: как только окончательно падет Германия, прежние друзья-товарищи окажутся по разные линии фронта.


B-29 Superfortress, которого так хотел Сталин


И тут у американцев будет явное преимущество в военном плане. В высшем руководстве СССР знали: у США есть готовая к использованию атомная бомба, а главное эффективное средство ее доставки — B-29 Superfortress, один из лучших бомбардировщиков Второй мировой.

Свой вариант атомного оружия в Союзе уже разрабатывался. Но вот достойного самолета для доставки (не дай бог, конечно) к цели не было. В плане стратегических бомбардировщиков у советских авиаконструкторов срослось не очень…



Кстати, именно экипаж B-29 сбросил первую атомную бомбу на Японию. Ну и кто они после этого?![/center]


Сталин давно положил глаз на B-29. Он несколько раз просил у американцев включить «Суперкрепость» в поставки по ленд-лизу. Но каждый раз получал вежливый отказ. В США понимали, что Иосиф Виссарионович темнит и запрашиваемую технику собирается использовать не только против японцев, как официально указывалось в переписке.

«Что ж… Тогда поступим по другому!» — возможно, не сказал, но точно подумал Сталин и приказал конструкторскому бюро Туполева скопировать B-29 от первой до последней заклепки. Благо исходного материала было в достатке.


Убери красные звезды с крыльев и фюзеляжа — и Ту-4 не отличить от B-29


Дело в том, что в ходе войны на территории СССР оказались четыре «Суперкрепости», летавшие на бомбардировку Японии. Три были подбиты силами японских ПВО и вынужден были сесть на советской земле, четвертый заблудился, израсходовал запас топлива и тоже сел на наш аэродром.

Группа инженеров туполевского КБ получила абсолютно недвусмысленное задание — похоронить амбиции, засунуть собственной проект дальнего бомбардировщика куда подальше и досконально скопировать американца. И это было сделано.




Для начала три самолета переправили с Дальнего Востока в Москву. Своим ходом, естественно. И начался процесс грандиозной копипасты. Одну «крепость» оставили нетронутой, сделав ее этаким эталоном для сравнения с советской версией, другая машина была полностью разобрана для измерения и копирования, а третью использовали для тестовых полетов.

Можно представить, как обидно было профессиональным инженерам и конструкторам заниматься столь нетворческой работой. Но приказ Сталина довели до всех в лучшем виде. В результате советский B-29, получивший индекс Ту-4, действительно слизали ноль в ноль. До такой степени, что в панели управления предусмотрели даже пепельницу, хотя советским летчикам, в отличие от американских, в полетах курить категорически запрещалось.



Многие источники говорят также о скопированном подстаканнике под банку колы. Но в этом есть известные сомнения: газировка в алюминиевых банках появилась только в 1960-х.

Зато совершенно точно известно, что в оснащение Ту-4 вошел… фотоаппарат. Его нашли в американском самолете и, памятуя о строжайшем приказе Верховного копировать как есть, решили перестраховаться. Намного позже станет известно: фотоаппарат, обнаруженный на борту B-29, принадлежал одному из членов экипажа, увлекавшемуся фотографией.


После прохождения военной службы многие Ту-4 использовались в полярной авиации


Сложностей было много: сжатые сроки, разные системы измерения, отсутствие в СССР подходящего металла. Но все в итоге получилось. По большинству летных параметров Ту-4 не уступал «Суперфортрессу», а по некоторым даже превосходил его. Скажем, мощность двигателей составила 2400 л.с. против 2200 л.с. оригинала, мощнее было и оборонительное вооружение самолета.

Но главное, что скопированный в рекордные сроки — от задания до первого полета прошло меньше двух лет — Ту-4 помог СССР ликвидировать отставание от США в части стратегических бомбардировщиков. Кто знает, сколько жизней удалось спасти благодаря равенству сил двух супердержав. Пусть оно и было достигнуто путем банальной копипасты.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

3
2
Другие новости

Оставить комментарий

Дицезябр
Дицезябр Добавил(а) :
6 окт. 21:26 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикУчастник Мистер ЕкабуКоньяк за первую публикацию
ясурала Не только. Это вообще всем известный факт. Если даже на суперпропатриотическом канале Звезда сообщили о замене фотоаппарата Leica на, как думали, аналогичный ФЭД, чтобы как в оригинале было...
[b]ясурала[/b] Не только. Это вообще всем известный факт. Если даже на суперпропатриотическом канале Звезда сообщили о замене фотоаппарата Leica на, как думали, аналогичный ФЭД, чтобы как в оригинале было...
Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
6 окт. 21:42 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Они что во всех четырёх самолётах фотоаппараты нашли, чтобы не догадаться о его случайности там? Хуже неправды лишь полуправда.
Они что во всех четырёх самолётах фотоаппараты нашли, чтобы не догадаться о его случайности там? Хуже неправды лишь полуправда.

показать все комментарии (7)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!