«Шокирующе простое»: почему каноничное свадебное платье — белое
В английском языке есть поговорка: «выходишь замуж в белом — твой выбор верен». Но белое платье не всегда было привычным атрибутом невесты. Оказывается, раньше замуж выходили в самых разных нарядах. А мода на белый появилась к середине XIX века — благодаря одной свадьбе в Великобритании.
Шафрановая фата и чёрное платье: что носили невесты в прошлом
В Древней Греции невесту нужно было одеть богато: платье с пурпурным подолом и золотыми тесьмами, ожерелье и обязательно шафрановая фата. Шафраном в то время лечили менструальные расстройства, поэтому фата символизировала женственность. Плюс греки верили, что она защищает невесту от неосторожных взглядов гостей. А вот в Спарте о красивых свадебных нарядах даже речи не шло: невест коротко стригли и одевали в мужскую одежду.
В Древнем Риме девушки специально покупали или шили наряд перед свадебной церемонией. После неё платье могли носить и дальше — его не считали изысканной одеждой на один раз. Новизна была важнее цвета, поэтому выйти замуж могли и в чёрном. У знатных римлянок был знаковый предмет свадебной одежды — алая мантия. Под неё надевали венок из цветов и трав, а волосы украшали шерстяными лентами.
В средневековой Европе у невесты и жениха не было специальных нарядов. Ко дню торжества каждый просто выбирал свою лучшую одежду.
Строгих требований к цвету тоже тогда не придумали. В одних деревнях невесты предпочитали красный, в других — голубой. Часто цвет платья выбирала семья жениха. В свадебном контракте даже прописывали, из какой ткани его пошить и каким мехом украсить.
На Руси девушки тоже выходили замуж в красных платьях. Этот цвет символизировал их «красоту и плодовитость». Платье передавали от матери к дочери: считалось, что женщина могла надеть его лишь раз в жизни.
Из траура на праздник: какая невеста первой надела белое платье
В середине XVII века белое платье считали траурным. Его носили вдовствующие королевы, которых называли «Белыми дамами». При этом в Венеции, например, знатные венецианские дамы считали самым изысканным чёрный цвет. Они предпочитали идти к алтарю именно в нём. Траурным чёрный стал намного позже — только через сто лет. В Европе и Северной Америке невесты долго надевали свадебные платья «практичных цветов»: коричневые, серые и даже чёрные. Жёлтые и синие тоже не были редкостью.
О том, кто придумал надевать белое на свадьбу, до сих пор спорят. По словам докторки искусствоведения Галины Петушковой, версий несколько. Согласно первой, моду на белые свадебные платья ввела Анна Австрийская. В четырнадцать лет она вышла замуж за столь же юного короля Франции Людовика XIII. Её белый подвенечный наряд был таким красивым, что покорил придворных дам Франции, а позднее и всей Европы. Модницы стали подражать наряду Анны. По другой версии, первое белое подвенечное платье сшили для родственницы Наполеона Бонапарта — принцессы Мюрат.
Третья версия — самая распространённая: моду на белое платье ввела королева Виктория.
Правда, платье королевы Виктории тоже украсили — цветами апельсина, которые символизировали её «добродетель и плодородие».
По данным музея Виктории и Альберта, королева выбрала именно такое платье неслучайно — она решила поддержать британскую кружевную промышленность. В то время текстильное производство механизировали, и многие мастерицы остались без работы. Виктория украсила свой свадебный наряд кружевом ручной работы. И лучше всего оно смотрелось именно на белом.
Какая бы версия о первом белом свадебном платье ни была верна, образ многим понравился. Невеста в белом платье и с кружевной фатой стала символом «чистоты и благопристойности» (белый цвет ассоциировали с девственностью ещё в довикторианскую эпоху). Её можно было увидеть в газетах, модных журналах и даже на открытках ко Дню святого Валентина. Но в массовую моду белое платье вошло не сразу. Поначалу его могли позволить себе только девушки из богатых семей. Представительницы рабочего класса выходили замуж просто в новом платье — таком, которое потом можно было надевать снова и снова. Так белый подвенечный наряд стал ещё и признаком статуса.
Как у Дианы и Грейс: почему белое платье вспоминали, забывали и снова вспоминали
Ситуация немного изменилась к XX веку, когда вырос общий уровень жизни. Теперь уже многие могли купить или сшить красивое платье на один раз. Повседневная одежда стала практичнее, зато на свадебных платьях, наоборот, отыгрывались — чем они были изысканнее, тем лучше.
Дизайнеров вдохновляли наряды из популярных в то время голливудских романтических фильмов. Белый цвет уступал то кремовым, то пастельно-розовым тонам. Популярными отделками стали кружево и люрекс.
Затем свои коррективы внесла Вторая мировая война. В то время было не до роскоши и пышных торжеств: девушки ждали женихов с фронта, планировали свадьбу в очень сжатые сроки и часто шли к алтарю в повседневных платьях.
Одним из самых знаковых белых свадебных нарядов XX века стало платье американской актрисы Грейс Келли. В нём она вышла замуж за принца Монако Ренье III в 1956 году. Платье было элегантным, но в то же время простым — шёлковый фатин, старинное брюссельское кружево, жемчуг. Дизайн придумала известная художница по костюмам Хелен Роуз, которая работала над нарядами Келли для кино. Он так всем понравился, что стал классикой. Многие женщины выбирали на свадьбу что-то похожее.
Постепенно свадебная мода менялась: становилась смелее и неформальнее. В 70-е, например, замуж выходили и в брючных костюмах, и в одежде хиппи, и в платьях с капюшонами.
В 80-е снова вспомнили про белую классику. Всё благодаря очередной королевской свадьбе — леди Дианы Спенсер и принца Чарльза. На Диане в день торжества было платье из тафты с восьмиметровым шлейфом. Его украсили старинным кружевом, которое принадлежало прабабушке короля Карла III. Это платье стало культовым и определило моду десятилетия — пышные юбки, длинные шлейфы, романтичные оборки и банты. И только в 90-е невесты снова вернулись к минимализму.
Не только белый: что носят невесты сегодня
В западной культуре белый цвет по-прежнему считают традиционно свадебным. Хотя с чистотой, непорочностью и тем более девственностью его уже не связывают. При этом некоторые невесты всё равно предпочитают другие оттенки — красный и даже чёрный (например, когда выходят замуж за вдовцов). Как и 200–300 лет назад, платье выбирают из практических соображений: тёмное можно надеть на ещё какое-нибудь торжество, а белое, скорее всего, будет пылиться в шкафу.
В некоторых культурах вообще не принято, чтобы невеста надевала белое платье. Например, в Индии, Китае и Вьетнаме традиционный цвет свадебного наряда — красный.
Его связывают с удачей. А белый, наоборот, считают траурным. В некоторых странах пары отходят от традиций и всё чаще празднуют свадьбу в западном стиле. Но невесты иногда идут на компромисс: в Перу, например, подол белого платья украшают традиционными красочными узорами. Получается микс разных культур.
Источник
Шафрановая фата и чёрное платье: что носили невесты в прошлом
В Древней Греции невесту нужно было одеть богато: платье с пурпурным подолом и золотыми тесьмами, ожерелье и обязательно шафрановая фата. Шафраном в то время лечили менструальные расстройства, поэтому фата символизировала женственность. Плюс греки верили, что она защищает невесту от неосторожных взглядов гостей. А вот в Спарте о красивых свадебных нарядах даже речи не шло: невест коротко стригли и одевали в мужскую одежду.
В Древнем Риме девушки специально покупали или шили наряд перед свадебной церемонией. После неё платье могли носить и дальше — его не считали изысканной одеждой на один раз. Новизна была важнее цвета, поэтому выйти замуж могли и в чёрном. У знатных римлянок был знаковый предмет свадебной одежды — алая мантия. Под неё надевали венок из цветов и трав, а волосы украшали шерстяными лентами.
В средневековой Европе у невесты и жениха не было специальных нарядов. Ко дню торжества каждый просто выбирал свою лучшую одежду.
Строгих требований к цвету тоже тогда не придумали. В одних деревнях невесты предпочитали красный, в других — голубой. Часто цвет платья выбирала семья жениха. В свадебном контракте даже прописывали, из какой ткани его пошить и каким мехом украсить.
На Руси девушки тоже выходили замуж в красных платьях. Этот цвет символизировал их «красоту и плодовитость». Платье передавали от матери к дочери: считалось, что женщина могла надеть его лишь раз в жизни.
Из траура на праздник: какая невеста первой надела белое платье
В середине XVII века белое платье считали траурным. Его носили вдовствующие королевы, которых называли «Белыми дамами». При этом в Венеции, например, знатные венецианские дамы считали самым изысканным чёрный цвет. Они предпочитали идти к алтарю именно в нём. Траурным чёрный стал намного позже — только через сто лет. В Европе и Северной Америке невесты долго надевали свадебные платья «практичных цветов»: коричневые, серые и даже чёрные. Жёлтые и синие тоже не были редкостью.
О том, кто придумал надевать белое на свадьбу, до сих пор спорят. По словам докторки искусствоведения Галины Петушковой, версий несколько. Согласно первой, моду на белые свадебные платья ввела Анна Австрийская. В четырнадцать лет она вышла замуж за столь же юного короля Франции Людовика XIII. Её белый подвенечный наряд был таким красивым, что покорил придворных дам Франции, а позднее и всей Европы. Модницы стали подражать наряду Анны. По другой версии, первое белое подвенечное платье сшили для родственницы Наполеона Бонапарта — принцессы Мюрат.
Третья версия — самая распространённая: моду на белое платье ввела королева Виктория.
В 1840 году она вышла замуж в «шокирующе простом» белоснежном наряде. Это было чуть ли не вызовом обществу: в то время монаршим особам полагалось совсем другое одеяние — алое, бархатное, расшитое драгоценными камнями.
Правда, платье королевы Виктории тоже украсили — цветами апельсина, которые символизировали её «добродетель и плодородие».
По данным музея Виктории и Альберта, королева выбрала именно такое платье неслучайно — она решила поддержать британскую кружевную промышленность. В то время текстильное производство механизировали, и многие мастерицы остались без работы. Виктория украсила свой свадебный наряд кружевом ручной работы. И лучше всего оно смотрелось именно на белом.
Какая бы версия о первом белом свадебном платье ни была верна, образ многим понравился. Невеста в белом платье и с кружевной фатой стала символом «чистоты и благопристойности» (белый цвет ассоциировали с девственностью ещё в довикторианскую эпоху). Её можно было увидеть в газетах, модных журналах и даже на открытках ко Дню святого Валентина. Но в массовую моду белое платье вошло не сразу. Поначалу его могли позволить себе только девушки из богатых семей. Представительницы рабочего класса выходили замуж просто в новом платье — таком, которое потом можно было надевать снова и снова. Так белый подвенечный наряд стал ещё и признаком статуса.
Как у Дианы и Грейс: почему белое платье вспоминали, забывали и снова вспоминали
Ситуация немного изменилась к XX веку, когда вырос общий уровень жизни. Теперь уже многие могли купить или сшить красивое платье на один раз. Повседневная одежда стала практичнее, зато на свадебных платьях, наоборот, отыгрывались — чем они были изысканнее, тем лучше.
Дизайнеров вдохновляли наряды из популярных в то время голливудских романтических фильмов. Белый цвет уступал то кремовым, то пастельно-розовым тонам. Популярными отделками стали кружево и люрекс.
Затем свои коррективы внесла Вторая мировая война. В то время было не до роскоши и пышных торжеств: девушки ждали женихов с фронта, планировали свадьбу в очень сжатые сроки и часто шли к алтарю в повседневных платьях.
Cами свадебные наряды из-за дефицита тканей шили из парашютного шёлка.
Одним из самых знаковых белых свадебных нарядов XX века стало платье американской актрисы Грейс Келли. В нём она вышла замуж за принца Монако Ренье III в 1956 году. Платье было элегантным, но в то же время простым — шёлковый фатин, старинное брюссельское кружево, жемчуг. Дизайн придумала известная художница по костюмам Хелен Роуз, которая работала над нарядами Келли для кино. Он так всем понравился, что стал классикой. Многие женщины выбирали на свадьбу что-то похожее.
Постепенно свадебная мода менялась: становилась смелее и неформальнее. В 70-е, например, замуж выходили и в брючных костюмах, и в одежде хиппи, и в платьях с капюшонами.
В 80-е снова вспомнили про белую классику. Всё благодаря очередной королевской свадьбе — леди Дианы Спенсер и принца Чарльза. На Диане в день торжества было платье из тафты с восьмиметровым шлейфом. Его украсили старинным кружевом, которое принадлежало прабабушке короля Карла III. Это платье стало культовым и определило моду десятилетия — пышные юбки, длинные шлейфы, романтичные оборки и банты. И только в 90-е невесты снова вернулись к минимализму.
Не только белый: что носят невесты сегодня
В западной культуре белый цвет по-прежнему считают традиционно свадебным. Хотя с чистотой, непорочностью и тем более девственностью его уже не связывают. При этом некоторые невесты всё равно предпочитают другие оттенки — красный и даже чёрный (например, когда выходят замуж за вдовцов). Как и 200–300 лет назад, платье выбирают из практических соображений: тёмное можно надеть на ещё какое-нибудь торжество, а белое, скорее всего, будет пылиться в шкафу.
В некоторых культурах вообще не принято, чтобы невеста надевала белое платье. Например, в Индии, Китае и Вьетнаме традиционный цвет свадебного наряда — красный.
Его связывают с удачей. А белый, наоборот, считают траурным. В некоторых странах пары отходят от традиций и всё чаще празднуют свадьбу в западном стиле. Но невесты иногда идут на компромисс: в Перу, например, подол белого платья украшают традиционными красочными узорами. Получается микс разных культур.
Источник
1
Другие новости
Написать комментарий: