Бой за Диксон

Диксон - самая восточная точка,где велись боевые действия во время Великой Отечественной войны.

Гитлер приказал сосредоточить все имеющиеся ресурсы вдоль побережья Норвегии, против поставок союзников. Апогеем этой стратегии стало потопление в июле 1942 года 24 транспортов конвоя PQ-17, а в сентябре 13 судов конвоя PQ-18. Сама возможность союзных поставок западными арктическими маршрутами была поставлена под сомнение.

Успех операции «Rösselsprung» воодушевил немцев и они активизировали разработку следующего проекта в Арктике — операции «Вундерланд», приказ о начале проектирования которого был отдан адмиралом Рольфом Карльсом ещё 5 мая 1942 года. Основная идея операции — блокирование навигации в советской Арктике путём разгрома восточных арктических конвоев и разрушением крупных портов Северного морского пути.

Для нанесения максимального ущерба в кратчайшие сроки, немецкие корабли должны были атаковать одновременно, в точке, где восточные и западные конвои встречаются друг с другом, желательно в узком проливе Вилькицкого, в условиях предотвращающих маневрирование или рассредоточение конвоя, а также в районе, достаточно удалённом, исключающем вмешательство советских самолётов. Разгромив конвои, немецкие корабли могли атаковать ключевые порты Северного морского пути, повреждая инфраструктуру и эффективно парализуя всё движение в арктических водах, по крайней мере, до конца навигации 1942 года.

Но из-за недостаточности разведданных, немцам в основном приходилось догадываться. Их главная дилемма была связана с Новой Землёй. Они должны были выяснить, как конвои обходят этот гигантский барьер разделяющий Баренцево и Карское моря: через пролив Карские ворота или мыс Желания, связаны-ли эти два маршрута кратчайшим путём с проливом Вилькицкого или суда заходят на Диксон. После тщательного анализа они придумали правдоподобное решение, что основной маршрут для конвоев был самым коротким, вдоль западного побережья Новой Земли. Но этот вывод, однако, оказался ошибочным. Русские, издавна ходившие Северным морским путём, располагали более практическими знаниями и знали, что летом ледовая обстановка не столь жёстка и более предсказуема вдоль материкового берега, чем вдоль северных берегов Новой Земли, очень близко к границе вечного льда. Этой «офис-стратегии» суждено было стать основной причиной провала операции «Вундерланд». Более того, в июне, несмотря на высокую степень готовности, Шмундт был вынужден уменьшить масштаб операции. Во время налёта на конвой PQ-17, «Лютцов» получил пробоину, а «Адмирал Хиппер», должен был остаться в Нарвике и подстерегать конвои идущие с запада, поэтому единственным кораблём способным принять участие в «Вундерланд» оказался «карманный линкор» «Aдмирал Шеер».



С 4 августа немцы начали развертывание подводных лодок в Карском море и у Новой Земли. Подводная лодка U-209 17 августа потопила две баржи, буксиры «Норд» и «Комсомолец», а буксир «Комилес» под обстрелом врага выбросился на берег. Погибло более 300 человек и много ценных грузов. «Адмирал Шеер» 20 августа подошел к северной оконечности Новой Земли. На следующий день он обнаружил караван судов во главе с ледоколом «Красин», но из-за тумана и сложной ледовой обстановки сблизиться с ним не смог.



«Адмирал Шеер» рано утром 25 августа обстрелял радиостанцию на мысе Желания и направился к проливу Вилькицкого. По пути он встретил и ледокольный пароход «Александр Сибиряков».



На немецком рейдере палуба была полна народа. Немцы вышли посмотреть, как будет сдаваться советский пароход.

С крейсера сигналили: спустить флаг и сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого. Пароход отказался это сделать. В ответ на требование прекратить работу радиостанции, остановить машину, опустить флаг, то есть сдаться без боя, капитан Качарава дал приказ: «Огонь!»



И немецкий сигнальщик перестал махать своими флажками, убравшись с опасного места. Впрочем, снаряды «Сибирякова» до «Шеера» не долетели. Крейсер развернулся правым бортом. Залп, второй. «Сибиряков» вздрагивает от страшного удара. Корма резко осаживается вниз. Пароход стремительно теряет и так-то небольшой ход. В кормовой части - пожар. Артиллерии на корме больше не существовало. Пароход потерял связь с Диксоном. Но главстаршина М. Ф. Сараев вскарабкался по уцелевшей мачте и натянул антенну. Радист снова застучал ключом. Первым «радио» «Сибиряков» оповестил Советскую Арктику о появлении «Шеера». Последнее сообщение - такое: «Продолжаем бой, судно горит».



Пламя отрезало от товарищей артиллеристов, которые непрерывно вели огонь из носовых орудий... Но пришел момент, когда пароход стал неподвижной мишенью. Качарава отдавал последние приказы: «Открыть кингстоны!... Всем выходить наверх!..» До боя на борту «Сибирякова» находилось около 104 человек. В шлюпке их было 19. Одного немцы застрелили, 18 попали в плен.

Мы поставили дымовую завесу; когда наша артиллерия открыла огонь по фашисту, я сквозь клочья дыма увидел, что палуба крейсера опустела, - вспоминал капитан «Сибирякова» Анатолий Качарава. По мнению немецкого адмирала Ф. Руге, крейсер «Адмирал Шеер» («карманный линкор») потопил «мужественно и искусно сопротивлявшийся большой ледокол». Немецкий морской волк отдал должное нашим морякам. Но что значит «большой ледокол» в сравнении с крейсером? У «Сибирякова», 1909 года постройки, четыре пушчонки - 76 и 45 миллиметров; восемь узлов хода.....«Сибирякова» называли «полярным «Варягом».



Диксон


Нападение на этот порт Диксон предусматривалось немцами еще при планировании операции «Вундерланд». Логика их рассуждений была предельно простой: поскольку это опорный пункт Северного морского пути, к тому же пункт, по их представлениям, ничем не защищенный (по имеющимся на тот момент времени у немцев разведданным Диксон охраняла рота НКВД в составе 60 человек, вооруженных стрелковым оружием), надо его уничтожить, что несомненно, приведет к нарушению навигации. Предполагалось, что с крейсера будет высажен десант численностью в 180 человек. Десанту предписывалось захватить документацию, нескольких пленных из числа руководителей порта, все остальное население Диксона истребить, все портовые сооружения сжечь, взорвать, стереть с лица земли.

Однако их ожидал неприятный сюрприз…

На Диксоне были установлены три батареи: 152 мм–№ 569, 130 мм–№ 226 и 45-мм № 246. В связи с пассивностью противника в Карском море решено было эти батареи снять и установить на Новой Земле, где немецкие корабли стали появляться все чаще. Батареи были сняты с позиций и погружены на «СКР-19» (бывший ледокольный пароход «Дежнев»), который прибыл на Диксон утром 26 августа. В связи с появлением вражеского рейдера, о котором стало известно 25 августа из радиограммы л/п «А. Сибиряков» было приказано восстановить батареи на прежних позициях. К моменту боя успели восстановить только зенитную батарею, и подготовить два 152-мм орудия к ведению огня с причала. Имелись орудия и на кораблях. На «СКР-19» вооружение состояло из четырех 76-мм, стольких же 45-мм орудий и пулеметов. Одно 76- и одно 45-мм орудие и четыре 20-мм «эрликона» стояли на пришедшем в порт вечером, с грузом пиломатериалов, пароходе ГУСМП «Революционер» (3292 брт). Кроме них, у причалов находился невооруженный транспорт «Кара» (3235 брт), в трюмах которого лежало несколько сот тонн взрывчатки - аммонала.



В 01:05 часовой с бывшей огневой позиции батареи № 226 заметил темный силуэт. Немедленно в эфир открытым текстом ушло соответствующее сообщение, а в порту объявили боевую тревогу.

27 августа 1942 года, 01.25 - «Дежнев» начал сниматься со швартовых, и постепенно набирая ход пошел по проливу Вега навстречу неприятелю. 1 час 35 минут. - из-за мыса бухты Хаймен показался немецкий рейдер. Расстояние до «Шеера» сорок пять кабельтовых (8 км.). Корабли идут навстречу друг к другу, расстояние между ними быстро сокращается. С «Дежнева» прожектором запросили опознавательные.



Из мемуаров И.Г.Шнейдера:

«Едва наш прожектор перестает мигать, как на борту рейдера сверкает яркая вспышка. Спустя несколько секунд до нас докатывается гром залпа, и по носу «Дежнева» встают три высоких фонтана от врезавшихся в воду снарядов.

— Вот и ответ, — спокойно комментирует происходящее лейтенант Степин.

А Кротов командует:

— Открыть огонь! Оповестить базу о прорыве рейдера в гавань. Оповещение — открытым текстом.

— Огонь! — как бы обрадовавшись, что пришла пора его действий, кричит лейтенант Степин. И сразу же в ушах звенит от резкого удара звуковой волны: наши пушки дают залп.

«01 час 38 минут», — фиксирует этот момент штурман записью в вахтенном журнале».


Для того чтобы ввести в бой кормовую батарею «Дежнев» делает разворот в сторону о. Диксон и ведя огонь по «Шееру» начинает пересекать пролив Вега под углом. Немецкий рейдер, также ведя огонь, идет прямо, т.е. расстояние между кораблями еще больше сокращается. Уже третьим залпом рейдер добился прямого попадания в «Дежнев».

В течение первых минут боя «Дежнев» получил, как минимум, четыре 280- или 150-мм снаряда, два из которых сделали большие пробоины. Из строя вышли дальномер и два 45-мм орудия. Потери экипажа составили 6 убитых и 23 раненых, из которых один вскоре умер.

Ведя огонь по «Дежневу» «Шеер» частью своей артиллерии открыл огонь по пароходу «Революционер» Первый снаряд с рейдера разорвался у борта «Революционера». Второй вражеский снаряд попал в капитанский мостик, вывел из строя штурманскую рубку, рулевое управление, все навигационные приборы, пробил левый фальшборт, трубопроводы пара на брашпиле, в результате чего судно не смогло сняться с якоря и укрыться в Самолетной бухте. Возник пожар. Загорелись штурманская рубка, каюта капитана, военного помощника и другие каюты. Погиб старший машинист Петр Гольда. Аварийная группа под руководством 2-го помощника капитана Л. И. Загорулько приступила к ликвидации пожара, а артиллерийский расчет продолжал вести огонь по противнику. Под руководством старшего механика Василия Львовича Макарьина готовилась главная машина, заделывались пробоины в борту. Капитан Ф. Д. Панфилов, будучи раненым в ногу, выбрался через окно из охваченной огнем каюты и принимал все меры для спасения судна и экипажа. Попытка выбрать якорь и отойти в безопасное место не удалась, т. к. снарядом были перебиты трубопроводы свежего и отработанного пара. Огонь подбирался к автоматическим пушкам «Эрликонам», установленным на мостике, и к снарядам. Чтобы предотвратить взрыв, на горящий мостик бросились краснофлотец А. Смирнов, кочегар Т. Серухин, плотник И. Суханов. Они вынесли с мостика два «Эрликона» и снаряды к ним, а часть снарядов была брошена за борт.

Капитан парохода "Революционер" Федор Панфилов.


Через несколько минут (по советским данным в 1 ч 39 мин, по немецким в 1 ч 43 мин. после начала боя открыло огонь 152-мм орудие. Сошники орудия стоящего на деревянном причале, чтобы орудие не откатывалось при выстреле назад, уперли в рельсы узкоколейки проложенной на причале. После первого выстрела орудие отбросило назад, и сошники забились под рельсы, т.к. на освобождение орудия потребовалось бы много времени огонь начали вести из второго орудия, уперев его станины сначала в кучу угля, а затем в гусеничный трактор. Благодаря проявленной смекалки из орудия стало возможно вести прицельную стрельбу.



Из воспоминаний бывшего командира 152 мм батареи, № 569, Н.М.Корнякова, книга «В прицеле «Адмирал Шеер»:

«О том, что он появился, мы узнали только после того, как южный вход в бухту озарился вспышками его залпа. Что делать? Орудия к бою! А как? Если не закрепить станины в грунте, то после каждого выстрела орудие будет откатываться на десяток метров! А мы на причале стоим! Огляделся по сторонам - ага, узкоколейка. Вот в нее станины и уперли. Прильнул к панораме. Вот она цель! Здоровенный то какой! И как определить до него расстояние, не зная его размеров? Он ведь еще гад и движется! Придется старым дедовским способом - "Недолет-перелет". Решил не дожидаться подготовки второго орудия и приказал трактористам пока подтаскивать его к той же узкоколейке. Зарядили. Ввел поправки. Выстрел! Что-то бьет в голову и очень больно бьет. Ослепительная вспышка перед глазами. Лечу назад, мелькнула еще мысль - отвоевался! Упал. Больно упал. Но живой стал открывать глаза, а лицо чем-то залито. Кровь? Протер лицо рукавом - она самая! Но руки-ноги целы. Что с расчетом? Вскакиваю на ноги. Все тело болит. Расчет на месте. Орудие цело. Цело???? Ах, вот оно что! Гадский черт! После выстрела станины орудия проскользнули под рельсами, и орудие откатилось назад, звезданув меня панорамой по лицу. Что делать? Смотрю на рейд - "Дежнев" полыхает, и кажется ставит дымзавесу. Ну быстрее думай! Выдергивать орудие из-под рельсов времени нет - нужно стрелять из второго. Но во что его упереть? Ага - куча угля. Давай разворачивай! Готово. Прильнул к панораме. Нет, думаю, лучше лицо убрать! Выстрел! И точно - не удержал гадский уголь нашу пушку - отъехала назад зараза…».

«…И опять к панораме. Ну гадский гад, держись! Тоже мне танк с двумя башнями! Выстрел! Заряжай! Ага, есть! В бинокль разглядел, огненно-красный бутон среди надстроек фашистского крейсера. Выстрел! Мимо. Выстрел! Мимо. Вношу поправки уже автоматически, ну держись гад, первый шок прошел - сейчас пристреляюсь! Выстрел! Есть! Отмечено еще одно попадание в крейсер - в районе фок-мачты. Пошла масть! Ты только сучонок ближе подойди! Чтоб я тебя гада прямой наводкой! Мы тебе столько дырок понаделаем! Чего это он? Моему удивлению не было предела - фашист резво развернулся и драпанул в обратном направлении. Так быстро? Что-то странно! В "Дежнева" снарядов пять попало - так продолжает стрелять, а в этого - наших два, да "дежневцы" пяток зарядили - маловато для цели таких больших размеров».

Первая атака фашистского рейдера продолжалась двадцать три минуты. Вторую атаку он начал через полтора часа, подойдя к порту с другого направления.

Двигаясь в северном направлении вдоль побережья крейсер последовательно бомбардировал береговые объекты крупнейшей базы Карского моря: с 02:14 до 02:23 станцию наблюдения за туманами на острове Большой Медвежий (226 105-мм снарядов); с 02:19 до 02:45 северное побережье острова Диксон (с перерывами, 76 150-мм снарядов). Главная же атака началась в 02:31, когда, продолжая обходить остров Новый Диксон, «Шеер» вновь ввел в дело главный калибр, на этот раз уже по объектам порта и радиоцентру. Не наблюдая противника, ответный огонь повели «СКР-19» и 152 мм орудие, стоящее на причале. Примерно через 15 минут крейсер показался из-за острова, что позволило советским артиллеристам более точно определить местонахождение цели (за время боя с «Дежнева» выпустили тридцать восемь 76-мм и семьдесят 45-мм снарядов, со 152 мм батареи 43 снаряда). В 02:43 рейдер прекратил огонь, но спустя пять минут возобновил его по жилому городку. В 02:57 рейдер вышел из боя.

Десант высадить немцы так и не решились....

СКР-ледокол "Дежнёв" был снят с мели, отремонтирован и вступил в строй.
Радиостанция Диксона и морской порт возобновили работу через двое суток,после ухода "Шеера".

P.S.: По нашим данным в крейсер попало три 152-мм снаряда, но немецкие источники это не подтверждают.

Из воспоминаний бывшего командира «Адмирала Шеера» Меендсена-Болькена (книга «Схватка среди суровых льдов»):

«Русским удалось добиться четырех попаданий снарядами малого калибра, но два из них пришлись в броневой пояс, а два других незначительно повредили надстройку. К сожалению, мне не удалось завершить начатое, так как в 00.43 (время Берлинское прим.) открыла огонь молчавшая до того береговая батарея русских. Судя по всплескам, огонь вели орудия калибром свыше 138 мм, число орудий в батарее определить не удалось, так как орудия, по всей видимости, стреляли поочередно. Первый выстрел русских лег с перелетом в 500 метров, затем был недолет метров 200, в 00.44 в «Адмирал Шеер» попало 2 снаряда, один из которых повредил 150-мм орудие левого борта…».

« В 01.47 справа по борту было обнаружено здание напоминающее военную казарму и открыли по нему огонь. Примерно через минуту или две мы попали под огонь двух русских береговых батарей - одной калибра приблизительно 75 мм, а другой калибра 150 мм. Из-за пожаров в порту и на берегу, засечь вспышки русских орудий не удалось. После того, как в 01.57 русский снаряд попал в ангар с гидросамолетом и вызвал там пожар, я приказал выходить из боя. Расход боеприпасов при стрельбе по радиоцентру и борьбе с батареями русских составил 52 280-мм и 24 150-мм снарядов. Мы отошли 20 узловым ходом в море, и экипаж стал устранять повреждения…».


Из интервью бывшего боцмана л/п «А.Сибиряков» » А.Т. Павловского:

«Да, мы ничего не видели, так как сидели запертые внутри. Ну и что с того? То есть мы по-вашему не можем являться свидетелями боя? Скажите болезный (обращение к корреспонденту прим.), а вы интересовались когда-нибудь у танкистов, что они испытывают, когда в танк попадает снаряд, не пробивающий его брони? Да корабль больше танка. Ну и что? Немцы вели стрельбу залпами, а когда в "Шеер" попадали снаряды с Диксона, то он вздрагивал, как дом при землетрясении. Что значит не попадали? Кто говорит? Немцы говорят? Ну, так приведите сюда хотя бы одного, чтобы он нам в глаза посмотрел! А я спрошу у него, сколько народу у них тогда угорело, когда они тушили тот пожар в корме! Сгорел их самолет тогда! Тю-тю! В самом конце боя! Дыму было столько, что мы сами чуть не задохнулись. Как этот значит дым вентиляторы внутрь корабля погнали, так "Шеер" и прекратил стрельбу. А потом часа три ихний немецкий мат был слышен, топот и громыхание - тушили видимо. Ну, так где ваши немцы? Ах, не немцы, а их документы говорят! Ну, так я вам скажу, что на заборе тоже много чего написано! Официальные документы? У вас наверное и фотографии есть? Ах нет? Тогда о каких документах вы говорите?....».

Не пропустите:
Несломленный
История шедевра
Некиношная история
Танковая дуэль
Последний Герой
1 сентября 1939. "Странная" война
Дети и блокадный Ленинград

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

17
Автор: Antonio87,
Другие новости

Оставить комментарий

Amba
Amba Добавил(а) :
13 ноября 2016 20:10 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикРеспектПокажитесь уже все2Участник Мистер ЕкабуАктивный участник ПрофсоюзаОбщение без ограниченийЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовКорона - репутация +1002Лауреат премии Екабу 2015Коньяк за первую публикациюИллюстратор Екабу 20185Писатель Екабу 20184
"Ы"
"Ы" Добавил(а) :
13 ноября 2016 20:59 #
ПивоРыбкаТортикЛифчикЗонтик - 3000 комментовЧайник - 7000 комментовБарабан - 15000 комментовКорона - репутация +1002Коньяк за первую публикацию

показать все комментарии (21)

Написать комментарий:


Привет, Гость!

Для отправки комментария введи свои логин (или email) и пароль

Либо войдите, используя профиль в соцсети
МАТ в камментах - БАН 3 дня!