Боевые торпеды с человеком-пилотом: что это было и зачем (6 фото)

Их придумывали не только японцы для своих любимых камикадзе, но также итальянцы, немцы, русские, даже израильтяне.



Пилотируемая торпеда, созданная в Израиле, 1967



В кинофильмах-боевиках, если торпеда вдруг требует человеческого управления, к ней режиссер цепляет аквалангиста, который сидит на торпеде верхом или же нелепо держится за какую-нибудь выступающую часть.

Однако в реальности все выглядит сложнее. После долгих экспериментов и боевой практики мировой военпром остановился на дизайне торпеды аж с полноценной кабиной с обтекателем.


Словом «торпеда» первое время обозначали итальянские морские боевые снаряды, потом это же название прилипло к более крупным британским торпедам. Этот тип оружия предназначался для поражения кораблей противника в гаванях Средиземного моря. Пилотируемые торпеды также обожали любители подводного спорта.


Итальянская пилотируемая торпеда Maiale времен Второй мировой войны



Типичная пилотируемая торпеда имеет подводные крылья, винт, вертикальный руль и панель управления для экипажа. Предусмотрены наполнительные танки для повышения управляемости. Конструкция зачастую позволяет сидеть лицом вперед двум бойцам сразу. Чем современнее торпеда, тем более продвинутые средства навигации она имеет, вплоть до GPS и гидролокатора. Во многих моделях кабина герметична, чтобы пилот не тратил личный запас кислорода.

Сама по себе концепция крошечной пилотируемой подводной лодки, несущей бомбу, была разработана и запатентована британским морским офицером в 1909 году, однако ни разу не была использована во время Первой мировой войны.

В 1918 году итальянский военно-морской флот экспериментировал с примитивной миниатюрной подлодкой, несущей двух человек и мину, и неплохо продвинулся в своих разработках вперед. Первой действительно практичной человеческой торпедой была итальянская Maiale (по прозвищу «Свинья», потому что ею было трудно управлять), использовавшаяся во Второй мировой войне.


Торпеда Maiale на постаменте в Сицилии



Maiale приводилась в действие электромотором мощностью 1,6 л.с. и развивала скорость 3 узла. Чтобы достигнуть цели, порой требовалось два часа. Она могла погружаться на 15 метров, хотя чисто теоретически допускалась и глубина в 30 метров. Достигнув цели, пилоты должны были осуществить запуск боевой головки и вернуться назад на той же мини-подлодке.

Официальное название для большинства произведенных в Италии торпед — Siluro a Lenta Corsa (SLC, или «Медленная торпеда»). Были сделаны две различные модели: серия 100 и в 1942 году — серия 200 с некоторыми улучшениями. По крайней мере 50 SLC были построены к сентябрю 1943 года.

Последняя итальянская модель SSB (Siluro San Bartolomeo) с частично закрытой кабиной, более мощным двигателем и более крупной боеголовкой весом 300 кг была разработана в 1943 году, но так и не приняла участия в боевых операциях.


Chariot Mk 1 без боеголовки, 3 марта 1944 года



Первая британская версия концепта получила название «Колесница». Произведены две модели; : Mk 1 имела длину 6,1 м, а Mk 2 — 9,1 м. Обе «Колесницы» подходили для перевозки двух человек. Более поздние версии были крупнее, существовала даже малолитражная подводная лодка X-Craft длиной 16 м, уже не являющаяся действительно человеческой торпедой, хотя и схожая по концепции.


Chariot Mk 1 с экипажем, 3 марта 1944 года




Ну и, само собой, в 1943 году германский флот разработал пилотируемую торпеду Neger, предназначенную для перемещения одного человека с максимальной скоростью 4 узла. Частые технические проблемы постоянно приводили к гибели операторов.

Построено было около 40 копий, и им удалось потопить несколько кораблей. Более поздний вариант Marder имел длину около 8,2 м, был более изощренным и мог погружаться на глубину 27 метров. Их построили около 500 единиц.


Спуск торпеды Neger с пилотом, 1944 или 1945 год



Что же касается СССР, то у нас был запущен проект «Сирена» уже после Второй мировой войны. Это была сравнительно крупная махина, ведь она предназначалась для транспортировки двух боеголовок при содействии двух пилотов. Запускать устройства в море планировалось через торпедные люки подлодок.


Японская трофейная торпеда смертника Kaiten в гавайском музее

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

5
1 1 1
Другие новости

Оставить комментарий

Просто прохожий
Просто прохожий Добавил(а) :
23 апреля 2020 17:10 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКоньяк за первую публикацию
Крупнейшим кораблём, потопленным «Кайтэнами», стал американский танкер «Миссисинева».
Крупнейшим кораблём, потопленным «Кайтэнами», стал американский танкер «Миссисинева».
Wolosan
Wolosan Добавил(а) :
23 апреля 2020 18:20 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКоньяк за первую публикацию
Просто прохожий
А вопрос можно? Куда делись пелоты торпеды? Просто историю озвучьте мы например не в кусре ))) А в интернетах искать некомильфо. Тем более что Вы паходу в теме. Просвятите )))
Просто прохожий
А вопрос можно? Куда делись пелоты торпеды? Просто историю озвучьте мы например не в кусре ))) А в интернетах искать некомильфо. Тем более что Вы паходу в теме. Просвятите )))

показать все комментарии (7)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!