Тоннель под Темзой: драматическая история строительства первого в мире тоннеля под рекой ❘ фото

И началась эта история, как ни странно, в России.





Некоторые исторические сюжеты так драматичны и романтичны, что сами просятся на экран. Строительство Тоннеля под Темзой — как раз из таких сюжетов. Даже странно, что по нему еще не сняли фильм с каким-нибудь Джонни Деппом в главной роли.

История строительства тоннеля под Темзой началась, как ни странно, в России. В 1814 году аудиенции императора Александра I удостоился британский инженер французского происхождения Марк Брюнель. Инженер представил царю революционный проект — строительство тоннеля под Невой.

Дело в том, что стремительный рост промышленного производства в крупнейших городах мира, доставлял массу неудобств их жителям. Увеличивалось количество людей, транспорта, грузов. Старые улицы и мосты не выдерживали такого напряжение и быстро приходили в негодность. Так что идея строительства тоннеля под рекой выглядела весьма привлекательно.



Правда, она также выглядела неосуществимой: большинство инженеров и вовсе считали строительство в мягких почвах вокруг рек, невозможным. Но Брюнель верил в свою идею. Даже когда Александр I ее отверг, предпочтя рискованному тоннелю очередной проверенный мост.

Через четыре года после возвращения из России Брюнель запатентовал проходческий щит — сборную подвижную металлическую конструкцию, которая обеспечивала безопасное проведение горной выработки.

[i]Так выглядит современный проходческий щит для строительства метро



По легенде, вдохновил Брюнеля на изобретение простой корабельный червь. Инженер наблюдал за тем, как червь прокладывает себе дорогу в прессованной дубовой щепке. На голове у червя был твердый панцирь, которым он просверливал себе дорогу, оставляя на стенках проделанного им тоннеля защитный слой извести.

Собственно, Брюнель мог успокоиться в момент регистрации патента: его изобретение не просто войдет в историю — почти все метрополитены мира построены с помощью проходческого щита Брюнеля! Но Брюнелю этого было мало.

В 1823 году Брюнель представил лондонским властям проект двухарочного тоннеля под Темзой, соединяющего районы Ротерхит и Вапинг — ширина реки в этом месте составляет больше 300 метров. Спонсировать проект вызвался Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон и другие частные лица. Строительство стартовало в феврале 1825 года.

Работы начались с создания шахты со стороны Ротерхита. А вместе с работами начались и проблемы: мягкая почва вокруг реки поглотила тяжелый шахту. Брюнелю пришлось выкручиваться: искать инженерное решение для борьбы с мягкой почвой. В итоге им была создана шахта с расширенным низом — для более равномерного распределения нагрузки. До строительство непосредственно тоннеля добрались лишь к концу года.


Гравюра «Строительство тоннеля под Темзой». Проходческий щит с рабочими справа


Несмотря на то, что проходческий щит обеспечивал работающим в нем относительную безопасность, условия работы были совершенно жуткими.

В строящийся тоннель стали проникать испарения от реки, в которую сливались все городские нечистоты. В сочетании с освещающими стройку масляными лампами, испарение становилось опасным для здоровья, вызывая обширную интоксикацию организма.

Работающий на стройке инженер отравился и на его место заступил сын Марка Брюнеля — Изамбард. Ему было только 20 лет и впереди его ждала блестящая карьера и полная приключений жизнь.

Правда, пока Брюнель-младший об этом не знал, а все, что видел перед собой — грязный тоннель, строительство которого шло невероятно медленно. В среднем тоннель рос со скоростью 3-4 метра в неделю. Единственное, что происходило быстро — трата денег инвесторов.



Немецкая акватинта 1830 года, изображающая будущий тоннель под Темзой


Чтобы хоть как-то отбить стоимость строительство решено было водить на стройку экскурсии. Каждый день под Темзу спускались по 600-800 посетителей, что, как понимаешь, не могло не отвлекать строителей.

Первое затопление тоннеля произошло в мае 1827 года, когда было прокопано уже 167 метров. К счастью, Изамбард быстро справился с потопом и даже устроил банкет в тоннеле, после того, как его просушили. А вот следующее затопление едва не стоило молодому инженеру жизни.

12 января 1827 года в тоннель стала стремительно просачиваться вода. Шестеро рабочих, знавших, что дверь для эвакуации заперта, побежали к главному входу. Все они погибли.

Тем временем Изамбард, находившийся в другой стороне тоннеля, кинулся к запертому экстренному выходу. Ему повезло — его крики с другой стороны услышал случайно оказавшийся там рабочий. Он отпер дверь и успел вытащить задыхавшегося инженера из воды.



Английская карикатура «Тоннель!!! Еще один пузырь лопнул!»



Брюнель-младший был отправлен поправлять здоровье в Бристоль, а в августе, из-за проблем с финансированием, стройка была приостановлена.

Но Марк Брюнель, которому тоннель едва не стоил жизни единственного сына, проявил потрясающее упорство. Спустя шесть лет после закрытия стройки он ухитрился найти новые источники финансирования, и даже получил круглую сумму от казначейства. Он также усовершенствовал проходческий щит, заменив старый.

И вот, в 1836 году, снова под руководством Брюнеля-младшего, строительство тоннеля под Темзой возобновилось.



Брюнель-старший





Брюнель-младший



Пять лет понадобилось отцу и сыну, чтобы завершить тоннель. При этом его постоянно затапливало, метан отравлял рабочих, а деньги кончались. Так что задолго до своего открытия тоннель стал примером, с одной стороны, потрясающего упорства вопреки обстоятельствам, с другой — необъяснимой простым людям инженерной блажи.

По Лондону даже ходили шутливые стишки:
Месье Брюнель,
Пусть ваш тоннель
Ругают и поносят дураки.
Вперед, вперед!
Проройте ход,
Вас ждет другая сторона реки.


Несмотря на многочисленные беды и насмешки, Брюнели свое дело сделали. Тоннель был достроен в 1842 году, а открыт для публики в конце марта 1843-го. Его длина составила 396 метров, ширина 11 метров, а высота 6 метров. Продолжение ниже.





Тоннель под Темзой стал одновременно успехом и провалом.

Успехом — потому что, несомненно, это был выход на новый уровень инженерной мысли. Брюнели доказали, что строительство тоннелей под водой возможно — а это позволяло полностью пересмотреть транспортную систему городов.

Провалом — потому что строительство стоило непомерных по тем временам денег. Кроме того, с изначальной идеей сделать тоннель доступным для экипажей пришлось распрощаться. Строители не могли позволить себе достроить подъездные дороги и спуск к тоннелю.

В итоге тоннель под Темзой стал пешеходным, а главная его функция свелась к достопримечательности. Но и это функция быстро себя дискредитировала: если вскоре после открытия тоннель называли «восьмым чудом света», то уже через несколько лет тоннель превратился в гетто для отверженных городом попрошаек, воров и других сомнительных элементов. Посещать тоннель стало небезопасно.

Ну а последняя и самая плодотворная глава жизни тоннеля под Темзой началась в 1865 году, когда его приобрела Железнодорожная компания Восточного Лондона (East London Railway Company) — для того, чтобы проложить новую ветку метро. Так, тоннель стал самым старым участком лондонской подземки, построенным еще до ее открытия в 1863 году.

Тоннель в наши дня


Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

9
1
Другие новости

Оставить комментарий

wiyura
wiyura Добавил(а) :
18 августа 2020 14:42 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментов
Только сегодня прослушал ролик об этом всём.https://www.youtube.com/watch?v=co9vhwo-A-s
Только сегодня прослушал ролик об этом всём.https://www.youtube.com/watch?v=co9vhwo-A-s
Человек Прохожий
Человек Прохожий Добавил(а) :
18 августа 2020 20:02 #
ПивоРыбкаТортикЛифчик
Написал(а) ;tyz Сегодня, 17:51
т.е. у них построенное 180 лет назад эффективно используется и по сей день, а у нас суперсовременные мосты разваливаются за 10 лет?!

************* Украина? Мост кличка? ))
Написал(а) ;tyz Сегодня, 17:51
т.е. у них построенное 180 лет назад эффективно используется и по сей день, а у нас суперсовременные мосты разваливаются за 10 лет?!

************* Украина? Мост кличка? ))

показать все комментарии (4)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!